Плакаты войны и победы 1941-1945 конспект открытого внеклассного мероприятия


Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Уфимский художественно – промышленный колледж
План- конспект открытого внеклассного мероприятия
на тему:
«Плакаты войны и победы.1941-1945г.»
Разработал мастер п/о
Бабина Н.Ю,
Уфа 2014
Тема: Плакаты войны и победы.1941-1945г.
Цель: Ознакомить с произведениями оформительского искусства- плакатами, посвященными Великой Отечественной войне.
Задачи: Изучить произведения оформительского искусства- плакаты посвященные Великой отечественной войне. Развивать умение понимать сюжетный замысел плакатов как материалов наглядной агитации, понимать роль и значение наглядной агитации в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать любовь к Родине, патриотизм.
Оборудование: мультимедийный комплекс.
Зрительный ряд: презентация на тему «Плакаты войны и победы.1941-1945г».
Музыкальный ряд: «Война Священная», «Эх дороги», «День Победы».
Литературный ряд: «Ты должна!» Ю. Друнина; «Враги сожгли родную хату », М. Исаковский; «Утро победы» А.Сурков.
План мероприятия:
1.Вступление («Война Священная»).
2. Содержательная часть.
3.Заключение («День победы»).

Торжественно, громко звучит «Война священная»,
Ведущий:
Великая Отечественная Война заставила перестроить на военный лад все стороны жизни советских людей. Мирные люди одевали военную форму и уходили на фронт. Заводы начинали выпускать оружие и снаряды. Артисты и композиторы, кинематографисты и художники перестроились на военный лад, так как в военное время не менее важным, чем мужество на фронте, было умение поднять боевой дух людей, повести их на борьбу, поддержать в трудную минуту и порадоваться успехам.
Ведущий:
Плакат оказался одним из самых эффективных средств, выражения чувств всего населения, он был обращён к миллионам граждан для призыва к действию, к защите Родины. Многие плакаты стали в последствие классикой советского искусства. Уже 22 июня 1941 года творческий коллектив художников, впоследствии известный под названием «Кукрыниксы» , (псевдоним состоит из первых слогов фамилий: Куприянов, Крылов, Соколов) создали эскиз первого плаката периода Великой Отечественной Войны «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» Ведущий:
В числе плакатных листов Июня 1941-го была работа Алексея Алексеевича Кокорекина «Смерть Фашистской Гадине!». Сюжет плаката и его художественное решение напоминают плакат Кукрыниксов. Враг показан в виде мерзкого гада, в форме свастики которого пронзает штыком Воин Красной Армии. Эта работа выполнена своеобразным художественным приемом без фона с использованием только черного и красного цветов. В условиях военного времени были важны сроки воспроизведения плакатов, поэтому художник был вынужден ограничить палитру красок при создании этого плаката.
Ведущий:
В течение нескольких дней его узнала вся страна, а еще через неделю - весь мир. За этим плакатом последовали другие. Плакаты, карикатуры в газетах, "Окна ТАСС", книжные иллюстрации, антифашистские листовки для немецких солдат, даже упаковки для пищевых концентратов, посылаемые на фронт, - все эти многообразные формы использовали художники Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов (Кукрыниксы), заставляя их служить своей цели.
Ведущий:
Спустя неделю после начала войны появился один из самых известныхплакатов военных лет «Родина-Мать зовет!» - автор Ираклий Тоидзе. Аллегорическая женская фигура на фоне штыков держит в руках текст военной присяги. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа — в выражении взволнованного лица простой русской женщины. Жена художника, подтолкнула автора на создание собирательного образа матери, которой выпала участь провожать своих сыновей на войну. Призыв защитить Родину - мать, выражен характерным жестом руки, присущим грузинским женщинам. Плакат был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР.
Ведущий:
В это тяжёлое время художниками Владиславом и Зоей Правдиными создаётся плакат "Молодежь, в бой за Родину!". На этом плакате изображён боец, призывающий мобилизованных новобранцев на защиту Отечества. Летом 1941 года агитационные плакаты посылались на фронты войны наравне с патронами и снарядами, их расклеивали на стенах городов отражавших нападение гитлеровцев.
