Дополнительна общеобразовательная программа Вожатская мастерская (8 — 11 классы)



Паспорт программы
1. Полное название программы Дополнительная общеобразовательная программа
«Вожатская мастерская»
2. Направление Социально-педагогическое
3. Классификация По типу программы – модифицированная.
По функциональному предназначению – профессионально-ориентированная.
По форме реализации – традиционная, дистанционная, очно-заочная.
По времени реализации - годичная.
По возрастным особенностям - для детей среднего и старшего школьного возраста.
4. Обоснование для разработки программы Устав МБОУ «Лицей Г.Ф. Атякшева;
Программа развития МБОУ «Лицей Г.Ф. Атякшева» на 2012 – 2016 годы;
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
5. Цель программы: - подготовка вожатых, как специалистов с яркой индивидуальностью, со своей собственной позицией, умеющих проявлять инициативу и умеющих сохранять свою уникальность и уникальность других людей, для работы в лагере дневного пребывания.
6. Задачи программы: овладение вожатыми умениями и навыками по формированию и организации деятельности временного детского коллектива;
овладение вожатыми проектной деятельностью;
организовать возможность практической деятельности в течение учебного года на базе лицея для разнообразной творческой деятельности, обеспечивающей развитие личности детей и подростков;
овладение навыками планирования деятельности вожатого, определения особенностей психолого-педагогического сопровождения детских коллективов разного возраста;
формирование навыков практической работы с детьми;
расширение контингента участников программы за счет разнообразных форм обучения (традиционной, очно-заочно, дистанционной).
7. Краткое содержание программы «Вожатская мастерская» рассчитана на обучение и подготовку подростков к работе с временными детскими коллективами в условиях лагере дневного пребывания.
8. Реализация программы Программа предусматривает общий объём учебной нагрузки 132 академических часа (2 раза в неделю по 2 часа).
По окончании программы учащиеся проходят практику в лагере дневного пребывания на базе лицея и загородных лагерей.
9. Формы обучения Традиционная форма обучения реализуется через классно-урочную систему обучения. Таким образом, подросткам предоставляется возможность полностью погрузиться в процесс обучения под руководством педагога.
Очно – заочная форма обучения – это такая форма обучения, где подросткам предоставляется возможность самостоятельного обучения в домашних условиях на основе разработанных методических пособий (лекций по темам разделов программы с домашними заданиями. Каждый раздел ограничен временными рамками.). Подростки самостоятельно изучают лекционный материал 7 разделов содержания программы, выполняют домашние задания. По окончании изучения каждого раздела программы педагогом проводится текущий контроль в очной форме (зачет, семинар, тестирование, круглый стол и т.п.), где присутствие учащихся обязательно.
Данная форма работы не привязывает учащихся к конкретному времени занятий и позволяет им самостоятельно распределить свои возможности в обучении.
Дистанционная форма обучения – форма обучения на расстоянии, которая не требует физического одномоментного присутствия в одном месте педагога и подростка, организованная преимущественно в сети Интернет и использующая современные способы коммуникации – аудио-, видеотехнику и спутниковые каналы связи. Текущий и итоговый контроль может проводится в форме вебенара, зачетной работы и т.п. Данная форма реализации программы очень актуальна в современных условиях в связи с занятостью подростков и позволяет им самостоятельно проявлять оперативность и практические возможности в использования информационных технологий в повседневной жизни.
Дистанционное форма обучения позволяет выйти с предложением данной образовательной услуги на уровень школ города Югорска, со временем – Советского района.
Так же эта форма обучения является актуальной в работе с детьми ОВЗ в целях их социальной адаптации и самореализации в современной обществе.
10. Формы работы лекции, семинары, практикумы, дискуссии, деловые игры, мастерские, встречи с интересными людьми, педагогами-мастерами, педагогические гостиные, проектная работа, консультирование и т.п.
