Открытый урок по литературному чтению на тему Родина в произведениях Б.А.Слуцкого Лошади в океане


Открытый урок по литературному чтению в 4 «а» классе МКОУ СОШ №2 с. Эльхотово, Кировского района, РСО-Алания по теме "Родина в произведении Б.А. Слуцкого "Лошади в океане"

Цели:
Познакомить с произведением  Б.А.Слуцкого «Лошади в океане».
Научить определять отношение автора к героям своего произведения на основе анализа произведения.
Развивать память, логическое мышление, словарный запас, творческие способности детей.
Воспитывать чувство патриотизма, нравственные чувства, чувства сострадания, гордости и любви к  Родине.
Оборудование:
1.  Учебник «Родная речь». Авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. 4-й класс.
2. Портрет Б.А.Слуцкого.
3. Репродукции картин на тему «Родина».
4. Аудиозапись. Марк Бернес «С чего начинается Родина».
5.Видеоролик «Лошади в океане».
Ход урока
1.Самоопределение учебной деятельности.
Ребята, я хочу, чтобы сегодняшний урок прошел успешно, чтобы в вашей душе осталось чувство доброты, чтобы вы научились сопереживать событиям, о которых мы будем говорить. Я желаю вам успехов в работе.
2. Сообщение плана работы на уроке, который вывешивается на доску
План:
1) Проверка домашнего задания.
2) Познавательный этап.
3) Выразительное чтение.
4) Итог.
3. Проверка домашнего задания
Какое задание вы готовили к сегодняшнему уроку.
Дети читают стихотворение А.В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…»
О чем говорится в этом стихотворении?
Ответы детей.
Мы с вами живем в России, но у каждого человека есть самый дорогой уголок.  Родина-это земля наших прадедов, дедов, отцов; поэтому Родину называют отечество (вывешивается на доску карточка), или отчизна (карточка).
Дети читают хором эти слова.
Это слова близкие по значению. Как они называются? (синонимы)
Обращается внимание детей на репродукции картин.
Как безграничны просторы  Родины, один пейзаж сменяется другим. Наша Родина многонациональна, и только дружба между народами делает ее крепкой, могучей, защищенной.
На доске пословица: Родина-мать, умей за нее постоять.
Объясните смысл этой пословицы.
Ответы детей.
4. Открытие детьми нового знания
Сегодня мы будем работать над стихотворением  Бориса Абрамовича Слуцкого «Лошади в океане».
Портрет Б.А. Слуцкого на доске.
Что же это был за человек, почему он написал такое произведение?
(Доклад, заранее подготовленный учеником).
Родился поэт в городе Славянске, в семье служащего. Учился в Харькове. В 1937 году переехал в Москву. В 1941 году закончил литературный институт. 1941 год-начало Великой отечественной войны. Слуцкий уходит на фронт. Начинает войну солдатом, заканчивает майором. Это высокое воинское звание. Люди защищали свою родину и на суше, и в воздухе, и на воде. Враг был беспощаден. Послушайте как описывает одно из событий военных лет Борис Абрамович Слуцкий.
Перед чтением учитель ставит задачу: постарайтесь представить описываемую ситуацию. Какие чувства она вызвала?
После чтения текста дети отвечают на поставленный вопрос.
Стихи Слуцкого о войне необычны. Внимание поэта сосредоточено на небольших событиях, лишь дорисовывающих, дополняющих картину ужасов войны.
5. Первичное чтение учителем
Лошади умеют плавать,
Но – не хорошо. Недалеко
“Глория” по-русски значит “Слава”,-
Это вам запомнится легко.
Шел корабль, своим названьем гордый,
Океан старался превозмочь.
В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лошадей топтались день и ночь.
Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья все ж они не принесли.
Мина кораблю пробила днище
Далеко-далеко от земли.
Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади плыли просто так.
Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?
Плыл по океану рыжий остров.
В море синем остров плыл гнедой.
И сперва казалось – плавать просто,
Океан казался им рекой.
Но не видно у реки той края.
На исходе лошадиных сил
Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.
Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.
Вот и все. А все-таки мне жаль их –
Рыжих, не увидевших земли.
6.Первичное закрепление.
1) Словарная работа
Давайте прочитаем стихотворение, выясним смысл незнакомых для вас слов.
Превозмочь – пересилить, побороть, одолеть
Трюм – внутреннее помещение корабля под нижней палубой служащее для установки механизмов для грузов
Шлюпка – гребная, парусная или моторная лодка с прочным широким корпусом (судовая корабельная шлюпка, прогулочная шлюпка
Гнедой – масть лошади красновато- ражего цвета, обычно с чёрным хвостом и гривой
- Замените одним словом: «старался превозмочь», «на исходе сил»
- Подберите синонимы к словам: гордый (горделивый, полный собственного достоинства, самолюбивый, высокомерный);
счастье (блаженство, удача, судьба)
2)Работа по содержанию.
Почему автор называет лошадей рыжим островом?
Как поэт относится к тому,что произошло на корабле «Глория» ?
Как спасались люди?
Почему автор говорит «в шлюпки влезли» ?Как спасались лошади? Предполагали ли они, что их подстерегает гибель?
Дети подтверждают свои ответы текстом.
Что почувствовали лошади, когда потеряли надежду на спасение?
Дети отвечают, на доску выставляются карточки: страх, испуг, безнадежность, тревога.
Расставьте эти карточки по мере возникновения этих чувств у лошадей.
Чему возражали кони?
Кто их топил?
Почему неоднократно повторяется слово «ржали»?
Что хотел показать автор этим повторением? (было тяжело, невыносимо, горько, страшно, надеялись на помощь). «Ржали, ржали» будто бы на помощь звали. Автор хотел подчеркнуть боль и страдание.
Прочитайте это стихотворение, отметьте паузы, подумайте с какой интонацией вы будете читать это произведение.
Это стихотворение Слуцкий написал в 1951 году на основе реальных событий. Трагедия произошла в Атлантическом океане.  Работа в парах.  Прочитайте друг другу это произведение так, как если бы вы сами наблюдали это событие, постарайтесь передать чувства и настроение.
Выразительное чтение вслух.
Дети по очереди читают это произведение.
Как вы считаете кому лучше удалось передать трагедию произошедшего? Почему?
7.Физкультминутка.
Руки у груди поставимТри рывка назад локтямиРуки в замочек за спинкой сожмиВверх поднимай, сильно спинку прогниИ головою теперь покрутиЛень и усталость скорей прогони
8.Обсуждение проблемы.
Давайте подумаем, для чего могли перевозить лошадей? Сообщение учащихся. Несмотря на то, что Вторую мировую войну называли войной моторов, конница играла в ней немаловажную роль.
Несмотря на то, что Вторую мировую войну называли войной моторов, конница играла в ней немаловажную роль.
И действительно, хотя конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника – и сделает это незаметно.
•Только один конный корпус советского генерала Льва Михайловича Доватора сковал тылы целой армии.
•Дивизия генерала Блинова спасла 50 тысяч военнопленных, заперла дорогу на Дрезден.
•7-й гвардейский корпус взял города Ратенов и Бранденбург
•А 3-й гвардейский корпус взял Рейнбург и встретил на Эльбе союзников.
В войну лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи. Перед глазами встают кадры фронтовой кинохроники: красноармейцы из всех сил выталкивают застрявшую телегу со снарядами, запряжённую лошадьми.
Много лошадей пало на полях сражений. Лошадь не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов.
В скором времени на Поклонной горе по инициативе одного из депутатов будет установлен памятник лошадям благородных –участникам Великой Отечественной войны. Бесспорно, они это заслужили по праву. Трудно представить нашу победу без этих красивых животных.
9.Самостоятельная работа
Работа в группах:1 гр. –отметить завязку2 гр. – кульминацию3 гр. - развязку
Наш урок подходит к концу. И я хочу, что бы вы ещё раз послушали стихотворение Слуцкого, но уже в несколько другом исполнении – песня А.Ю. Давидович (ВИДЕОРОЛИК)
Мне не хочется заканчивать урок на грустной ноте. Как я уже говорила, стихотворение Б.Слуцкого «Лошади в океане» никого не оставило равнодушным. Есть ещё одно стихотворение, автор его неизвестен. Автор не захотел мирится с таким трагическим окончанием истории и написал продолжение стихотворения «Лошади в океане» Послушайте его.
Я не верю в гибель лошадиную.Пусть не все, но выжили они.С дна морского к верху шли акулы,Но хватали слабых лишь одних.Разливалась кровь по океануНо вожак упрямо плыл вперед.И казалось у него как будтоОт копыт шли искры в толщу вод.Рыжий остров медленно, но таялУменьшался остров тот гнедой.Но немного плыть уже осталось
Кони, кони слышите! Прибой!
Вот копыта дна уже коснулисьИ вода отхлынула от них.Вышли на берег измученные кониПобедили смерть свою они.Где-то люди есть и есть машины,Где-то города стоят шумя.Только здесь на острове все тихоНи людей, ни шума, ни огня.Только ветер воет здесь тоскливоДа еще вдруг топот прозвучитТо табун коней вдоль океанаС бешеною резвостью летит.Ветер гривы длинные расчешет Океан умоет их водойИ живут они, судьбой довольныПосреди равнины голубой.Остров тот - песчинка в океане.Только кони вольно там живутИ отныне остров этот дикийЛошадиным островом зовут.
X. Итог занятия:
Подведём итоги нашей работы. Вы будете высказывать своё мнение, выражать свои чувства, своё отношение к происходящему.
Отвечайте, используя эти слова:
Меня удивило …
Я почувствовал …
Я думаю…
11. Рефлексия
По окончании урока дети прикрепляют на остров силуэты лошадей:рыжие – урок прошёл полезно, плодотворно;белые – довольно неплохо;чёрные – не совсем удовлетворён уроком;