Ведущий:
Плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие, берегли. Удачным опытом глубокого психологического решения патриотической темы в плакате явились работы Виктора Борисовича Корецкого. При их создании использовалась специальная режиссерская съемка с использованием фотографии. Многие работы Корецкого выполнены методом фотомонтажа. Призывом к мщению звучал его плакат «Воин Красной Армии, спаси!», впервые напечатанный в газете «Правда» 5 августа 1942 году. Не было ни одного бойца, которого бы, не пронзила трагическая сила этого образа женщины, в ужасе прижавшей к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой. Плакат стал действительно клятвой каждого бойца.
Ведущий:
Среди самых искренних работ тех дней — лист Виктора Корецкого «Наши силы неисчислимы». Плакат, выполненный методом фотомонтажа, призывал к созданию народного ополчения для борьбы с врагом. Художник обращался к символу русского национального патриотизма — скульптуре Мартоса «Минин и Пожарский», которая на плакате олицетворяла Москву и всю страну, многонациональный советский народ. Лозунг плаката Виктор Корецкого явился пророческим: миллионы людей встали на защиту Отечества и отстояли свою свободу и независимость.
Ведущий:
Красная Армия в кровопролитных боях теряла огромное число единиц боевой техники. Тема единства фронта и тыла и важности трудового вклада всего народа в достижение победы стала весьма значимой для плакатов лета-осени 1941 года. В Студии им. Грекова художники Николай Жуков и Виктор Климашина создали плакат- «Отстоим Москву!». Авторы пошли по пути художественного обобщения и придали воину черты народного героя, находящегося на высочайшем эмоциональном подъеме и призывающего отстоять от врага не только столицу, но и свободу всей страны.
Ведущий:
Разгром гитлеровцев под Москвой придал искусству военного плаката новые силы. Слова Иосифа Виссарионовича Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков...», сказанные им на праздничном военном параде 7 ноября 1941 года, определили тематику серии работ, созданной в 1941 — 1942 годах Виктор Ивановым совместно с Ольгой Буровой. Исторические параллели, которые демонстрировали плакаты, носили конкретный характер. «Иконный» образ Дмитрия Донского объявлял «священной» войну с иноземными поработителями.
Чтец
ТЫ ДОЛЖНА!Побледнев,Стиснув зубы до хруста,От родного окопаОднаТы должна оторваться,И брустверПроскочить под обстреломДолжна.Ты должна.Хоть вернешься едва ли,Хоть «Не смей!»Повторяет комбат.Даже танки(Они же из стали!)В трех шагах от окопаГорят.Ты должна.Ведь нельзя притворятьсяПеред собой,Что не слышишь в ночи,Как почти безнадежно«Сестрица!»Кто-то там,Под обстрелом, кричит…
Ведущий:
В суровые месяцы 1942 года художники открыто показали трагедию мирных жителей на оккупированной территории. Женщины и дети обратились с плакатов к воинам с призывом: «Спасите нас!». Науку ненависти преподали воинам плакаты такие как работа Федора Антонова — «Сын мой! Ты видишь долю мою...» — она стала символом народного страдания.
Ведущий:
Чтец
ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ 
Враги сожгли родную хату,Сгубили всю его семью.Куда ж теперь идти солдату,Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком гореНа перекресток двух дорог,Нашел солдат в широком полеТравой заросший бугорок.

Стоит солдат - и словно комьяЗастряли в горле у него.Сказал солдат: "Встречай, Прасковья,Героя - мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,Накрой в избе широкий стол,-Свой день, свой праздник возвращеньяК тебе я праздновать пришел..."

Никто солдату не ответил,Никто его не повстречал,И только теплый летний ветерТраву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил,Раскрыл мешок походный свой,Бутылку горькую поставилНа серый камень гробовой.

"Не осуждай меня, Прасковья,Что я пришел к тебе такой:Хотел я выпить за здоровье,А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,Но не сойтись вовеки нам..."И пил солдат из медной кружкиВино с печалью пополам.

Он пил - солдат, слуга народа,И с болью в сердце говорил:"Я шел к тебе четыре года,Я три державы покорил..."

