Конспект урока литературного чтения К. Паустовский Растрепанный воробей


КОНСПЕКТ УРОКА
Дата: 26.01.2016
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3В
Студентка: Клычева Юлия – 3 БУчитель: Замотина Елена Петровна
Руководитель практики: Жданова Татьяна Викторовна
Тема: «К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»»
Тип урока: ОНЗ
Цель урока: познакомить с рассказом К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей»».
Задачи урока: образовательные: расширить знания обучающихся о жизни и творчестве писателя; развивающие: обогащение словарного запаса, развитие связной речи; воспитательные: воспитывать любовь к природе, к окружающему миру; интерес к чтению.
Оборудование: УМК «Школа России» учебник литературного чтения 3 класс (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова), презентация.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
ПРЕДМЕТНЫЕ: познакомить с рассказом К.Г. Паустовского «Растрепанный воробей».
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – наблюдать за последовательностью событий в тексте; объяснять значения слов с помощью словаря в учебнике; читать осознанно текст произведения.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ – осуществлять контроль хода выполнения работы и полученного результата; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
КОММУНИКАТИВНЫЕ – выражать с достаточной полнотой свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; работать в парах.
ЛИЧНОСТНЫЕ: учебно-познавательный интерес к учебному материалу; способность к самооценке.
ХОД УРОКА:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЩИХСЯ
Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте, садитесь.
-Ребята, скажите, зачем надо читать книги?
-Объясните смысл пословицы
Начинай взбираться вверх снизу (Японская пословица).
- Сегодня нам придется много трудиться, желаю вам успехов. Высказывают свое мнение.
- Книги нужно читать для того, чтобы узнавать новое, развиваться и т.д.
-Начинать какое-либо дело нужно с малого, только тогда можно добиться успехов.
2. Актуализация знаний.
-Какое произведение вы читали на прошлом уроке?
- Что случилось с главным героем?
-Вашим домашним заданием было придумать продолжение сказки.
-Читает свое продолжение … - На прошлом уроке мы читали сказку «Случай с Евсейкой».
- Мальчик упал в море и разговаривал с подводными жителями.
Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
- Посмотрите на картинки.
- Как вы думаете о чем нам могут сообщить воробьи зимой?
-Кто им может помочь?
-Как люди помогают птицам зимой?
- Ребята, один воробей может ответить на вопрос «Что такое счастье?». Это герой сказки К. Паустовского, а как она называется, догадайтесь сами:
Нпарорастрепанный смворобейшнгой.
Словарная работа:
-Пользуясь словарем в конце учебника, объясните значения слов «сварливая», «лошадиные торбы» Рассматривают картинки, отвечают на вопросы.
- О том, что им тяжело зимой: холодно и нет корма.
- Люди.
- Они делают кормушки и подкармливают птиц.
Выводят тему урока.
-Растрепанный воробей.
Работа со словарем.
- Сварливая – ворчливая, склонная к ссорам.
- Лошадиные торбы – мешок с овсом, который подвешивали к морде лошади.
Физ. минутка
4. Первичное закрепление во внешней речи.
- Откройте учебник на странице 12. Читаем по цепочке.
Чтение первой части:
(до слов «Жила ворона в заколоченном на зиму ларьке…»)
- С чего начинается сказка?
-Как зовут девочку?
-О чем рассказывается в первой части произведения?
-Что вы узнали о Машиных родителях?
-Найдите в тексте описание театра, в котором танцевала Машина мама?
-Прочитайте описание кузнеца в начале сказки.
-Что необычного в этом описании?
-С какой вещью разговаривала мама, а раньше никогда этого не делала? Найдите слова в тесте.
-Перечитайте абзац начинающийся со слов «В этот вечер букет лежал за спиной у Маши..».
- Какие слова дают понять, что все явления окружающего мира в этом произведении одушевляются?
- Почему мы сразу из первой части узнаем, что попали в сказку?
- Кто был у окна?
- Кого должна была танцевать Машина мама? ( Прочитайте об этом)
- Почему же Машин папа не мог успокоить маму, помочь ей справиться с душевным волнением.
- Прочитайте, как об этом сказано у К.Г. Паустовского.
