Окружающий мир 3 класс Тема: Наши проекты: «Школа кулинаров»


Тема: Наши проекты: «Школа кулинаров»
Цель: систематизировать знания о разнообразии питательных веществ.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять правила рационального питания, использовать учебник другие источники информации для поисков ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений.
Оборудование: картинки (яйца, молоко, рыба, мясо, овощи); упаковки продуктов с этикетками; распечатки с перечнем пищевых добавок.Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос
— Какие питательные вещества человек получает с пищей?
— Из каких органов состоит пищеварительная система?
— Какие изменения происходят с пищей в органах пищеварения?
— Что нового вы узнали о правильном питании?
III. Самоопределение к деятельности
— Расскажите, какие полезные для здоровья блюда готовят в вашей семье. (Ответы учеников.)
— Почему они полезны? Как это объясняет ваша мама? (Ответы учеников.)
(Учитель вывешивает на доску картинки: яйца, молоко, рыба, мясо, овощи.)
— Чем полезны эти продукты? (Ответы учеников.)
— Белки, жиры, витамины... А как это все выглядит на тарелке? Что нужно есть, какие продукты обеспечат организм всем необходимым?
— Послушайте рассказ.
Неоценимые для вашего организма сокровища таит содержимое хрупкой скорлупки. В одном яйце содержится 6 г белка, 15 г жиров, необходимые организму фосфор, кальций, железо, не говоря уже о ценных витаминах, например витамине А. Одно яйцо содержит пятую часть суточной потребности человека в этом витамине. Два яйца удовлетворяют значительную часть дневной потребности взрослого человека в белке.
Чудесная способность поддерживать наш организм в цветущем состоянии свойственна молоку, оно содержит полноценный белок, кальций, жиры, молочный сахар, витамины. Человеческий организм усваивает содержащиеся в молоке богатства очень легко, легче, чем из других продуктов. Это же относится и к кисломолочным продуктам — кефиру, простокваше, ряженке, ацидофилину. Из молока готовят также сыр и творог. Сыру можно найти самое разнообразное применение: употреблять в чистом виде (на хлеб, булку, гренки), в качестве приправы, как основу нескольких очень вкусных блюд, например салата из тертого сыра с добавлением чеснока и майонеза.
Мясо снабжает организм очень ценным питательным веществом т животным белком.
Еще один прекрасный источник белка — рыба. Введя в свое меню рыбу, особенно морскую, вы вполне обеспечите свой организм, кроме белка, и такими полезными веществами, как йод, фосфор и др.
Сливочное масло содержит животные жиры, в нем есть витамины. Масло лучше есть в натуральном виде (но не злоупотреблять им), так как во время жарения в нем уничтожаются витамины и ухудшается е усвояемость. В большинство блюд масло нужно добавлять уже после того, как они готовы. Только свежее масло вкусно и полезно. Все жиры, ее они прогоркли, опасны для здоровья.
У того, кто ест много салатов, особенно из сырых овощей, как правило, хорошая кожа, изящная фигура и нет хлопот с желудком. Свежие сырые овощи и фрукты — это главные поставщики витамина С и других витаминов, они содержат минеральные соли, в том числе железо и кальций, необходимые для ваших костей, зубов и крови.
По В. Кудашевой
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
— Питание может оказывать и негативное воздействие на здоровье человека. Каким образом? (Ответы учеников.)
— На какие составляющие при переваривании делится пища? (На белки, жиры, углеводы.)
— Как вы думаете, почему сметана, которую мы купили, испортится через 5—6 дней, а йогурты могут храниться месяцами? (Ответы учеников.)
То, что добавляют в продукты, чтобы они приобрели специфический вкус, консистенцию, дольше хранились, называется пищевыми добавками. Они бывают вредные и безопасные. Вредные способны вызвать расстройство пищеварения, болезни органов и даже опухоли.
2. Практическая работа
(Учитель раздает ученикам упаковки продуктов с этикетками (обертки от конфет, шоколада, газированных сладких напитков, продуктов быстрого приготовления) и распечатки с перечнем пищевых добавок.)
Перечень пищевых добавок
Наиболее опасная пищевая добавка:
ЕЗЗО — лимонная кислота.
Опасные пищевые добавки:
Е102,Е110,Е120, Е124.