Реализация программы так же осуществляется через практику будущих вожатых в течение всего учебного года (например, участие будущих вожатых в деятельности органов самоуправления лицея; через включение будущих вожатых в деятельность лицея по различным направлениям (например, включение будущих вожатых в систему «общешкольных» дел различной направленности, в организацию школьных перемен и т.д.).
11. Специфика программы Новизна данной программы:
Программа направлена на моделирование ситуации успеха детей. Ситуация в данном случае будет выступать как сочетание условий, обеспечивающих успех, а сам успех - результат подобной ситуации.
Реализация программы осуществляется через традиционную, очно-заочную, дистанционную формы обучения по выбору участников программы.
Применение дистанционной формы обучения позволяет расширить контингент участников данной программы до уровня всех школ города Югорска, а по возможности и Советского района; привлечением детей с ОВЗ.
Особенности программы:
Программа реализуется в течение всего учебного года, что позволяет организовать практическую деятельность будущих вожатых и дает им возможность применить свои знания, умения и навыки в воспитательном процессе образовательных организаций (организация мероприятий, переменок, акций и т.д.).
По программе занимаются все дети по желанию. Организуются группы очные, заочные в зависимости от выбранной формы обучения.
Программа дает возможность для проектной деятельности учащихся.
К программе привлекаются дети с ОВЗ через очно-заочную, дистанционную формы обучения, что обеспечивает доступность детей данной категории к полноценному обучению.
12. Составитель программы Ярикова Наталья Ильинична, педагог-организатор
13. Учредитель Управление образования и молодежной политики администрации г. Югорска
14. Название организации, реализующей программу Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей имени Г.Ф. Атякшева»
15. Адрес организации 628200, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская область, г. Югорск, ул. Ленина, д. 24
16. Телефон, факс (34675) 2-48-30
17. Место проведения Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей имени Г.Ф. Атякшева»
18. Целевая группа Наполняемость группы традиционного обучения: 10-12 человек.
Для групп очно-заочного, дистанционного обучения количество неограниченно.
Возраст – 13-18 лет
19. Кадры Педагогический процесс осуществляют педагог-организатор. В течение учебного процесса в качестве консультантов могут привлекаться следующие специалисты: методисты по воспитательной работе, педагоги дополнительного образования, учителя, организаторы детского движения, педагоги-психологи, воспитатели, художники-оформители, социальные работники, программисты (для организации дистанционного обучения).
20. Условия участия в программе Добровольность участников
21. Официальный язык проекта Русский
22. История осуществления 2016 г.
23. Сроки реализации 1 год
24. Источники финансирования Средства из местного бюджета.
«Ребенок – это не сосуд, который нужно наполнить,
а факел, который надо зажечь,
а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит»
"Это невозможно"- сказала Причина.
"Это безрассудно"- заметил Опыт.
"Это бесполезно"- отрезала Гордость.
"Попробуй..."- шепнула Мечта...
Пояснительная записка
Огромное количество детских оздоровительных лагерей разворачивают свою работу в летний период по всей территории России. Новое время диктует новые требования к работе детских лагерей, воспитанию и развитию детей, пребывающих на отдыхе. Большая роль в вопросе организации отдыха и досуга детей отводится вожатым.
Актуальность разработки данной программы обусловлена тем, что сегодня как никогда возросли требования к работе вожатого, ведь общество меняется, появляются современные технологии и новые интересы у подрастающего поколения. Поэтому для организации качественного отдыха детей нужны молодые, интересные и творческие вожатые. С целью качественной, профессиональной подготовки новых вожатых была разработана данная программа подготовки вожатых, которая выражается в единой эффективной системе взаимодействия педагог-вожатый-ребенок.
Быть вожатым - это значит быть рядом и чуть впереди, это значит уметь организовать творческую коллективную жизнь отряда; не просто советовать, а вдохновлять; не только предлагать, а помогать в рождении и осуществлении замысла; в тоже время вожатый может пробудить в детях инициативу, самодеятельность. При этом важно чувствовать состояние своих воспитанников, как всех вместе, так и в отдельности...
Вожатый…. Это профессия, которой не учат ни в одном ВУЗе, потому что это скорее призвание, состояние духа. Вожатый всегда рядом с детьми, вожатый – духовный наставник детей, формирующий их мировоззрение и характер, вожатый - это и строгий воспитатель, и родные мама и папа, вожатый - это и взрослый, и ребенок одновременно.
Не так важно, сколько времени подросток сможет работать вожатым и не важно, чем он будет заниматься в своей жизни в дальнейшем, потому что вожатый – это профессия, навыки которой пригодятся в любом возрасте и при любом социально статусе: общение со своими будущими детьми, работа в команде, публичные выступления и т.д. Эта профессия заставляет человека оставаться ребёнком, жить с широко открытыми глазами, распахнутым сердцем и мечтающей душой.
Только такие люди могут жить и давать радость окружающим в наших будничных днях.
Работа вожатого - это способ саморазвития и самопознания. Он помогает раскрыться и стать искренним с людьми, приобрести навыки, умения, которые станут незаменимы в дальнейшей жизни.
"Вожатство"- большая школа коммуникативного опыта. Если вожатого принял ребенок, то и с остальными у него никогда не будет проблем. Вожатые учат любить себя, любить окружающий мир и людей. Вожатые дарят людям любовь, делают все возможное, чтобы каждый, вне зависимости от своего возраста умел радоваться и делать жизнь ярче и веселее. Вожатые знают, как сделать, чтобы счастливые улыбки детей и родителей не сходили с их лиц, ни при каких обстоятельства.
Новизна данной программы:
Программа направлена на моделирование ситуации успеха детей. Ситуация в данном случае будет выступать как сочетание условий, обеспечивающих успех, а сам успех - результат подобной ситуации.
Реализация программы осуществляется через традиционную, очно-заочную, дистанционную формы обучения по выбору участников программы.
Применение дистанционной формы обучения позволяет расширить контингент учащихся до уровня всех школ города Югорска, а по возможности и Советского района.
Особенности программы:
Программа реализуется в лицее в течение всего учебного года, что позволяет организовать практическую деятельность будущих вожатых и дает им возможность применить свои знания, умения и навыки в воспитательном процесса лицея (организация мероприятий, переменок, акций и т.д.).
Наполняемость группы традиционного обучения: 10-12 человек. Для групп очно-заочного, дистанционного обучения количество неограниченно.
Программа дает возможность для проектной деятельности учащихся.
К программе привлекаются дети с ОВЗ через очно-заочную, дистанционную формы обучения, что обеспечивает доступность детей данной категории к полноценному обучению.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что подростковый возраст характеризуется стремлением проявить лидерские задатки, возросшей ответственностью, желанием опекать и заботиться о младших. Работа вожатого позволяет реализовать эти возможности, а также попробовать себя в роли педагога, что, в дальнейшем, позволит осознанно подойти к выбору профессии.
Цель программы: подготовка вожатых, как специалистов с яркой индивидуальностью, со своей собственной позицией, умеющих проявлять инициативу и умеющих сохранять свою уникальность и уникальность других людей, для работы в лагере дневного пребывания.
Вожатых нельзя «наштамповать» на станке, потому что будущие вожатые очень индивидуальны и не одинаковы, имеют различные свойства и исходные данные, а значит не возможно найти один общий шаблон и подогнать «всех под одно». Вожатого нельзя сделать «снаружи».
Вожатство — это состояние, которое претендент сам создает в себе. А потому не стоит планировать «навязывать», «доказывать», «быть примером». Поэтому нужно открыть мастерскую, где будут для каждого найдены необходимые инструменты, чтобы смастерить вожатого в себе.
Планировать - это не учить, не воспитывать, не тренировать, а мастерить. Мастерить — это изготовлять САМОМУ, ручным способом.
Собственно и подготовка вожатого в первую очередь должна заключатся именно в выводе человека на принятие себя, как «успешного вожатого». Именно это является главной задачей любой школы вожатого. Если эта задача не ставится во главу дела, все остальное, есть просто перевод сил, времени и средств. И то, как эта задача решается, и есть главный критерий оценки качества этой подготовки.
