Конспект по чтению: Паустовский К. Растрёпанный воробей



МКОУ «Уйская начальная общеобразовательная школа»






Урок
Литературного чтения
3 класс
К.Г. Паустовский
«Растрёпанный воробей»







Классный руководитель:
Бичан Н. В.

2016-2017г

Тема: «Растрёпанный воробей» К. Г. Паустовский.
Цели урока: Создать условия для формирования умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей» и понимания поступков и состояния героев; совершенствовать умение давать характеристику персонажу.
Задачи: учить анализировать художественный текст и на этой основе формировать умение осмысленно воспринимать литературные произведения;
развивать интеллектуальные, творческие способности, эмоциональную сферу, расширять кругозор, приобщая к ценностям русской литературной классики;
воспитывать общую культуру, умение сочувствовать, сопереживать, определять действительную доброту, любить и беречь природу, видеть в ней источник творчества и национальное богатство.
Планируемые результаты:
Предметные:
-воспринимать на слух текст;
-осмысленно правильно читать;
-отвечать на вопросы;
-соотносить пословицу с темой урока;
-давать оценку героям и их поступкам.
Метапредметные:
Познавательные:
-анализаровать, сравнивать характеристика героев и их поступка.
Регулятивные:
-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-учиться высказывать свое предположение.
Коммуникативные:
-оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
-высказывать свою точку зрения на события;
-договариваться с одноклассниками, работая в паре, группах.
Тип урока: исследование.
Ход урока.
1. Мотивационный настрой. Урок литературного чтения.
2. Речевая разминка.
Послушайте загадку и скажите, о ком в ней говорится:
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона
Это (ворона).
- По каким признакам вы догадались?
- Послушайте следующую загадку:
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю,
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый (воробей).
- Что из этой загадки можно узнать о воробьях?
-Определение темы урока. -Почему мы говорим о воробье?
-Определите тему урока.
3.Определение темы и целей урока: Мы продолжим изучать произведение К.Г.Паустовского « Растрёпанный воробей»
4. Словарная работа.
Торба – мешок с овсом, который подвешивается к морде лошади.
Сварливая - ворчливая, склонная к ссорам.
Беспризорник -ребёнок, лишённый необходимого присмотра, внимания со стороны родителей, взрослых.
Шинель – форменное военное пальто.
Юркнуть -быстрым, увёртливым движением скрыться куда –нибудь.

5. Проверка домашнего задания. Рассказы детей о К.Г.Паустовском
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая -у него было два брата и сестра.. Детство провёл на Украине у дедушки и бабушки. Учился в Киевской гимназии, поступил в Киевский университет, однако закончить его не смог в связи с переездом в Москву.
Всю свою жизнь Паустовский любил природу и очень много путешествовал: объездил много стран. Он участник двух войн – первой, где был санитаром и великой отечественной – где служил журналистом.
Писатель жил в Крыму, в Киеве, в Одессе, в Москве. Но самым его любимым местом была Таруса – на берегу реки в средней полосе России.
Паустовский пишет повести и рассказы, сказки и пьесы. Любимый его жанр – короткий рассказ. Во всех произведениях – любовь к родной земле, людям, живущим на ней.
Паустовский специально для детей написал сказки «Тёплый хлеб», «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко». Книги переведены на многие иностранные языки.
- На всю жизнь писатель запомнил слова отца: «Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным». Он стал таким. До конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. Всю свою любовь писатель отдавал трём основным темам – людям, искусству и природе.
6. Работа над темой
-определите жанр произведения
сказка это или рассказ? В этом нам поможет словарь. Найдём определение слов сказка и рассказ в словаре С.И. Ожегова.
(Сказка – повествовательное, обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил).
7.Беседа по вопросам - Вспомним, кто является главными героями изучаемой нами сказки? (на доске имена героев: Маша, мама, Петровна, воробей, ворона.
8.Выборочное чтение:
-с чего начинается сказка? Прочитайте.
-кто из героев предстаёт перед нами первым?
-как зовут девочку?
-как зовут нянюшку?
-что узнали о родителях девочки?
- с какой вещью разговаривала мама, а раньше никогда этого не делала?
-как вы поняли предложение – Не спала только Маша, отопление и зима?
-чего ждала ворона за окном?
-как Петровна узнавала, что ворона была в комнате?
-что чаще всего таскала ворона?
Выполните тест по первой части произведения (обмен тестами и взаимопроверка)
9.Тест
1. Как звали нянюшку Маши?: А) Ивановна Б) Степановна В) Петровна
2. Мама Маши в театре: А) пела Б) играла В) танцевала
3. Мама готовилась танцевать: А)Снегурочку Б)Золушку В)Красную Шапочку
4. Маленький букет был сделан из: А)хрусталя Б) тонкого стекла В) толстого стекла
5. Папа должен был вернуться: А) весной Б)летом В) осенью
6. Ворона сидела на ветке за окном и ждала: А)когда Петровна уйдёт Б) когда Петровна уйдёт и уведёт Машу В) когда Петровна откроет форточку и уведёт Машу умываться.
Физкультминутка.
10.Чтение второй части текста по цепочке (чтение учащимися)
11.Работа по содержанию текста.
Перед вами на партах лежат небольшие отрывки из этой части. Ваша задача найти в учебнике нужный отрывок, прочитать его и вписать в ваши листочки пропущенные слова и словосочетания в предложения. (Работа в парах) Проверка.
12. Составление характеристика главного героя
Воробей Пашка – сказочный персонаж
Вспомните слова, которые характеризуют Пашку, его образ жизни, эмоциональное состояние (маленький растрёпанный, жизнь трудная, не везло, прикинулся мёртвым, боль в голове)
13.Вопросы к тексту:-Как называет милиционер Пашку? Как вы понимаете значение этого слова? (беспризорник)
- Что значит “невесёлой жизни ты воробей”?
- Что чувствовал воробей в кармане милиционера? (плакал от обиды и голода)
-Как Пашка попал в дом к Маше
- Послушайте отрывок в исполнении ребят (чтение по ролям: милиционер и Маша).
- Смогли ли ребята передать интонацию, эмоциональное состояние героев?
- Зачем Маше нужен был воробей?
- Пытался ли Пашка отблагодарить Машу?
- Подберите слова, которые характеризуют Пашку. Из предложенных характеристик выберите только те, которые можно отнести к Пашке.
(решительный, коварный, наблюдательный, смелый, настоящий друг, весёлый, рассудительный, внимательный, хитрый)
Какими характеристиками обладал воробей Пашка? Выберите
14. Итог. Работа с пословицами. Из предложенных пословиц выберите ту, которая характеризует нашего героя. (На добрый привет – добрый ответ)
Скажешь спасибо, так ладно, а нет - и так хорошо.
Слово жжёт хуже огня.
На добрый привет – добрый ответ.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Добрый человек в добре проживёт век.
15. Рефлексия.- Достигли ли мы целей нашего урока? -Понравился ли вам воробей? Почему?
16. Домашнее задание. Перечитать и составить рассказ о воробье.
План.
Внешний вид.
Характер.
Поступки.
Отношение автора к герою.
Ваше отношение к персонажу.






























1 ряд
На той же улице жил (______________________________) воробей, по имени (____________). Зимой жизнь для воробьёв пришла (______________). Всё замело снегом. И Пашка целыми днями шнырял по улице в поиске еды. Вороний ларёк со спрятанными в нём богатствами давно манил Пашку. И до чего же Пашке всегда (____________). Ворона застала Пашку в ларьке. Он даже не успел ещё ничего выковырять из щели. Она стукнула его клювом по голове. Пашка упал и завёл глаза, прикинулся мёртвым. Пашка лежал на снегу: умирал (_____________) и тихонько открывал (____________).

2 ряд

Пашку подобрал (________________). “Эх ты (_____________). Невесёлой жизни ты воробей. С этими словами положил Пашку в карман. Воробей лежал в кармане и плакал от (____________________). Хоть бы клюнуть какую ни на есть крошку! Милиционер предложил взять воробья (____________) на воспитание. И Маша ответила, что воробей ей (_______________) и даже очень. Пашка был спасён. Он жил у Маши целые (_________). Был очень ей (______________).

3 ряд

Пашка каждый день прилетал к машиному окну и соображал, чем бы (_________________) Машу. Один раз он принёс её замёрзшую рогатую (_______________). А потом, назло вороне, начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их Маше. В эпизоде “букетик мамы” Пашка маленький, но (великодушный). Способен сострадать, способен подарить (большую радость).












Однажды ворона застала в ларьке ( ) воробья, по имени ( ). Зимой жизнь для воробьёв пришла ( )
Ворона застала Пашку как только он юркнул в ларёк и не успел ещё ничего выковырять из щели. Она стукнула его клювом по голове.
Ворона выбросила его из ларька и напоследок каркнула - выбранилась на всё воробьиное вороватое племя.