Добавки, наносящие вред здоровью человека:
Е220, Е221, Е223, Е224 (раздражение в кишечнике),
Е338-341, Е450, Е407, Е461, Е463, Е465, Е466 (расстройство пищеварения),
Е200 (разрушает витамин В12), Е230-233 (заболевания кожи),
Е320, Е321 (увеличение уровня холестерина в крови),
Е125, Е131, Е141, Е142, Е150, Е153, Е171, Е172, Е173, Е210, Е211, 11213, Е214, Е217, Е239, Е240, Е241, Е245, Е246, Е477.
Безопасные пищевые добавки:
Е100, Е101, Е103, Е105, Е111, Е121, Е126, Е130, Е132, E14Q, Е151, Е152, Е160-162, Е170, Е174, Е175, Е180, Е181.
Консерванты:
Е201-203, Е236-238, Е260-263, Е280-282.
Газ для насыщения напитка:
Е290.
Антиокислители:
Е300, Е301, ЕЗОЗ, Е305-309, Е322, Е325.
Регуляторы кислотности:
Е326, Е327, ЕЗЗ1-337, Е382.
Загустители:
Е400-406, Е408, Е410, Е411, Е413, Е414.
Подсластители:
Е420, Е421.
Желирующий:
Е440.
Эмульгаторы:
Е471-475, Е480.
— Работая в группах, рассмотрите состав продуктов на этикетках. Расскажите, какие пищевые добавки (то есть составные части) вы обнаружили. После работы представитель группы поделится своими впечатлениями.
— Что вас удивило и возмутило?
— Продают ли такие продукты в вашей школьной столовой?
— Почему же производители выпускают такие продукты? Взрослые не знают об этом?
— Что же делать нам, как этому помешать? (Не покупать не будут производить.)
— Сформулируйте правила покупки продуктов в магазине.
Правила покупки продуктов в магазине
1. Читать на этикетке состав продукта.
2. Запомнить наиболее опасные пищевые добавки.
3. Не покупать продукты без сведений о составе. Помни! Покупая продукты с вредными ингредиентами, ты голосуешь за их производство.
3. Работа над проектом
— Прочитайте в учебнике текст на с. 142—143.
— Как называется наш проект? («Школа кулинаров».)
— На какой главный вопрос мы должны ответить в ходе выполнения проекта? (Какие продукты полезны для здоровья?)
— Чему мы должны научиться? (Из полезных для здоровья продуктов научиться готовить интересные блюда.)
— Кто поможет вам в работе над проектом? (Мама, папа, бабушка, кулинарные книги, Интернет.)
Национальная кухня
Во Франции большим лакомством считаются особым способом приготовленные лягушачьи лапки и устрицы.
Американские индейцы с удовольствием едят жареных муравьев.
Во Вьетнаме и Китае едят ласточкины гнезда.
Некоторые африканские племена не используют в пищу ничего, что плавает, летает или ползает.
Другие племена, живущие в пустыне, едят змей.
Эскимосы - северные народы - употребляют в пищу жир, мясо моржей, тюленей, наструганную свежемороженую рыбу.
— Какие блюда национальной кухни готовят в вашей семье? (Ответы учеников.)
(Учащиеся вспоминают правила работы в группах.)
— Составьте план работы над проектом. (Ученики в группах обсуждают план работы.)
— Расскажите, по какому плану вы будете работать. (Учитель в ходе обсуждения записывает общий план проекта.)
План проекта
1. Расспросить родителей, узнать из разных источников информации о полезных продуктах.
2. Купить продукты, предварительно изучив их состав.
3. Приготовить интересные, оригинальные блюда.
4. Рассказать о полезных свойствах своего блюда. (Учащиеся в группах обсуждают, какие блюда приготовят; распределяют роли (журналист, покупатель, повар, оформитель блюда, докладчик и т. д.). Учитель помогает группам, испытывающим затруднения.)- Расскажите, какое блюдо вы решили приготовить, какую форму презентации выбрали.
V. Физкультминутка
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Начинаем бег на месте,
Финиш метров через двести.
Раз, два, раз, два! Раз, два, раз, два!
Хватит, хватит! Прибежали,
Потянулись, подышали.
VI. Рефлексия
- Понравился ли вам урок? Чем?
- Заинтересовала ли вас тема проекта?
- Какая главная цель вашего проекта? (Научиться готовить разнообразные и аппетитные блюда из полезных для организма продуктов.)
VII. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали на уроке?
Домашнее задание
В течение недели приготовить проект и выступить с ним на уроке-презентации