Задачи программы:
овладение вожатыми умениями и навыками по формированию и организации деятельности временного детского коллектива;
овладение вожатыми проектной деятельностью;
организовать возможность практической деятельности в течение учебного года на базе лицея, школ города (при дистанционной форме обучения) для разнообразной творческой деятельности, обеспечивающей развитие личности детей и подростков;
овладение навыками планирования деятельности вожатого, определения особенностей психолого-педагогического сопровождения детских коллективов разного возраста;
формирование навыков практической работы с детьми.
Вожатская мастерская – это:
подача материала, построенная на современных педагогических приемах, с учетом специфики города и материально-технической базы лагеря;
теория с примерами;
практические наработки;
активные формы подготовки;
индивидуальные консультации.
Не нужно изобретать велосипед, а нужно создавать его по необычным чертежам! Занятия в «Вожатской мастерской» должны пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы и увлечения подростков - будущих вожатых.
Принципы программы:
преобладание практико-ориентированных форм и методов обучения над теоретическими;
реализация индивидуального и личностно–ориентированного подходов в процессе подготовки вожатых;
использование творческого подхода в организации образовательного процесса;
принцип проблемного обучения через постановку проблемных задач и создание ситуаций, побуждающих учащихся к самостоятельному поиску наиболее эффективных путей для их решения;
принцип технологичности профессиональной подготовки учащихся (т.е. овладение конкретными алгоритмами деятельности вожатого);
принцип воспитывающего взаимодействия.
Ожидаемые результаты программы:
- создание в лицее, школах города (при дистанционной форме обучения) действующих отрядов вожатых и активизация их деятельности в течение учебного года;
- повышение престижа профессии вожатого;
- приобретение организаторского опыта и опыта самоорганизации учащимися, обобщение и распространение позитивного опыта работы вожатых, применение его на практике;
- развитие системы подготовки и сохранения кадрового состава вожатых в лицее, школах города;
- оказание консультативной и методической поддержки вожатым;
- формирование положительной мотивации подростков на предстоящую деятельность, чувства коллективизма, гордости за причастность к общему делу;
- социальное и профессиональное самоопределение подростков, их личностный рост.
Программа имеет социально-педагогическую направленность, рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста.
Программа является модифицированной, в процессе разработки образовательной программы использовались следующие образовательные программы: «Авангард» (Верещагин С.Н., г. Сургут), «Школа вожатых» (Солоницкая Н.А., г. Чебоксары), «Школа вожатых» (Романова Г.З., г. Гай), «КоммунаЛКА» (Вохминцева С.М., Йошкар-Олы), «Школа подготовки вожатых» (Шаверская С.Б., Грачев И.В., г. Бирск), «Школа вожатых» (опыт педагогов Новосибирской области).
Возраст учащихся: 13-18 лет.
Срок реализации программы: 1 год, 132 часа.
Режим занятий предполагает следующие формы организации обучения:
Традиционная форма обучения реализуется через классно-урочную систему обучения (кружковая работа). Таким образом, подросткам предоставляется возможность полностью погрузиться в процесс обучения под руководством педагога.
Очно – заочная форма обучения – это такая форма обучения, где подросткам предоставляется возможность самостоятельного обучения в домашних условиях на основе разработанных методических пособий (лекций по темам разделов программы с домашними заданиями. Каждый раздел ограничен временными рамками.). Подростки самостоятельно изучают лекционный материал 7 разделов содержания программы, выполняют домашние задания. По окончанию изучения каждого раздела программы педагогом проводится текущий контроль в очной форме (зачет, семинар, тестирование, круглый стол и т.п.), где присутствие обучающихся обязательно. Данная форма работы не привязывает учащихся к конкретному времени и позволяет им самостоятельно распределить свои возможности.
