Разработка внеклассного мероприятия «Память. Дневник Тани Савичевой» с использованием электронной презентации.


Разработка внеклассного мероприятия «Память. Дневник Тани Савичевой» с использованием электронной презентации.
Цели:
•расширить знания детей о войне, рассказать, как трудно было детям пережить военное лихолетье;
•заинтересовать учеников неизвестными фактами о детях военной поры;
•воспитания уважения к защитникам Родины;
•развивать патриотические чувства.
Оборудование: медиапроектор, песни о войне, надпись на занавесе “Память”.
В сценарии участвуют 5 человек. При выступлении дети перестраиваются
Ведущий :
Страшной трагедией для страны стала блокада Ленинграда. 900 дней и ночей жители этого города были в кольце немецко-фашистских войск.
Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных. Пройдя от начала и до конца всю блокаду, некоторые из них получили ордена и медали как защитники города.
Детям было хуже, чем взрослым. Они не понимали, почему нет рядом папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище… Много детского почему?
Но детским чутьём они понимали, что пришла беда, большая беда.
1 ученица:
Над моим Васильевским островом
Те же чайки и облака.
Все знакомо … Но так не просто нам
Возвращаться издалека
В беззаботное детство звонкое,
В теплый свет голубого дня!
2 ученик:
…Нет, я не был знаком с девчонкою,
Что помладше была меня.
Если бегал я в гости к бабушке
До девчонки один квартал.
И жила-то, выходит, рядышком!
Только кто же об этом знал?
1 ученица:
Не на маленьком нашем острове
Слабый голос меня настиг.
Там, за верстами, там, за веснами,
Я услышал про твой дневник.
Вот тогда-то и всплыли в памяти
Злые колкие вьюги -замети,
Шторы черные над окном,
В репродукторе метроном,
Стены в тусклом белесом инее,
Возле печки - чурбак сырой…
От моей Пятнадцатой линии
Далеко ль до твоей Второй?
3 ученица:
Не заперто. Но лестница темна.
И, темноту угрюмую тараня,
Иду на ощупь. Здесь живет она,
Моя земляка-Савичева Таня.
Коптилки свет- кружочек на столе.
В чернильнице замерзшие чернила.
И кажется, нет силы на земле,
Которая бы вновь их растопила.
Легли за буквой буква на листке.
За буквой просто буква…Но за ними!...
Холодный карандаш дрожит в руке,
Не хочет выводить родное имя:
4 ученица: «ЖЕНЯ УМЕРЛА 28 ДЕК. В 12.00. ЧАС. УТРА 1941 Г.»
2 ученик:
Я все понимаю: немыслим мой путь.
Нельзя, невозможно былое вернуть!
Но, если остался я все-таки жить,
Нельзя, Невозможно такое забыть.
Нет хлеба. Нет света. Воды и тепла.
Висит над Невою морозная мгла.
И если не лает, не воет война-
Глухая, немая стоит тишина.
1 ученица:
На той, на опасной в обстрел стороне
У булочной очередь жмется к стене.
Листовка со строчкою: «Враг у ворот!»
Нацеленный в небо, застыл пулемет.
Осколком пробит на часах циферблат,
И время не движется- стрелки стоят.
И очередь тоже стоит и стоит.
Угрюма, как наш ленинградский гранит.
2 ученик:
А знаешь ли, Таня, возможно вполне,
Мы рядом стояли, прижавшись к стене.
Тянулись минуты. Тянулись часы.
И в булочной мерзли пустые весы…
Метет белой пылью с заснеженных крыш…
Ну, что же ты, Таня, молчишь и молчишь?
Мо скоро дождемся - придет грузовик!
Ах, да… Извини… Я забыл про дневник.
Я все понимаю: беда велика…
Вчера в нем опять появилась строка:
4 ученица: «БАБУШКА УМЕРЛА 25 ЯНВ. В 3 Ч. ДНЯ 1942 Г.»
5 ученица:
Пуржит, метет поземкою зима.
Снарядов вой висит над Ленинградом.
И, словно люди, падают дома.
Лежат в снегу. Дома и люди. Рядом.
Зима… Когда же кончится она?
Март на дворе, а все еще не тает.
И вправду, что ли, злобная война
Весну сквозь фронт никак не пропускает?
Светлее стало? Да. Теплее? Нет.
А может быть, голодным не согреться?
Трещит в буржуйке от буфета дверца,
От стульев, от столов простыл и след! ...
Стучит в окно фанериной сырой…
Что у тебя там, на твоей Второй?
4 ученица: «ЛЁКА УМЕР 17 МАРТА В 5 ЧАС. УТР. 1942 Г.»
3 ученица:
До вражьих окопов от города близко.
От вражьих окопов до города - выстрел.
Пылают пожары. Враги на пороге.
Часами и сутками длятся тревоги.
Сирены охрипли, неистово воя.
В окопах бойцы не выходят из боя.
На Пулковских - бой. И под Колпином - тоже.
Все больше погибших.… Все меньше прохожих....
4 ученица: «ДЯДЯ ВАСЯ УМЕР В 13 АПР. В 2 Ч. НОЧИ 1942 Г.»
