Технологическая карта урока по литературному чтению: К.Г.Паустовский Растрепанный воробей. 3 класс


Уроки 72–73. Человек и животные. К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей(учебник, с. 12–24; рабочая тетрадь, с. 55–56)
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с биографией К. Г. Паустовского, его произведением «Растрепанный воробей», обучения определению характеров героев литературных произведений и отслеживанию их в развитии, осознанному чтению текста художественного произведения «про себя»; совершенствовать умения пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника), высказывать собственную точку зрения; способствовать развитию эмоционального восприятия текста, речевой активности, навыков аналитического чтения; содействовать воспитанию интереса к чтению, культуры учебного труда на уроке
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с произведением К. Г. Паустовского;
научатся осознанно читать текст художественного произведения «про себя»; делить текст
на части, озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; высказывать собственную точку зрения Метапредметные:
познавательные: сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку волшебную и рассказ);
регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; оценивать свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.);
коммуникативные: опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства
и отношение к героям своих произведений
Образовательные ресурсы:
1. Литературное чтение. 3 класс : учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанова [и др.] – М. : Просвещение, 2015.
2. Бойкина, М. В. Литературное чтение. 3 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2015.
3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / C. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : ИТИ Технологии, 2008.
4. Презентация.
5. Портрет К. Г. Паустовского.
6. Выставка книг писателя.
7. http://mults.spb.ru/mults/?id=1867
8. http://prezentacii.com›shablony-powerpoint/
Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности
1 2 3 4
I. Организация начала урока Демонстрирует слайд 1 (титульный лист).
Создает эмоциональный настрой, проверяет готовность к уроку.
– Здравствуйте, ребята.
Сегодня о пернатых
Мы были-небылицы
Продолжим изучать,
И четко ход событий
Мы будем отмечать Проверяют готовность к уроку, садятся на свои места Умеют слушать в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи
II. Актуализация опорных знаний.
1. Беседа.
2. Работа с толковым словарем.
3. Постановка учебной задачи урока Организует беседу, выявляющую представление детей о пернатых.
– Скажите, кто такие пернатые?
– Как вы думаете, какова история образования этого слова?
Организует работу с толковым словарем.
– Давайте проверим наше предположение, обратимся к толковому словарю.
Подводит итог беседы.
– Значит, мы правильно сформулировали значение этого слова.
Загадывает загадки. Просит детей выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.
– О каких именно пернатых пойдет речь в произведении, с которым мы будем работать на сегодняшнем уроке, вы узнаете, отгадав загадки.
– Кар-кар-кар! – кричит плутовка. Слушают вопросы учителя, формулируют лексическое значение слова «пернатые».
– Пернатые – это птицы.
– Пернатых называют так, потому что их тело покрыто перьями.
Работают с толковым словарем.
Пернатый – покрытый перьями, с перьевым покровом.
Отгадывают загадки.
Выдвигают предположение о теме предстоящего урока. Выделяют существенную информацию из текста загадки. Выдвигают гипотезу
и обосновывают ее. Осуществляют
актуализацию личного жизненного опыта. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраня.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее? … (Ворона.)
Демонстрирует слайд 1 с изображением и голосом вороны.
Эту птицу каждый знает,
В теплый край не улетает
Эта птица – круглый год
Во дворе у нас живет.
И чирикает она
Громко с самого утра:
– Просыпайтесь поскорей! –
Всех торопит... (воробей).
Демонстрирует слайд 2 с изображением и голосом воробья – Ворона.
– Воробей.
– В произведении, которое мы прочтем на сегодняшнем уроке, речь пойдет о птицах. Одними из главных героев произведения будут воробей и ворона ют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по суще-ству полученного задания
III. Сообщение темы урока Создает проблемную ситуацию на основе исключения по общему признаку.
– На доске вы видите фамилии авторов разных произведений: А. Л. Барто, К. Г. Паустовский, С. Я. Маршак, С. М. Михалков. Исключите «лишнюю» фамилию и обоснуйте свой вывод.
Демонстрирует слайд 3 с фамилиями авторов.
Подводит итог, сообщает фамилию автора изучаемого произведения.
– Сегодня на уроке мы будем работать с произведением К. Г. Паустовского.
Организует работу по выполнению проблемного задания. Осуществляют анализ
на основе исключения
по общему признаку.
Делают вывод.
– Исключаем фамилию К. Г. Паустовского, поскольку А. Л. Барто, С. Я. Маршак, С. М. Михалков – поэты, а К. Г. Па-устовский – писатель. Принимают
и сохраняют учебную
цель и задачу. Анализируют, находят общее и различия, делают выводы.
Осознанно
– Название произведения зашифровано на доске, попробуйте убрать «лишние» буквы, и у вас получится название.
На доске: «нпаврорастрепанный смворобейшнгой».
(«Лишние» буквы убираются.)
Демонстрирует слайд 4 с проблемным заданием. Расшифровывают запись, выполненную на доске, озвучивают название. и произвольно строят речевое высказывание в устной форме
Сообщает цели урока.
– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией К. Г. Паустовского – Сегодня на уроке мы будем читать произведение К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей» IV. Работа над содержанием текста Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку.
– Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Подумайте, почему в начале урока я произнесла такие слова: «Мы были-небылицы продолжим изучать» и чем, на ваш взгляд, является это произведение.
Демонстрирует слайд 5: звучит текст для прослушивания.
Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.
– Какой литературный жанр мы можем назвать былью, а какой – сравнить с небы-
лицей?
Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения.
– Это произведение по жанру является сказкой, потому что предметы в этой сказке одушевляются, а животные наделены разумом и могут разговаривать. Но сказка очень необычная, потому что, не считая перечисленного, все остальное могло быть в жизни.
Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения.
– Былью можем назвать рассказ, а сказку сравнить с небылицей. Осуществляют анализ произведения.
Осознанно
и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосно-
вывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются. Приходят к общему мнению при работе
в паре. Учитывают мнение
Предлагает поработать в парах с целью закрепления умения определять жанровую принадлежность произведения.
Организует проверку правильности выполнения работы в парах с опорой на слайд 6.

«Заячьи лапы»
– Как вы думаете, что представляет собой человек, написавший эту сказку? Работают в парах, определяют жанровую принадлежность литературных произведений.
Проверяют правильность выполнения задания.
Он добрый, отзывчивый, очень любит природу соседа по парте. Осуществляют контроль по результату
V. Знакомство с биографией К. Г. Паустовского Рассказывает о К. Г. Паустовском, свой рассказ сопровождает показом слайдов.
Демонстрирует слайды 7, 8, 9, 10.
– Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разносторонняя, склонная к занятиям искусством. Детство провел на Украине у деда и бабушки.
Всю свою жизнь Паустовский любил путешествовать: впечатления от этих поездок
и встреч с самыми разнообразными людьми легли в основу многих его произведений. Он создавал повести и рассказы, сказки и пьесы. Любимый жанр К. Г. Паустовского – короткий рассказ. Во всех его произведениях – любовь к родной земле, Слушают рассказ учителя, просматривают слайды презентации Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета
людям, живущим на ней. Паустовский никогда не считал себя детским писателем, хотя специально для детей им были написаны сказки «Теплый хлеб», «Растрепанный воробей», «Стальное колечко».
Книги К. Г. Паустовского переведены на многие иностранные языки.
– На всю жизнь писатель запомнил слова отца: «Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным». Он стал таким. До конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. Всю свою любовь писатель отдавал трем основным темам – людям родной земли, искусству и природе VI. Повторное чтение и анализ первой части сказки Организует чтение и обсуждение содержания первой части сказки.
– О чем рассказывается в первой части произведения?
– Кем по профессии были Машины родители?
– В каком театре танцевала Машина мама?
– Сейчас его называют Государственный академический Большой театр.
Предлагает сравнить описание здания Большого театра с его изображением
на слайде 11, обращает внимание на то, как Паустовский точно и в то же время образно описывает внешний вид здания.
– Найдите в рассказе описание театра, в котором танцевала мама.
Читают первую часть сказки по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
– Речь идет о семье Маши.
– Мама Маши – балерина, а папа – военный моряк.
– Машина мама работала в Большом театре.
Сравнивают описание театра с его изображением на слайде презентации. Свои выводы подтверждают выдержками из текста произведения.
– Театр был огромный, с каменными колоннами. На крыше его взвива- Выразительно читают. Пони-мают на слух ответы обучающихся.
Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону.
Формулируют свое мнение и позицию.
– Сравните фотографию и скажите, точен ли в описании театра К. Г. Паустовский?
Демонстрирует слайд 11.
– Почему мама достала стеклянный букет?
– Что особенного было в обращении героини с этим букетом?
– Где служил Машин отец?
– Прочитайте мнение Маши о том, что такое Камчатка. лись на дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек с венком на голове – должно быть, сильный и храбрый. Ему удалось остановить горячих лошадей у самого края крыши. Копыта лошадей висели над площадью. Маша представляла себе, какой был бы переполох, если бы человек не сдержал чугунных лошадей: они сорвались бы с крыши на площадь и промчались с громом и звоном мимо милиционеров.
– Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку. Букет подарил маме Машин отец. Он был моряком и привез этот букетик из какой-то далекой страны.
– Раньше мама никогда не разговаривала с вещами.
– Машин отец служил
на Камчатке.
– А теперь он опять далеко, в стране со странным Строят монологические высказывания. Адекватно
используют
речевые сред-ства для решения различных коммуникативных задач. Делают выводы, извлекают информацию из различных источников. Аргументируют свою позицию.
Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Организует дискуссию, выслушивает мнения учащихся, подводит итог. Демонстрирует видеофрагмент о Камчатке.
Демонстрирует слайд 12.
– Согласны ли вы с мнением Маши о том, что Камчатка – это такая страна?
– Какой же сделаем вывод?
– Где жила Маша и ее семья? Посмотрите по карте, какое большое расстояние разделяет Москву и Камчатку. Задумайтесь, какие чувства вы бы испытывали, если бы ваш папа был от вас так далеко.
– Прочитайте описание кузнеца в начале сказки.
– Что необычного в этом описании?
– Перечитайте абзац, начинающийся со слов: «В этот вечер букет лежал за спиной
у Маши…»
– Найдите в сказке слова, которые помогают понять, что все явления окружающего мира – дом, сад за окнами, каменный лев у ворот, зима – в этом произведении одушевляются. названием «Камчатка»,
и вернется не скоро, только весной.
Предлагают свои варианты ответа на вопрос или соглашаются с мнением Маши. Просматривают видеоролик, делают вывод.
– Камча́тка – полуостров в северо-восточной части материка Евразия на территории России. Омывается с запада Охотским морем, с востока – Беринговым морем и Тихим океаном.
– Кузнец наделяется чувствами и желаниями человека: «Кузнец ударил по наковальне восемь раз, хотел ударить в девятый, но рука у него вздрогнула…»
– Каменный лев, что сидел внизу; не спали только Маша, отопление и зима; отопление тихонько пищало свою теплую песню; Дает задание в рабочих тетрадях. Задает вопрос.
– Почему мы сразу из первой части узнаем, что попали в сказку?
– Откройте рабочие тетради на с. 56. Найдите ответ на вопрос: «Как называется такой прием в литературе?» Приведите другой пример использования данного приема в этом произведении зима все сыпала и сыпала с неба тихий снег.
Выполняют задание
в рабочих тетрадях.
Отвечают на вопрос.
– Все предметы одушев-ляются, описываются так, будто они живые. Такой прием называется олицетворением VII. Домашнее задание Объясняет домашнее задание.
• Составить план произведения, пользуясь алгоритмом, который дан в рабочей тетради на с. 55.
• Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Осознают, при-нимают, сохраняют учебные
задачи
VIII. Итог урока. Рефлексия Организует работу по формированию самооценки, оценивает эмоциональный настрой класса после проделанной работы.
– Понравилась ли вам сказка? Какие чувства она у вас вызвала? О чем заставляет задуматься?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Если вы считаете, что вы работали очень хорошо, – встаньте на цыпочки, поднимите руки вверх (слайд 13). Если работали хорошо, но не в полную силу – стойте прямо, опустив руки вдоль туловища (слайд 13). Если считаете, что совсем не постарались и можете работать гораздо лучше – присядьте (слайд 13).
По той же схеме оценивает работу всего класса, поощряет наиболее отличившихся Отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу на уроке Осуществляют самоконтроль учебной деятельности