Пашку подобрал ( ). “Эх ты ( )»- сказал, снял варежку, засунул в неё Пашку и спрятал варежку, с Пашкой в карман шинели. Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от ( ).
Хоть бы клюнуть какую ни на есть крошку!


Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щёткой, накормила и выпустила
Пашка прожил у Маши целые сутки.
С тех пор Пашка каждый день прилетал к , поклёвывал крошки и соображал, чем бы ( ) Машу. Один раз он принёс ей замёрзшую гусеницу - нашёл её на дереве в парке. Пашка, назло старой вороне, начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их обратно к ( ).


Однажды ворона застала в ларьке ( ) воробья, по имени ( ). Зимой жизнь для воробьёв пришла ( )
Ворона застала Пашку как только он юркнул в ларёк и не успел ещё ничего выковырять из щели. Она стукнула его клювом по голове.
Ворона выбросила его из ларька и напоследок каркнула - выбранилась на всё воробьиное вороватое племя.

Пашку подобрал ( ). “Эх ты ( )»- сказал, снял варежку, засунул в неё Пашку и спрятал варежку, с Пашкой в карман шинели. Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от ( ).
Хоть бы клюнуть какую ни на есть крошку!


Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щёткой, накормила и выпустила
Пашка прожил у Маши целые сутки.
С тех пор Пашка каждый день прилетал к , поклёвывал крошки и соображал, чем бы ( ) Машу. Один раз он принёс ей замёрзшую гусеницу - нашёл её на дереве в парке. Пашка, назло старой вороне, начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их обратно к ( ).



Однажды ворона застала в ларьке ( ) воробья, по имени ( ). Зимой жизнь для воробьёв пришла ( )
Ворона застала Пашку как только он юркнул в ларёк и не успел ещё ничего выковырять из щели. Она стукнула его клювом по голове.
Ворона выбросила его из ( ) и напоследок каркнула - выбранилась на всё воробьиное вороватое ( ).

Пашку подобрал ( ). “Эх ты ( )»- сказал, снял варежку, засунул в неё Пашку и спрятал варежку, с Пашкой в ( ) шинели. Пашка лежал в ( ), моргал глазами и плакал от ( ).
Хоть бы клюнуть какую ни на есть ( )!


Маша принесла Пашку ( ), пригладила ему перья ( ), накормила и ( )
Пашка прожил у Маши целые ( )
С тех пор Пашка каждый день прилетал к ( ), поклёвывал крошки и соображал, чем бы отблагодарить ( ). Один раз он принёс ей замёрзшую ( )- нашёл её на дереве в парке. Пашка, назло старой вороне, начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их обратно к ( ).



Однажды ворона застала в ларьке ( ) воробья, по имени ( ). Зимой жизнь для воробьёв пришла ( )
Ворона застала Пашку как только он юркнул в ларёк и не успел ещё ничего выковырять из щели. Она стукнула его клювом по голове.
Ворона выбросила его из ( ) и напоследок каркнула - выбранилась на всё воробьиное вороватое ( ).

Пашку подобрал ( ). “Эх ты ( )»- сказал, снял варежку, засунул в неё Пашку и спрятал варежку, с Пашкой в ( ) шинели. Пашка лежал в ( ), моргал глазами и плакал от ( ).
Хоть бы клюнуть какую ни на есть ( )!


Пашку подобрал ( ). “Эх ты ( )»- сказал, снял варежку, засунул в неё Пашку и спрятал варежку, с Пашкой в ( ) шинели. Пашка лежал в ( ), моргал глазами и плакал от ( ).
Хоть бы клюнуть какую ни на есть ( )!


Однажды ворона застала в ларьке ( ) воробья, по имени ( ). Зимой жизнь для воробьёв пришла ( )
Ворона застала Пашку как только он юркнул в ларёк и не успел ещё ничего выковырять из щели. Она стукнула его клювом по голове.
Ворона выбросила его из ( ) и напоследок каркнула - выбранилась на всё воробьиное вороватое ( ).

Пашку подобрал ( ). “Эх ты ( )»- сказал, снял варежку, засунул в неё Пашку и спрятал варежку, с Пашкой в ( ) шинели. Пашка лежал в ( ), моргал глазами и плакал от ( ).
Хоть бы клюнуть какую ни на есть ( )!


Пашку подобрал ( ). “Эх ты ( )»- сказал, снял варежку, засунул в неё Пашку и спрятал варежку, с Пашкой в ( ) шинели. Пашка лежал в ( ), моргал глазами и плакал от ( ).
Хоть бы клюнуть какую ни на есть ( )!

15