- Почему же стеклянный букетик (брошь) был так дорог маме, прочитайте.
Дополнительно (если время останется):
- Перед вами на партах лежат небольшие отрывки из этой части. Ваша задача найти в учебнике нужный отрывок, прочитать его и вписать в ваши листочки пропущенные слова и словосочетания в предложения. (Работа в парах)
1)Театр был_______________, с каменными колоннами. На крыше его взвивались на дыбы________________________________. Их сдерживал человек с венком на голове - должно быть, сильный и храбрый. Ему удалось остановить горячих лошадей у самого края_______________. Копыта лошадей висели над площадью. Маша представляла себе, какой был бы__________________, если бы человек не сдержал чугунных лошадей: они сорвались бы с крыши на площадь и промчались с громом и звоном мимо______________________.
2)В этот вечер букет __________ за спиной у Маши на столе и _______________. Было так тихо, что казалось, все спит кругом: весь_________, и сад за _____________, и каменный лев, что сидел внизу у ворот и все сильнее белел от снега. Не спали только___________, ______________________________. Маша смотрела за окно, отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.

3)Он летел мимо __________________ и ложился на землю. И было непонятно, как с такого _________________________________ может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов __________________________________ у мамы на столе в корзине красные _______________________________________. Но непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и _________________, не моргая, на Машу.
4)Как только _________________________ и Маша уходили, ворона взлетала на форточку, _____________________ в комнату, хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала. Она _______________________, забывала вытереть лапы о _______________________ и оставляла на столе мокрые следы. Петровна каждый раз, возвратившись в комнату, ___________________________ руками и кричала…
-Проверяем. Читают рассказ.
Отвечают на вопросы.
- С описания стенных часов.
-Девочку зовут Маша.
- Автор рассказывает о семье Маши.
- Ее мама танцевала в театре, а папа был моряком.
- Театр был огромным… (стр. 12)
Читают описание (стр.12)
-Кузнец наделялся чувствами и желаниями человека: «Кузнец ударил по наковальне восемь раз, хотел ударить в девятый, но рука у него дрогнула
- Мама вынула стеклянный букет… (стр.13)
Читают абзац.
- Каменный лев, что сидел внизу; не спали только Маша, отопление и зима; отопление тихонько пищало свою теплую песню; зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег (стр.14).
-Все предметы одушевляются, описываются так, что они живые.
-У окна была ворона.
- В последние дни…(стр.13)
-Машин папа был далеко, на Камчатке.
-Папа подарил мне … (стр. 14)
- Его подарил маме …(стр.13)
1)Театр был огромный, с каменными колоннами. На крыше его взвивались на дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек с венком на голове - должно быть, сильный и храбрый. Ему удалось остановить горячих лошадей у самого края крыши. Копыта лошадей висели над площадью. Маша представляла себе, какой был бы переполох, если бы человек не сдержал чугунных лошадей: они сорвались бы с крыши на площадь и промчались с громом и звоном мимо милиционеров.
2) В этот вечер букет лежал за спиной у Маши на столе и поблескивал. Было так тихо, что казалось, все спит кругом: весь дом, и сад за окнами, и каменный лев, что сидел внизу у ворот и все сильнее белел от снега. Не спали только Маша, отопление и зима. Маша смотрела за окно, отопление тихонько пищало свою теплую песню, а зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.
3) Он летел мимо фонарей и ложился на землю. И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу.
4) Как только Петровна и Маша уходили, ворона взлетала на форточку, протискивалась в комнату, хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала. Она торопилась, забывала вытереть лапы о ковер и оставляла на столе мокрые следы. Петровна каждый раз, возвратившись в комнату, всплескивала руками и кричала...
5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Поднимите руку, у кого отличное настроение после данного урока.
Встаньте, у кого хорошее настроение после данного урока.
Положите голову на парту, у кого удовлетворительное настроение после данного урока.
Домашнее задание: подготовить сообщение о К.Г. Паустовском, стр. 24 задание №3. Продолжают фразы.
Анализируют свою работу.
Записывают домашнее задание.
Учитель:
Руководитель практики:
Отметка: