Литературное чтение (Внекл чт) Тема войны в произведении Бориса Абрамовича Слуцкого «Лошади в океане

МОУ «Сюкеевская средняя общеобразовательная школа» Сюкеевского сельского поселения Камско-Устьинского муниципального района РТ.






















Урок литературного чтения
в 4 классе
Учителя начальных классов первой квалификационной категории Сюкеевской средней школы
Масловой Гульсины Мунировны





2011
Урок чтения в 4-м классе
Тема: Тема войны в произведении Бориса Абрамовича Слуцкого «Лошади в океане"
(по учебнику "Литературное чтение", авторы Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.)

Цели урока:
обучающая - познакомить со стихотворением   Бориса Абрамовича Слуцкого «Лошади в океане»; развивающая - развивать речь, творчество, воображение, способность высказывать собственное мнение;  воспитывающая - воспитание патриотизма, ответственности за свои поступки.

Оборудование
1. Учебнику "Литературное чтение", авторы Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.
Два конверта с геометрическим материалом.
Карточки с пословицами.
Бумага А4, для творческой работы.
Презентация «Лошади в океане»
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Речевая разминка. (Упражнения, направленные на отработку произношения и правильного чтения.)
Прочитать пословицы с четким проговариванием:
Тот, кто бьёт лошадь, может ударить и друга.
И лошадь кашляет. Конь о четырех ногах, да спотыкается
За Русь иди вперед, не трусь
Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти.
На войне как на войне
III. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение стихотворения Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине»
IV. Изучение нового
4.1. Вводное беседа
Из какого раздела это стихотворение?
Родина.
О чём эти стихи? Что передавали поэты в стихотворениях?
Красоту Родины, её величие, гордость, любовь к ней.
А сейчас откройте страницы 136-137. Посмотрите на иллюстрации. Что вы можете сказать?
Нужно знать историю страны, знакомится с историческим прошлым нашей Родины
Вот сегодня мы познакомимся со стихотворением, в котором отразились страницы из истории нашей Родины. Сейчас познакомимся с произведением Бориса Абрамовича Слуцкого «Лошади в океане"
4.2. Словарная работа
Но прежде чем мы прочитаем стихотворение, выясним смысл незнакомых для вас слов.

Превозмочь – пересилить, побороть, одолеть
Трюм – внутреннее помещение корабля под нижней палубой служащее для установки механизмов для грузов
Шлюпка – гребная, парусная или моторная лодка с прочным широким корпусом(судовая корабельная шлюпка, прогулочная шлюпка
Гнедой – масть лошади красновато- ражего цвета, обычно с чёрным хвостом и гривой
4.3. Первичное знакомство с произведением.
Просмотр видеоклипа на песню Бориса Абрамовича Слуцкого «Лошади в океане»
4.4 Беседа эмоционально оценочного характера
- О ком это произведение?
- Какие картины вы представили себе, слушая это произведение?
4.4 Повторное чтение (чтение про себя)
Будьте внимательны, а также будьте готовы отвечать на вопросы
4.5 Слово об авторе и анализ стихотворения
Ответьте на вопросы, подтверждая словами из текста
Как назывался корабль?
Корабль с гордым названием «Глория», что означает «Слава», перевозил лошадей, стараясь преодолеть океан: Какой груз был в трюме? * В трюме, добрыми мотая мордами,
тыща лошадей топталась день и ночь. * Тыща лошадей! * Подков четыре тыщи!

Что произошло? Но когда корабль находился еще очень далеко от земли, «мина кораблю пробила днище». Для людей были лодки и шлюпки, а для лошадей ничего, «лошади поплыли просто так»
Как описывает поэт лошадей, плывущих в море? Что ж им было делать, если нету мест на лодках и плотах? Поэт называет лошадей, плывущих в синем море, рыжим и гнедым островами. Лошади сначала были уверены в своих силах, ведь они умеют плавать: * Лошади умеют плавать, * но не хорошо. Недалеко. * И сперва казалось плавать просто, * океан казался им рекой. Но животные не рассчитали своих сил, океан оказался огромным и безбрежным: «не видно у реки той края», и лошади постепенно теряют силы, не желая оказаться на дне океана, чувствуя свою гибель, они заржали, «возражая тем, кто в океане их топил, а может быть, призывая на помощь людей. Поэт три раза повторяет его во «заржали»-, подчеркивая желание лошадей жить, и вместе с читателями чувствует в сердце боль:

Найдите строчки, которые указывают на отношение автора к лошадям? * Вот и все. А все-таки, мне жаль ах * рыжих, не увидевших земли
В творчестве Бориса Абрамовича Слуцкого отразилась не только его собственная биография, через его сердце прошла биография страны, в которой он жил. Поэтому его поэзия своеобразный лирический дневник, вобравший в себя историю человеческой судьбы на историческом пути страны: * Даже если я стихи слагаю, * Все равно всегда между строк * Я историю излагаю, * Только самый последний сок. В стихотворениях Борис Слуцкий действительно излагал историю своей страны, но делал это не как историк, а как поэт. Он участвовал в Великой Отечественной войне, прошагал до победы пол-Европы. Обладая исключительной добротой и честностью, зорким внимательным взглядом и чуткой душой поэта, он и в послевоенные годы не мог оставить без внимания ни одно из значительных волнующих событий. Его поэзия отзывалась острым укором на любую несправедливость и жестокость, намеренное или случайное зло.
В стихотворении «Лошади в океане» описано событие, действительно имевшее место во время войны.
Тяжелая, печальная картина! Любовь к жизни и дно океана. О лошадях никто не подумал, судьба к ним жестока и несправедлива. Я думаю, речь в стихотворении идет не только о лошадях, но и о людях, которые стараются и не могут найти себя в безграничном океане жизни. Казалось бы, они знают, как это сделать, думают, что у них хватит на это сил, но не учитывают возможных препятствий, и никто им не приходит на помощь


ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Выполнение упражнений на расслабление глаз.
1. Сидя. Быстро моргать в течение 1 мин.
2. Стоя. Посмотреть в окно, вдаль, перевести взгляд на стекло, повторить 5-6 раз.
3. Стоя. Перемещение точки взгляда вверх-вниз-влево-вправо, 10-15 раз.
4. Сидя. Плотно зажмурить глаза в течение 1 мин.
4.6. Повторное чтение.
1. - Сейчас поработаем над выразительностью чтения, а) чтение по цепочке по предложениям. (1,2,3 абзац)
2. Чтение "разведка"
А теперь приготовьтесь к чтению "разведка".
Давайте вспомним памятку.
Плотно сожми губы и зубы.
Поставь пальцы на начало и конец строки.
Читай только глазами.
Найди в тексте ответы на вопросы.
V. Творческая работа (работа в группах)
5.1. Просмотр видеоклипа на песню Бориса Абрамовича Слуцкого «Лошади в океане» (на этом фоне дети работают)
- А сейчас мы с вами ещё раз послушаем песню на слова "Бориса Абрамовича Слуцкого «Лошади в океане", и вы в это время, постарайтесь создать это произведение с помощью разноцветных фигур (прямоугольников, треугольников, кружочков) на листе бумаги.
5.2 Выберите одну пословицу, которая бы больше всего подходила к этому произведению (пословицы на карточках) и приклейте под своей работой.
Тот, кто бьёт лошадь, может ударить и друга.
За Русь иди вперед, не трусь
Кто мечтает о победе, тот не думает о смерти. На войне как на войне

5.3 Защита работ(1-2 мин)


VI. Итог урока
Что же нового вы узнали сегодня на уроке?
Чем вам этот урок запомнился?
Какова по-вашему основная мысль этого стиха?
VII. Домашнее задание. Каждый выбирает сам.
I вариант – Это легко!
Выразительно читать с. 139-140, ответить на вопросы с.140.
II – вариант - Это трудно!
Выучить часть или всё стихотворение, попросить родителей, бабушек, дедушек рассказать, о чём рассказывают фотографии изображенные на стр.141.

VIII. Завершающий этап урока.
Конь – наш главный герой сегодня. Он всегда рядом с человеком, его друг и помощник. Чтобы образ коня остался в вашей памяти о сегодняшнем уроке, давайте посмотрим фрагмент из к-ф «Бумбараш».
"Ходят кони над рекою, Ищут кони водопоя, А к речке не идут: Больно берег крут! Ни ложбиночки убогой, Ни тропиночки пологой. Ах! Как же коням быть? Кони хочут пить. Вот и прыгнул конь буланый С этой кручи окаянной. Ах! Синяя река Больно глубока....."








13PAGE 15


13PAGE 14615




Тема войны в произведенииБориса Абрамовича Слуцкого

"Лошади в океане"15