Сценарий тематического вечера, посвящённого ленинградцам пережившим блокаду Две женщины- две судьбы

« Две женщины- две судьбы»
Сценарий тематического вечера, посвящённого ленинградцам пережившим блокаду.Составитель: Алексеева О.В.
Во время сценария показывается презентация.
(звучит вальс)
1 ученик. Июнь. Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море.
И раздавался громкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
И песня над родной лилась Невой,
Мы шли навстречу утру и смеялись.
Не знали мы ещё тогда с тобой,
Что с детством мы и с юностью прощались.
(Музыка меняется.)
Ведущий. Начавшая война изменила все планы. Теперь нужно было думать не о школе, учёбе и играх. Теперь нужно было защищать страну и свою свободу.
Гитлеровские войска рвались к Ленинграду. Фюрер решил стереть город с лица земли. На защиту города поднялись все его жители от мала до велика.
2 ученик. Сорок первый, сентябрь, восьмое число,
В этот день нас блокады огнём обожгло.
Мы не знали ещё, что замкнулось кольцо
И что смерть нам уже заглянула в лицо.
И в тот день не могли мы предположить,
Как нам долго терпеть, и как мало нам жить.
Ведущий. 3 сентября 1941 года вокруг города сомкнулось кольцо блокады, длиною в 900 дней и ночей. Блокада- это холод, отсутствие тепла и воды.
Но самое страшное - это голод. Потому что страшнее мук голода может быть только смерть.
3 ученик. Бомбы ночью, обстрелы с рассвета.
От печей, как от окон - холодом.
Только самое страшное - это
По ночам просыпаться от голода.
Вместо супа - бурда из столярного клея.
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Наш хлебный суточный паёк
Ладонь и ту не закрывает.
И человек, который слег,
Теперь всё чаще умирает
Ведущий. В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 миллиона 887 тысяч человек, 400 тысяч из них – дети. Они ждали хлеба, но его негде было взять.
Вед. Иду в темноте вдоль воронок.

4 ученик.
Прожекторы щупают небо.
Прохожие. Плачет ребёнок
И просит у матери хлеба.
А мать надорвалась от ноши
И вязнет в сугробах и ямах.
- Не плачь, потерпи, мой хороший, -
И что-то бормочет о граммах.
Их лиц я во мраке не вижу,
Подслушано горе вслепую,
Но к сердцу придвинулось ближе
Осада, в которой живу я.

( Звучит музыка Брамса. На площадке приглушён свет. Маленькая девочка, закутанная в несколько одежек, ковыряется в мусоре. Появляется девушка, с грустью смотрит на девочку, подходит к ней.)

Девушка. Ты кто? Ты из какого дома?
Я всех в этих домах знаю, а тебя здесь никогда не видела. Ты в каком доме живёшь?
Девочка. (нехотя)Я не здесь живу Около дома неловко мусор разгребать. Вдруг кто увидит
Девушка. И чего ты найти хочешь?
Девочка. Ищу чего-нибудь Ленке поесть
Дев. Да разве тут чего найдёшь? ты же видишь тут только мусор звать-то тебя как?
Девочка. Наташка (оживляясь) А вчера я в одном дворе кочерыжку нашёл, хорошую, замёрзшую только!.. Мы с Ленкой её весь день по – маленьку грызли
Дев. А Лена это кто? Где она?
Девочка. Сестрёнка моя Дома она. А больше никого в квартире нет Маму позавчера ранило, она в госпитале, а папа фрицев бьёт Ленка одна дома лежит
Дев. Слушай, Ванька, тут недалеко райсовет, ты иди туда. Найдёшь Ирину Леонидовну, она о таких как вы заботится. Расскажешь ей всё, вместе с ней за твоей сестрой сходите. Вас накормят. Ходить-то Лена может?
Девочка. Ходит. Она уже большая, целых пять лет. А как же нас накормят? Карточек-то у нас нет, они у мамы остались
Дев. В распределителе накормят без талонов. Сейчас всех выживших стараются спасти. А я про вашу маму узнаю, и всё тебе сообщу.
Девочка. А откуда ты узнаешь, где мы?
Дев. Я тоже в распределителе работаю.
Девочка. А без карточек точно накормят?
Дев. Точно! ( Улыбнувшись) Пойдем, я тебя провожу.
Девочка. ( Радостно) Пойдём!

Ведущий. Как ни старались фашисты убить в ленинградцах всё человеческое, им не удавалось. Работали заводы. Старшие подростки заменили взрослых у станков, в госпиталях. Школьники создавали концертные бригады, чинили раненым бельё, читали им книги, писали за них под диктовку письма родным.
Но самый великий подвиг маленьких ленинградцев был в том, что они учились! Учились, не смотря на холодину в классах, на голод, учились, не смотря ни на что!
Опасен и тяжел был путь в школу – постоянные бомбёжки, артобстрелы, снежные заносы создавали невыносимые препятствия для ослабленных еле двигающихся ребятишек.
5 ученик. Девчонка руки протянула
И головой - на край стола
Сначала думали – уснула,
А оказалось – умерла.