Хмелел солдат, слеза катилась,Слеза несбывшихся надежд,И на груди его светиласьМедаль за город Будапешт.1945
Ведущий: Создание образов героических защитников родины в годы войны года было первой серьезной пробой сил для художников-плакатистов. Пафосом борьбы наполнены плакаты такие как работа Виктора Корецкого «Бей так: что ни патрон — то враг». Старейший плакатист, блестяще владеющий оружием сатиры, Дмитрий Моор, использовал композицию плаката периода Гражданской войны «Ты записался добровольцем?» под новым лозунгом: «Ты чем помог фронту?». Актуальность и действенность плаката была так высока, что его перепечатали в других городах страны с переводом лозунга на языки народов СССР.
Ведущий:
В январе 1943 года в Германии была объявлена «тотальная мобилизация». Военная машина Третьего Рейха еще не была окончательно сломлена. Художники обратились к бойцам с «ударными» плакатными посланиями о том, как надо бить врага. После разгрома врага под Сталинградом от художников потребовалось создание жизнеутверждающих плакатов, которые показали бы встречу освободителей советских городов и сел. Первым победным плакатом 1943 года стала работа Виктор Иванова «Ты вернул нам жизнь!». Художник изобразил молодую женщину, радостно обнимающую мужественного бойца автор создал наиболее запоминающийся образ русского солдата.

Чтец
УТРО ПОБЕДЫГде трава от росы и от крови сырая,Где зрачки пулеметов свирепо глядят,В полный рост, над окопом переднего края,Поднялся победитель-солдат.
Сердце билось о ребра прерывисто, часто.Тишина… Тишина… Не во сне — наяву.И сказал пехотинец: — Отмаялись! Баста!-И приметил подснежник во рву.
И в душе, тосковавшей по свету и ласке,Ожил радости прежней певучий поток.И нагнулся солдат и к простреленной каскеОсторожно приладил цветок.
Снова ожили в памяти были живые —Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.За четыре немыслимых года впервые,Как ребенок, заплакал солдат.
Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,Сапогом попирая колючий плетень.За плечами пылала заря молодая,Предвещая солнечный день.1945г.
Ведущий:
Быстрота развития событий на фронтах Великой Отечественной войны вызывала оптимизм у художников. Эту уверенность в предстоящем разгроме врага мастерски передали фото монтажная композиция . Но до окончательной победы над врагом путь был совсем не близок. В 1944 году перед художниками была поставлена задача показать необратимость движения Красной Армии на запад. На плакате солдат прикладом автомата сбивает, установленную фашистами доску-указатель "Drang nach osten". Отныне волна похода устремляется на запад, и, кажется, никакая сила не сможет остановить этого порыва. "На Запад!" - тема и название самых популярных плакатов этого периода. 1944, 1945. Война вошла в новую фазу. Дороги войны, медленные, хранящие следы отступления, где на каждом шагу подстерегала смерть, остались позади. (Тихо звучит песня «Эх дороги».)
Ведущий:
Ко Дню Победы 1945 года был выпущен известный плакат «Слава воину- победителю!», автором которого был Виктор Климашин. Советский военный плакат всегда отвечал своему назначению: он был оружием, бойцом в строю; он был одновременно и достоверным документом и хранителем памятных событий военных лет. Поэтому плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.
Плакаты Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов стали вкладом нашей страны в сокровищницу мирового художественного наследия XX века. Уже в годы войны советский плакат был признан во всем мире вершиной агитационно-пропагандистского искусства. Несмотря на материальные трудности, сокращение печатных изданий и дефицит качественной бумаги, художники смогли «выковать мощное оружие», способное без промаха разить врага и объединить силы фронта и тыла — армию и народ — для Победы над фашизмом. ( Звучит песня «День победы»)
Литература
Жукова А. С. Страницы истории нашей. Живопись. Скульптура. Поэзия. - М.: «Изобразительное искусство»1988.
Фенина Э.П. Живопись Башкортостана в 1950-70 годы. - Уфа: Демиург2000
Памятники Отечества /Альманах №38 (2, 1997)
Иллюстрированная история СССР. Изд. 2-е, доп. – М.: «Мысль»,1977.
Энциклопедический словарь юного художника/сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. – М.: Педагогика, 1983.
www. sovietart.org
www.yandex.ru
www.savok.name
www. wikipedia.org
www. sovmusik.ru
www.srb.ru