Дистанционная форма обучения – форма обучения на расстоянии, которая не требует физического одномоментного присутствия в одном месте педагога и подростка, организованная преимущественно в сети Интернет и использующая современные способы коммуникации – аудио-, видеотехнику и спутниковые каналы связи. Текущий контроль может проводится в форме вебенара, зачетной работы и т.п. Данная форма реализации программы очень актуальна в современных условиях в связи с занятостью подростков, их оперативностью и практическими возможностями использования информационных технологий в повседневной жизни. Так же эта форма обучения является актуальной в работе с детьми ОВЗ.
Виды организации дистанционного обучения:
На сайте лицея создаётся страничка Школы вожатых, где желающие обучаться дистанционно регистрируются. Согласно срокам учебно-тематического плана им высылаются на электронную почту лекции и домашние задания. Обратная связь осуществляется так же.
На сайте лицея создается вкладка Школы вожатых с лекциями и домашними заданиями согласно учебно-тематическому плану. Учащиеся самостоятельно изучают учебный материал, выполняют домашние задания и оправляют на проверку в сроки установленные организаторами. Возможно досрочное выполнение заданий.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Наименование разделов Количество часов
Всего Теория Практика
1. Планирование и организация деятельности вожатого 28 8 20
2. Развитие коллектива в условиях детского лагеря 36 12 24
3. Психологический климат во временном детском коллективе 8 4 4
4. Планирование воспитательной работы 18 6 12
5. Игровая деятельность в лагере 10 2 8
6. Проектная деятельность 8 2 6
7. Мастерская вожатого 22 2 20
8. Аттестация вожатых 2 0 2
Итого: 132 36 96
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Планирование и организация деятельности вожатого – 28 часов.
Теория. Что такое лагерь. Особенности лагеря с дневным пребыванием детей. Специфика города. Материально-техническая база лагеря. Электронная библиотека летнего лагеря.
Планирование работы «Вожатской мастерской». Образ вожатого. Качества вожатого. Создание позитивного настроения. Харизматическое лидерство вожатого.
Источники планирования. Виды планов. Личный план вожатого (дневник). План-сетка.
Творческий проект, алгоритм его выполнения, способы представления, защиты.
Должностная инструкция вожатого. Законы лагеря. Традиции лагеря. Инструктаж.
Взаимодействие напарников. Командная игра в вожатской «связке». Взаимодействие с администрацией лагеря, родителями.
Формы знакомства с детьми. Как понравиться детям. Как быстро запомнить имена детей.
Нормативно-правовые акты в сфере организации отдыха и оздоровления детей. Конвенция ООН о правах ребенка и другие правовые акты, обеспечивающие физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие ребенка. Правила поведения в общественных местах. Правила дорожного движения. Правила проведения экскурсий, передвижения на автотранспорте, пешеходных прогулок, проведения соревнований, развлекательных мероприятий и т.д.
Виды экстремальных ситуаций и порядок действий вожатого при их наступлении: пожар, гроза, ураган, ДТП, ЧП во время купания, потеря ребенка во время прогулки, несанкционированное отсутствие ребенка в отряде, конфликт с местной молодежью.
Общие требования к профилактике заболеваний и охрана здоровья детей.
Приемы оказания медицинской помощи и поведение вожатых в следующих ситуациях: электротравма, ушиб, перелом, вывих, ожог, отравление, высокая температура, аллергия, тепловой удар, укус насекомых, укус животных, носовое кровотечение, острая боль в животе, заноза.
Практика. Составление карты достопримечательностей города.
Творческий конкурс-импровизация «Минута славы» (работа по группам и индивидуально).
Проект «Лагерь будущего» или «Смена лагеря».
Рекламная акция «Вожатый года» или «Реклама лагеря».
Игры на знакомство. Психологические игры для голоса. Тренируем улыбку. Игры на знакомство. Игры на выявление лидера. Игры на сплочение и взаимодействия. Игра на принятие группового решения «Кораблекрушение». Игры на выявление интересов (маршрутные игры, игры-испытания). Игры на сплочение и взаимодействие. Ситуационные игры. Игра-путешествие «Это должен знать каждый».
Развитие коллектива в условиях детского лагеря – 36 часов.