Ведущий Да Блокада – это смерть. Она настигала людей везде: на улице – человек вдруг падал и больше не вставал, в квартире – ложился спать и засыпал навеки, в очереди за хлебом – закрывал глаза на минутку – и уже никогда не открывал их. Сначала люди хоронили своих родных, потом не было силы копать могилы в замерзшей земле, случалось, что умерших не выносили из дома до конца месяца, чтобы получать по их карточкам хлеб.
Холод и голод притупили все чувства И всё же люди даже в таких нечеловеческих условиях оставались людьми
Гитлеровцы перекрыли железнодорожную ветвь. Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставался единственный путь - по Ладожскому озеру. Все с нетерпением ждали морозов. И только толщина льда достигла 18-ти сантиметров, на лёд вышли первые конные обозы и через два дня тронулись грузовики. Ленинград ждал хлеба. Под постоянным фашистским обстрелом, в тяжёлых условиях, днём и ночью, шли в осаждённый город по Дороге жизни караваны с продовольствием, боеприпасами и людьми.
Уже в конце декабря впервые были повышены нормы выдачи хлеба!
Рабочим - по 300 граммов, всем остальным – по 200. А в январе, феврале нормы снова били повышены.
Город был спасён! Но ещё долгое время, люди пережившие блокаду, панически боялись голода. Они и в мирное время прятали хлеб про запас
Ленинграду помогала вся страна. В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. Блокада Ленинграда была снята.
. Родина высоко оценила смертный подвиг героев, наградив город орденом Ленина. Девятисотдневная защита осажденного города – это Легендарная повесть мужества и геройства, это массовый всенародный подвиг.

В братских могилах на Пискарёвском кладбище покоятся 400 тысяч человек, главным образом, гражданское население.

6 ученик. Здесь лежат ленинградцы.
Рядом с ними солдаты- красноармейцы.
Всею жизнью своею защищали они Ленинград.
Их имён благородных мы здесь
Перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.

Ведущий. Мужество ленинградцев, доблесть защитников города Ленинграда навсегда сохраняется в благодарной памяти потомков.

В этом году исполнилось 66 лет со дня полного освобождения блокады Ленинграда. В нашем селе проживают две женщины, две девочки пережившие блокаду. Это Попова Тамара Фёдоровна и Петрова Нонна Ивановна. Судьбы их по-своему интересны, мучительны и горьки. Две женщины – две судьбы.
И мы просим подняться на сцену Попову Тамару Фёдоровну.

( Участница под музыку поднимается, показ слайдов « Две женщины, две судьбы..»)

Ведущий. Родилась Тамара Федоровна в1938 году. Сначала блокады ей было всего 3 года. Но, не смотря, на такой юный возраст воспоминания тех лет как страшный сон.
Жила Тамара Фёдоровна в большой, дружной и полноценной семье: папа, мама и пятеро детей. Но началась война, отец ушёл на фронт и тогда наступили самые страшные дни. Голод, холод – ведь обогреть и накормить пятерых детей?.. Одной заботой и любовью сыт не будешь. Маме приходилось голодать и отдавать последние крошки своим деткам, так как не всегда можно было получить заветный паёк, нескончаемые очереди. Трое детишек так и не смогли пережить голод. Умерли прямо на глазах.
Город бомбили. Люди боялись выходить на улицу, ведь каждый поход на работу или за продуктами мог быть последним. И это случилось. В один из дней мама так и не вернулась домой, она попала под немецкий обстрел. После этого не откуда было ждать, ни помощи, ни куска хлеба. Девочки плакали, просили есть, звали маму. Уставшие и голодные, от изнеможения они засыпали, а когда просыпались, ни чего не менялось. Но однажды, в дом ворвались страшные чудовища. Дети не просто кричали, они орали. Как сейчас поясняет Тамара Фёдоровна – это были люди в противогазах, которые ходили по домам, искали выживших и предлагали им свою помощь. Девочек забрали в распределитель, обогрели и накормили. Затем их переправили по льду в Чебоксарский детский дом.
Но ужас войны не прекращался. Жизнь в детском доме хуже, чем в тюрьме – вспоминает Тамара Фёдоровна. Голод, холод, грязь. Дети ложились спать и просыпались от боли и укусов – вшей, гнид и блох. Они были повсюду в одежде, в постели. Девочки всё время плакали и вспоминали маму. Тамара часто пряталась под стол и читала книги. С тех пор, чтение стало её любимым занятием, она начала писать стихи.
Вот таковы воспоминания маленькой девочки. Начиная с 3-х летнего возраста, она была лишена тепла, ласки, любви. У неё не было счастливого детства.
Сейчас Тамара Фёдоровна живет в Платошино. Она мать семерых детей, девяти внуков и трёх правнуков. И всех она любит по своему, учит ценить жизнь, родителей, маму. И не желает ни кому из них такого детства, такой судьбы.
7 ученик.
Если вдруг начнётся война,
Я за Родину жизнь отдам.
Чтоб берёзок сберечь покой,
Чтоб не тронул их враг рукой.
Я хочу , чтобы видели дети,
Как красив Урал на рассвете.
Как приятен птичий гам
И особенно по утрам.
И берёзок красив хоровод
И пусть вечно Урал живёт!

Ведущий. Это строки из поэтической тетради Тамары Фёдоровны. 15 октября 1983 года.

Спасибо вам, Тамара Фёдоровна! (Музыка, Вручение цветов.)

А сейчас, мы приглашаем подняться к нам Петрову Нонну Ивановну.

(Выход участницы, показ слайдов.)

Ведущий. Судьба Нонны Ивановны тоже связана с блокадой.
На Васильевском острове, сейчас напротив Эрмитажа, жила семья научного сотрудника университета. Жена, дочь Нонна и новорожденный сын Борис.
До войны Ленинград был очень чистый город, поэтому все ходили в туфельках и только в дождь одевали калошки – вспоминает Нонна Ивановна. Когда началась война, Нонна училась в гимназии при университете. Папа занимался оборонной промышленностью, мама воспитывала маленького братика. Окна в большой светлой, до войны, квартире, теперь полностью были завешаны коврами. Свет не должен был проникать. Грелись: топили буржуйки, сжигали мебель. Семья была обеспеченной, поэтому выжили благодаря тому, что мама ходила на блошиный рынок, где было всё и меняла вещи на продукты. Там можно было купить и сухое молоко для малыша, и картошку, и хлеб.
Нонна училась: не было ни книг, ни тетрадей. В школе было холодно, но дети получали образование. Иногда их выводили в бомбоубежище и там продолжались занятия. Кроме уроков, детей учили бальным танцам, шитью, вышиванию. Нонна любила гимнастику и вместе со всеми ребятами ходила в госпиталь выступать перед ранеными.
Университетский городок почти не бомбили, та как над университетом для безопасности населения и защиты детей были запущены дирижабли.
С ужасом, рассказывает Нонна Ивановна о том, что во время блокады было очень много крыс, они целыми стаями ходили на водопой. И потом, когда были пущены трамваи, они даже останавливались, пропуская крыс. Эти мерзкие воспоминания впали в душу. У Нонны Ивановны была подруга, которая от голода умерла в квартире. И когда её нашли, лицо подруги было съедено. Очень много крыс
Блокада закончилась. Разруха Город восстанавливали пленные немцы.
Нонна продолжала учиться. Закончила 7 классов гимназии. В1951 году закончила менделеевский техникум – технолог по производству катализаторов нефтяной промышленности. Здоровье было подорвано и долгое время голод и холод блокады влиял на жизнь и здоровье Нонны и её близких. Война сказывалась на судьбах людей
С 1999 года Нонна Ивановна проживает в нашем селе. Здесь живёт её сын Петров Павел Юрьевич с женой и сыном Иваном.
Жизнь продолжается. Нонна Ивановна заслуженный человек, гражданин России и просто добрая, милая женщина и ласковая бабушка.
Спасибо вам Нонна Ивановна!
(Музыка, вручение цветов.)

(Звучит музыка, выступление учащихся песни «До свидания, мальчики» .)


8 ученик. В глазах сегодня боль и радость
У стариков страны моей,
Кто жил в блокадном Ленинграде
Те девятьсот смертельных дней.
Сегодня плачут без утайки,
С души снимая скорби груз,
Кто помнит стограммовой пайки
От горя горько-горький вкус
Кто с ними сердцем был и мыслью
И, хоть друзей терял, терял,
Упрямо по «Дороге жизни»
Продукты в город доставлял.
И плачут те, кто шёл на битву,
Кто был с врагом лицо в лицо,
Кто потом, кровью и молитвой
Порвали страшное кольцо.
Совсем немного их осталось
Пусть, плача, боли не таят,
И пусть хрустальные бокалы
Победно в их руках звенят.
Уж нет на карте Ленинграда,
Кто «наверху», тому видней
Но русским свято помнить надо
Те девятьсот блокадных дней.

Ведущий. Жителям блокадного Ленинграда посвящается

(Показ фильма.)

Ведущий. Уважаемые друзья, на этом тематический вечер, посвящённый защитникам блокады Ленинграда, окончен.
Мы благодарим наших артистов, а также тех, кто помогал нам подготовить и провести это мероприятие.
Желаем вам счастья, здоровья, долгих лет жизни и мирного неба над головой.
15