5 ученица:
Весна! Наконец-то морозам отставка!
Ручьи прошуршали. Проклюнулась травка.
Крапива!... Мы в детстве боялись крапивы,
А это растение - дивное диво!
В борщи ее можно. А можно - в пюре!
За нею взошла лебеда во дворе.
Наверное, Таня, ты с нею знакома?
Тем более, сад у тебя возле дома.
Наверное, ты в Соловьевом саду
Тогда собирала траву-лебеду.
3 ученица:
Весной в Ленинград всевозможные птицы
Сквозь пламя войны умудрились пробиться.
Наверное, даже чижи, свиристели
У них в оккупации жить не хотели
И жили у нас - по садам, по бульварам
Назло всем обстрелам! Назло всем пожарам!
Но только не знали, не ведали птицы
О новой твоей очень горькой странице:
4 ученица: «ДЯДЯ ЛЁША УМЕР 10 МАЯ В 4 Ч. ДНЯ 1942 Г.»
1 ученица:
От памяти, куда же деться?
Сквозь толщу лет и вьюгу дней
Иду я снова в гости к детству,
Иду к Пятнадцатой моей.
Мой дом, похожий на корабль,
Над нею медленно плывет.
Минует снежные ухабы,
Панелей режет синий лед,
Рассветы мирные встречает,
Встречает грозы и года.
И только…Только не качает
Мой дом- корабль никогда.
2 ученик:
Но помню: сквозь фанеру окон
Взрывалась в комнату война.
За книжным шкафом боком, боком
От взрывов пятилась стена,
И я нырял под одеяло:
Вдруг штукатурка с потолка…
А дом- корабль мой качало,
И он поскрипывал слегка.
Но все ж стоял других повыше!
Встречал зюйд-вест, встречал норд-ост…
И на его железной крыше
Когда-то был мой первый пост.
А на соседней- Шурка Елин.
Андрей Непомнящий вдали.
На этих крышах мы росли
И, обгоняя рост, взрослели.
4 ученица:
Как рассказать в стихах о горьком самом?
О самом злом среди жестоких дней?
Нам было трудно. Ну, а нашим мамам?
Неизмеримо было им трудней.
Для нас тревог воздушных было много,
Но мы ведь знали: будет и отбой.
А в их сердцах всегда жила тревога.
Всегда и всюду. В день и час любой.
Что тут скрывать!... Нам память сохранила
Не только бомбы, трупы на пути.
В те годы нам всего труднее было
Из булочной довесок донести.
А нашим мамам? Как делить им было
Тот хлеб- «с огнем и кровью пополам»?
Но резали, собрав остатки силы,
Себе - чуть-чуть и чуть побольше нам.
И мы «чуть-чуть побольше» это ели,
Мы виновато в рот его несли,
Мы отказаться всей душой хотели
И, что уж тут поделать,- не могли.
3 ученица:
…Прошли года. Весна над Ленинградом.
И это значит - вновь цвести цветам.
И наши мамы неизменно рядом.
Но рядом - где? На Пискаревке…Там…
Когда убийц призвали мы к ответу,
То мы прочли им в здании суда
Твою строку, которой горше нету,
Написанную здесь, у нас, тогда:
4 ученица: «МАМА В 13 МАЯ В 7.30 ЧАС. УТРА 1942»
«САВИЧЕВЫ УМЕРЛИ. УМЕРЛИ ВСЕ.ОСТАЛАСЬ
ОДНА ТАНЯ»
5 ученица:
…Не спеша, вечерами зимними
Я шагаю к тебе порой.
От моей Пятнадцатой линии
Далеко ль до твоей Второй?
Таня, Таня! Землячка юная!
Повстречаться нам не пришлось.
Время было такое. Трудное.
Промороженное насквозь.
Холодами звенело лютыми…
Только выстоял город твой!
И другое пришло- салютами
В небо врезалось над Невой!
2 ученик:
Фейерверки под тучи бросило!
Фонари зажгло! Чудеса!
Из винтовки системы МосинаЯ и сам палил в небеса.
Вырос я из пальтишка штатского.
Путь пролег мне в огонь и дым.
Фронта нашего ленинградского
Стал солдатом я рядовым.
4 ученица:
«ОСТАЛАСЬ… ТАНЯ…»
1 ученица:
Если бы осталась!
Враги от нас уже бежали прочь.
Но столько над Невой тебе досталась,
Что даже Волга не смогла помочь.
«Осталась…» ДА! Ты памятью живою
Живешь со всеми нами наравне.
И твой дневник в музее над Невою
Лежит,
Как вечный приговор войне.
Ведущий:
140 ленинградских детей привезли в августе 1942 года в село Красный бор Горьковской области. Встречать вышли их все красноборцы. Несли детям кто что мог: пяток яиц, тарелку творога, теплую одежду. А дети были – страшно смотреть – изнеможенные, больные. В первый раз в баню многих несли на одеялах. Но человеческая доброта, целебный воздух сделали свое дело. Дети крепли, поднимались на ноги. Все они остались жить кроме Тани Савичевой. Истощенная голодом и страданиями девочка не смогла уже подняться.