Теория. Временный детский коллектив (ВДК). Возрастные особенности детей. Разновозрастной отряд. Кризисные периоды ВДК. Фазы развития группы. Личность в группе. Социализация в группе. Группа как развивающая система. Развитие активности ребенка. Приемы: разведка интересных дел, совместные дела.
Командообразование (тимбилдинг). Методы формирования команд (групп). Взаимодействие с проблемными детьми в группе. Лидеры команды (группы).
Формы проведения знакомства с лагерем. Веселая экскурсия. Следопыт. Разведгруппа. Терра-инкогнита или неизведанная земля. Репортер-шоу. Пропавшая экспедиция. Путешествие. Игра по станциям. Карта лагеря. Знакомство в цифрах.
Режим. Правила внутреннего распорядка в лагере и основные требования к поведению детей.
Приемы воздействия на нарушителей, ограничения при наказании. Действия вожатого при организации основных режимных моментов: подъем, зарядка, санитарно-гигиенические процедуры, линейка, организация питания, тихий час, отрядные, межотрядные и общелагерные мероприятия, дискотеки, отбой. Формирование мотивов участия в мероприятиях лагеря.
Высказывание участников коллектива. Задачи анализа. Схема анализа. Методы анализа: «Пять пальцев», «Рассказ-эстафета», «Строим дом» и др. Вечерний круг. Свечка (вечерний огонек).
Организационный, основной, заключительный периоды и их особенности. Организационный период, его цель и задачи. Периоды становления ВДК: внутренних скрытых конфликтов, морально-волевого напряжения, творческого союза, делового сотрудничества, идейного единства. Рекомендации. Вертушка как знакомство с лагерем и его законами. Знакомство с другими отрядами. Открытие смены.
Разработка и принятие законов, плана отряда вместе с детьми. Сплочение отряда. Имидж отряда. Название отряда. Эмблема. Кричалка. Девиз. Флаг. Сигнал сбора. Заповеди отряда. Отрядный уголок. Атмосфера в отряде (корпоративный дух). Сюрпризы, ритуалы, традиции отряда. Почтовый ящик доверия.
Самоуправление в отряде, его цели, задачи, принципы, функции, этапы развития, динамика).
Выявление лидеров. Актив. Чередование поручений. Дежурный. Отрядное планирование. Распределение ролей в отряде (должностей, обязанностей). Изготовление «компаса» поручений в отряде (лагере).
Соуправление для маленьких.
Мероприятия организационного периода. Методика выявления психо-эмоциональной атмосферы (график настроения – «Ночные окна», «Закат», «Шарики», «Смайлики», «Цветопись настроения», «Аквариум» и другие варианты. Как провести викторину, интеллектуальную игру, творческий вечер, спортивную эстафету. Как организовать уборку территории. Операция «БУНТ» - Большая Уборка На Территории. Итоги организационного периода.
Основной период смены, его цель, задачи.
Мероприятия основного периода смены. Разработка, подготовка и проведение общелагерного мероприятия.
Диагностика и профилактика конфликтов (анкетирование, тестирование, анализ проведенного дня, наблюдение и другие формы). Контроль и коррекция психологического климата в отряде.
Что делать, если идет дождь. Если жаркий день. Чем занять детей во время поездки в автобусе. В вашем отряде именинник. Как провести экскурсию.
Заключительный период смены, его цель, задачи. Возможные отрядные дела, мероприятия. Определение перспектив последействия лагеря для каждого ребёнка, постановка задач на будущее (обмен адресами, написание отзывов-пожеланий вожатым, индивидуальные рекомендации, как развить талант и т.д.). Критерии успешности.
Организация последних дней. Нетрадиционные мероприятия: «Сочинение-письмо самому себе», «Я вернулся домой», ток-шоу «Снимаем маски». Газета «Эх, было дело…», «Мне бы хотелось вам сказать…». Операция по уборке территории «Нас здесь не было».
Практика. Проект «Закрытие смены. Подведение итогов. Награждение».
Проект «Знакомство с лагерем».
Мозговой штурм. Знакомство с другими отрядами. Открытие смены.
Игры «Тайный друг», «Тип-топ». Групповые игры. Игры на сплочение, на доверие. Групповые игры. Игры на деление на группы, на взаимодействие, музыкальные, на развитие координации движения, на доверие. Игры на знакомство, сплочение коллектива. Игры на выявление лидера. Игры основного периода: игры-шутки, на создание команды, на сплоченность и толерантность в группе. Игры за столом («Муха»). Игры с водой. Игра «Кто? С кем? Куда? Зачем?». Конкурс гидов. Игры на снятие тактильного барьера.
Игры на знакомство. Игра «Лагерный дозор», «Знакомство с лагерем».
Психологический климат во временном детском коллективе – 8 часов.
Теория. Разбор психологических ситуаций: Хочу домой. Тревожный ребенок. Застенчивый ребенок. Агрессивный ребенок. Неформальный лидер. Гиперактивный ребенок. Правдолюб. Ябеда. Фантазер. Аутсайдер. Медленный ребенок.
Поощрение. Похвала как наука. Наказание. Правила горячей плиты.
Кризисные моменты пребывания во временном детском коллективе. Критические точки, причины возникновения и способы выхода из них.
Конфликтология. Виды конфликтов в лагере. Правила поведения в конфликтной ситуации. 10 «нельзя» в конфликтной ситуации.
Обсуждение конфликта. Игровые методы разрешения конфликтов. Модели поведения вожатого в конфликтной ситуации.
Профессиональная готовность к лагерю.
Практика. Тренинги вожатых. Решение педагогических ситуаций. Разбор ситуаций.
Игра «От нома к носу». Игры на снятие агрессии, на позитив, на экстрасенсорику, на доверие, на сплочение, на наблюдательность. Игра-конфликт «Бедный-бедный серый волк». Ситуационные игры.
Планирование воспитательной работы – 18 часов.
Теория. Направления воспитательной работы. Виды мероприятий: линейки, концерты, конкурсы, станции, выставки, музеи и т.д. Разработка, постановка и организация мероприятия. Этапы. Правила поведения на сцене. Работа с микрофоном. Принципы успешности мероприятия. Запретные «нет». Принципы разработки сценария и проведения массовых мероприятий. Нетрадиционные праздники в лагере. Тематические смены, дни.
Педагогический совет и планерки. Вожатский дневник.
Задачи детских объединений по развитию интересов и способностей детей. Формы и методы изучения интересов ребят. Виды, формы и порядок создания объединений. Методика работы вожатого как помощника руководителя кружка. Массовые, групповые и индивидуальные методы работы. Правила техники безопасности.
Виды и формы поощрения и стимулирования детей в детских объединениях. Формы подведения итогов работы за смену (выставка, концерт, показательные выступления и.т.д.).
Тематическая дискотека. Танцевальный марафон. Вечеринка. Концерт. Сейшн (совместная последовательная индивидуальная и общая импровизация на заданную тему). Старт-тинейджер.
Алгоритм разработки конкурсной программы, шоу-программы. Техника безопасности.
Алгоритм разработки интеллектуальных игр. Техника безопасности.
Алгоритм разработки интеллектуальных игр. Техника безопасности.
Практика.
Проект «Детское объединение…».
Проект «Конкурсная программа «Х».
Проект «Интеллектуальная игра «Х».
Проект «Спортивный праздник». Игры на дискотеке.
Игровая деятельность в лагере – 10 часов.
Теория. Классификация игр. Этапы организации игры. Игровые методики. Игра и периоды смены лагеря.
Практика. Проект «Игровое моделирование смены (дня)».
Игры отрядные, общелагерные, на дискотеке, на природе, у костра, за столом. Игры в кругу, для пар, в слова, с шарами, с мясом, с бумагой. Игры - кричалки. Игры-миксеры. Игры-ледоколы.
Проектная деятельность – 8 часов.
Практика. Проект «Я - автор Школы вожатого».
Проект «Визитная карточка отряда (лагеря)».
VII . Мастерство вожатого - 22 часа.
Теория. Элементы актерского мастерства. Сценическая речь. Элементы вокального мастерства. Элементы танцевального искусства.
Материалы для оформления. Шрифты. Фон, способы наложения фона. Стенная газета. Отрядный уголок. Визитка. Объявление. Коллаж. Оформление отрядного места, зала, сцены.
Практика.
Разработка сценария праздника «Посвящение в вожатые».
Выпуск стенгазеты (по группам).
Творческая мастерская по направлениям, выбранным вожатыми (например, квиллинг, топиарий и т.д.).
Посвящение в вожатые. Подготовка флеш-моба на праздник «Посвящение в вожатые».
Игры ролевые. Игры со скороговорками. Ситуационные игры. Игры-поединки.
Музыкальные игры.
VIII. Аттестация учащихся – 2 часа.
Конкурс «Вожатый года»
Календарно-тематическое планирование
№ Тема занятия Содержание программного материала Отслеживание результатов Дата
проведения занятия
план/кол-во часов Дата проведения занятия
факт
I. Планирование и организация деятельности вожатого – 28 часов.
1. Введение в должность. Если хочешь быть вожатым. Что такое лагерь. Особенности лагеря с дневным пребыванием детей. Специфика города. Материально-техническая база лагеря. Электронная библиотека летнего лагеря
Составление карты достопримечательностей города (-ов).
Игры на знакомство. Карта достопримечательностей
г. Югорска, г. Советского.
Создание игротеки вожатого. 01.10
2. Авторитет, имидж вожатого. Планирование работы «Вожатской мастерской». Образ вожатого. Качества вожатого.
Психологические игры для голоса. Тренируем улыбку.
Создание позитивного настроения.
Игры на знакомство. Кодекс поведения вожатого.
Пополнение игротеки вожатого.
План работы «Вожатской мастерской» на учебный год, согласованный с участниками программы.
06.10 3. Вожатый-лидер. Харизматическое лидерство вожатого.
Творческий конкурс-импровизация «Минута славы» (работа по группам и индивидуально).
Игры на выявление лидера. Пополнение игротеки вожатого.
Создание методической папки «Разработки, проекты, сценарии». 08.10 4-6. Программа и планирование смены лагеря. Источники планирования. Виды планов. Личный план вожатого (дневник). План-сетка.
Творческий проект, алгоритм его выполнения, способы представления, защиты.
Проект «Лагерь будущего» или «Смена лагеря».
Игры на сплочение и взаимодействия. Игра на принятие группового решения «Кораблекрушение». Проект «Смена лагеря» или «Лагерь будущего».
Пополнение методической папки «Разработки, проекты, сценарии». 13.10
15.10
20.10
7-8 Алгоритм работы вожатого. Должностная инструкция вожатого. Законы лагеря. Традиции лагеря. Инструктаж.
Рекламная акция «Вожатый года» или «Реклама лагеря».
Игры на выявление интересов (маршрутные игры, игры-испытания). Игры на сплочение и взаимодействие. Рекламная акция «Вожатый года» или «Реклама лагеря».
Пополнение игротеки вожатого.
Пополнение методической папки «Разработки, проекты, сценарии». 22.10
27.10
9-10. Условия педагогического успеха. Взаимодействие напарников. Командная игра в вожатской «связке». Взаимодействие с администрацией лагеря, родителями.
Формы знакомства с детьми.
Как понравиться детям.
Как быстро запомнить имена детей.
Игры на сплочение и взаимодействие. Разработка схемы взаимодействия участников лагеря.
Пополнение игротеки вожатого. 29.10
03.11
11-12. Правовые основы деятельности вожатого. Обеспечение безопасности в условиях лагеря. Нормативно-правовые акты в сфере организации отдыха и оздоровления детей. Конвенция ООН о правах ребенка и другие правовые акты, обеспечивающие физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие ребенка. Правила поведения в общественных местах. