Урок по литературному чтению для 3 класс К.Г.Паустовский. Растрепанный воробей.


Тема: К.Г.Паустовский. Растрепанный воробей.3 класс
Цель: ознакомить обучающихся с рассказом К.Г.Паустовского «Растрепанный воробей»; расширить знания обучающихся о жизни и творчестве писателя; учить понимать поступки и состояние героев; совершенствовать умение давать характеристику персонажа.
Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; составлять план для краткого и полного пересказа; готовить творческий пересказ.
Оборудование:
Портрет К.Г.Паустовского, книги писателя;
учебник Л.Ф.Климанова . Литературное чтение. Часть 2. 3 класс;
рабочая тетрадь Литературное чтение М.Ф.Бойкина, 3 класс.
Авторский комментарий: данный урок составлен по УМК «Школа России», но может быть использован полностью или частично по другим УМК и во внеурочной деятельности. В зависимости от подготовки детей урок можно разбить на 2 урока. Урок литературного чтения в соответствии с технологией правильной читательской деятельности.
Ход.
I этап. Мобилизующее начало урока.
1. «Гора настроения» (что нужно сделать, чтобы настроение улучшилось)
225425015494000319341515494000298894515494000290449052070002469515154940002254250154940002194560520700015049505207000
30797509652000232727515811500
2. У вас впереди рабочий урок. Постарайтесь сделать так, чтобы он был успешным. Для этого пожелай себе удачи с помощью поглаживаний.
Вначале обними себя руками и пожелай себе удачи. Затем положи руки на шею и погладь себя, затем погладь себя по голове, поднимая руки с шеи на голову, затем опусти их на лицо, погладь себя по лицу, помассируй свои ноги, руки.

II этап. Работа с текстом до чтения.
Загадка.
Прочитайте и отгадайте загадки:
Мальчишка в сером армячишке, Шапочка серенькая,
По дворам шныряет, жилеточка нетканая,
Крохи поюбирает, кафтанчик рябенький,
по полям ночует, а ходит босиком. (Ворона)
коноплю ворует. (Воробей)
Антипация предстоящего чтения.
Какие прочитанные произведения о птицах вы помните?
К.Г.Паустовский. «Растрепанный воробей». Предположите:
- На какую тему произведение?
- Герои произведения?
- К какому жанру относится данное произведение?
2. Постановка целей урока.
Предлагаю прочитать текст, выяснить, правы вы или нет и объяснить, почему так названо произведение.
III этап. Работа с текстом во время чтения.
Рабочая тетрадь стр. 56. Что значит читать текст внимательно? (Словарная работа)
Первичное чтение текста.
а) комбинированное чтение;
б) выявление первичного восприятия:
- О ком текст?
- Назовите героев.
Физминутка.
Перечитывание текста.
а) медленное «вдумчивое» повторное чтение отдельных фрагментов:
- С чего начинается текст?
- Как зовут девочку?
- Как зовут нянюшку?
- Что вы узнали о родителях девочки?
- С какой вещью разговаривала мама, а раньше никогда этого не делала?
- Прочитайте описание зимнего вечера.
- Как вы поняли предложение: «Не спали только Маша, отопление и зима»?
- Чего ждала ворона за окном?
- Как Петровна узнавала, что ворона была в комнате?
- Что чаще всего таскала ворона?
- Где жила ворона?
- Что вороне снилось по ночам?
- Кого однажды застала ворона в ларьке?
- Какое прозвище носил Пашкин дед?
- Прочитайте о прежних временах, о которых вспоминал старый воробей.
- Как поступила ворона с Пашкой, застав его в ларьке?
- Кто подобрал Пашку?
- Как воробей оказался у Маши?
- Как вел себя Пашка в доме Маши?
- Как получилось, что ворона забралась в комнату и украла букетик?
- Могла ли Маша предположить, что ворона унесет букетик?
- Какова была реакция на это происшествие?
- как повел себя Пашка?
- Как букетик оказался у мамы?
- Прочитайте диалог мамы и дочери в конце текста.
- Ребята, как вы думаете, разве можно от радости плакать? Докажите свой ответ примерами.
б) Необходимый комментарий текста
- Какие слова остались непонятными?
в) Литературная пропедевтика:
- Как вы думаете, вы прочитали сказку или рассказ?
- Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии, воображению писателя?
- Учебник стр. 24вопрос 3.
Беседа по содержанию в целом.
а) Обобщение прочитанного:
- О чем прочитали?
б)Ввыявление совпадений первоначальных предположений обучающихся с окончательными выводами по тексту:
- На какую тему произведение?
- Герои.
- Жанр.
в) Какие вопросы можно задать к тексту?
«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
Кто…
Что…
Когда…
Может…
Как звали…
Верно ли что…
Мог ли…
Было ли… Объясните, почему…
Дайте объяснение, почему..Почему вы считаете, что…
Предположите, что будет, если…
Почему вы думаете…
IV этап. Работа с текстом после чтения.
Концептуальная беседа по тексту.
а) Коллективное обсуждение прочитанного:
- Кто из героев понравился больше всего? Почему? Докажите.
- Сравните ворону и воробья. Рабочая тетрадь стр. 56 задание 1
- Ваше отношение к прочитанному.
- Кто бы сочинил по-другому?
б) Формулирование основной мысли, идеи текста.
Рабочая тетрадь стр.55 задание 2.
Знакомство с писателем.
Работа с заглавием, иллюстрациями:
а) обсуждение смысла заглавия:
- почему автор так назвал произведение?
б) обращение обучающихся к готовым иллюстрациям.
Творческие задания:
Рабочая тетрадь стр. 55 задание 1 .
Рефликсия.

Vэтап. Домашнее задание.
Перечитать текст, рабочая тетрадь стр. 55 «Учимся пересказывать текст» рабочая тетрадь стр. 56 задание 2.
Использованные ресурсы:
Дереклеева Н.И.Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы, - М.:ВАКО, 2007. -125с. – (Мастерская учителя)