Рабочая программа учебного предмета (курса) «Математика в быту и повседневной жизни» для 8 – х классов


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ «СОШ №1» ______________А.В.Петряев «____» ____________ 2014 г.
Рассмотрено на заседании Согласовано:
Экспертного совета Зам. директора МОУ «СОШ №1»
__________________________ ___________________________
Протокол №____ от _________ «____» ____________ 2014 г.
Протокол заседания методического
совета школы №____ от _________
Рабочая программа учебного предмета (курса)
«Математика в быту и повседневной жизни»
для 8 – х классов

Составитель: Киреева А.Л.
2014 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса по выбору «Математика в быту и повседневной жизни» разработана на основе Программы курса предпрофильной подготовки по математике с ориентацией на технологический профиль для обучающихся 8 – х классов, «Математика в быту и повседневной жизни» автор Е.Е. Мордовина, доцент кафедры высшей математики Тамбовского государственного технического университета, канд.тех. наук, города Тамбова. Программа опубликована в журнале «Профильная школа» №3, 2013г.
Рабочая программа рассчитана на IV четверть – 16 часов, из расчета 2 часа в неделю. Программа используется без корректировки.
Многие школьники, не планирующие для себя использование математического аппарата в профессиональной деятельности, не подозревают о разнообразии его применения в повседневной жизни, считая, что на бытовом уровне польза от математики ограничивается только возможностью считать денежные средства. Для таких учащихся мотивацией к усвоению минимального объема базовых математических знаний служит лишь необходимость сдать математику в рамках ГИА. Актуальность курса по выбору «Математика в быту и повседневной жизни» обусловлена тем, что этот курс позволяет расширить представления школьников о возможностях использования математического аппарата в повседневной жизни и повторить при этом основы базового курса математики; потренироваться в решении практических задач, с которыми люди сталкиваются, например, при ремонте дома, работе в саду и огороде, совершении покупок, в путешествии и т.п.
Основная идея курса состоит в том, что теоретическая и практическая часть программы носит прикладное и общеобразовательное значение. Запланированные экскурсии на рынок и в туристическое агентство позволят расширить представления учащихся о применении математических знаний в быту и повседневной жизни.
Цели курса:
формирование у школьников наиболее полного представления о применении математических знаний в повседневной жизни, мотивация к изучению;
развитие познавательного интереса к практическому применению математического аппарата.
Задачи курса:
повторение и систематизация основ базового курса математики, необходимых для применения в повседневной жизни;
формирование умений и навыков использования несложного математического аппарата для решения бытовых практических задач.
В ходе реализации курса учащиеся познакомятся с профессиями технологического направления, требующими навыков применения простейшего математического аппарата (мастеров строительных и отделочных работ, столярного и мебельного производства, садово-паркового и ландшафтного строительства, огранщика алмазов, портного, продавца и контролера- кассир, повара, кондитера и д.р.).
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
Раздел 1. Введение.
Раздел 2. Самые востребованные темы из алгебры и геометрии при решении бытовых задач.
Раздел 3. Математики в быту и повседневной жизни.
Во введение происходит информирование обучающихся о содержании курса и его актуальности, а также о роли арифметики в жизни человека.
В процессе реализации содержания раздела «Самые востребованные темы из алгебры и геометрии при решении бытовых задач» происходит формирование навыков решения простейших уравнений и неравенств, а также систем уравнений и неравенств; решения простейших задач с составлением уравнений.
В третьем, самом объемном разделе, рассматривается применение математического аппарата в быту и повседневной жизни на примере решения задач, позволяющих при отсутствии калькулятора и применении рациональных приемов счета тренироваться в:
совершении покупок и собственной платежеспособности;
определении правильности полученной сдачи от продавца. Также решаются задачи о получении и выплате денежных кредитов, а также на действия с дробями и использовании свойства пропорции при реализации или составлении кулинарных рецептов. Также демонстрируются легко разрешаемые с использованием аппарата математической логики жизненные ситуации.
Отличительная особенность курса «Математика в быту и повседневной жизни» в том, что он достаточно универсален, имеет большую практическую значимость, доступен обучающимся 8 классов и рассчитан на тех, кто стремится не только развивать свои навыки в применении математических преобразований, но и рассматривает математику как средство получения дополнительных знаний о профессиях. 
При работе с данным содержанием будет использована информационная технология. Подбор заданий производится с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. При изучении курса используется так – же поисково-исследовательская деятельность учащихся, которая реализуется и на занятиях, и в ходе самостоятельной работы школьников.
Занятия будут проводиться в форме лекций и практикумов с использование проблемного метода обучения, а также поисковых и игровых методов.
Учебно-тематическое планирование
Раздел,
тема Количество часов
всего теорети-ческихпракти-ческихконтрольных экскур-сий
1. Введение. 1 1 - - -
2.Самые востребованные темы из алгебры и геометрии при решении бытовых задач. 4 1 3 3. Математики в быту и повседневной жизни. 11 0,5 8,5 2
Список литературы
Виленкин Н.Я. За станицами учебника математики / Н.Я Виленкин, И.Я. Депман. – М.: Просвещение, 1989.
Гусев В.А Внеклассная работа по математике 6-8 классах / В.А. Гусев. – М.: Просвещение, 1984.
Дорофеев Г.В. Процентные вычисления: учеб. Пособие для старшеклассников / Г.В. Дорофеев, Е.А. Седова – М.: Дрофа, 2003
Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка: пособие для учащихся 4-8 кл./ Ф.Ф.Нагибин, Е.С.Канин- М.: Просвещение 1988.
Нагибин Ф.Ф. Сборник логических упражнений: пособие для учителей математики / Ф.Ф Нагибин, Е.С. Канин, В.В. Никитин.-М.: Просвещение, 1970.
Петров В.А. Преподавание математики в сельской школе / В.А. Петров.- М.: Просвещение, 1986.\
Пичурин Л.Ф. За станицами учебника алгебры: Кн.для учащихся 7-9 кл.сред.шк. / Л.Ф. Пичурин.- М:Просвещение, 1992.
Столяр А.А. Математика ум в порядок приводит / А.А. Столяр.- Мн:Вышэйшая школа, 1982.
Фрайденталь Г. Математика в науке и вокруг нас / Г.Фрейдентал.- М:. Мир,1997.
Шапиро И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики / И.М. Шапиро. – М.: Просвещение, 1990.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема и основное содержание Форма занятий Виды деятельности Кол-во часов Кол-во часов Сроки проведения
теория Практика 1. Введение
1.1 Что изучает курс «Математика в быту и повседневной жизни». Цели и задачи, содержание курса. Лекция
с обратной связью Составление опорного конспекта. 0,5 0,5 30.03 -04.04
1.2 Без арифметики не обойтись. Лекция 0.5 0,5 30.03 -04.04
2. Самые востребованные темы из алгебры и геометрии при решении бытовых задач.
2.1 Решение задач с составлением уравнений, неравенств и их систем для решения бытовых проблем. Лекция.
Практическое занятие. Составление опорного конспекта. 0,5 0,5 1 30.03 -04.04
2.2 Решение простейших задач на вычисление процентов и использование свойства пропорций. Практическое занятие. Практическая работа.
1 1 06.04 – 11.04
2.3 Решение задач на нахождение длины окружности, площади круга, вычислении площадей поверхностей и объемов тел. Лекция с обратной связью.
Практическое занятие. Составление опорного конспекта.
Практическая работа.
0,5 1,5 2 06.04 – 11.04,
13.04-18.04
Математики в быту и повседневной жизни.
Математики в магазине, на рынке и на кухне. Лекция с обратной связью.
Практическое занятие. 0,5 1,5 2 13.04-18.04,
20.04 – 25.04
Математика домашнего ремонта. Практическое занятие. Групповая работа. 2 2 20.04 – 25.04,
27.04 – 02.05
Математика в саду и огороде. Практическое занятие. Групповая работа. 2 2 27.04 – 02.05,
04.05 – 09.05
Математика в путешествии. Экскурсия в туристическое агентство.
Практическая работа 2 2 04.05 – 09.05,
11.05 – 16.05
Логика формальная, математическая и житейская. Практическое занятие.
Деловая игра. Групповая работа. 3 3 11.05 – 16.05,
18.05 – 23.05
Список тем сообщений и презентаций:
Царица наук - математика
Музыка и математика.
Математическая природа музыки.Математика в архитектуре и живописи.
Математика- это интересно.
Математика в музыке.
Математика в спорте.
Профессия и математика
Математика в моей профессии.
Математическая статистика в нашей жизни.
Домашний быт и математика
Математика вокруг нас.
Математическое моделирование окружающей среды.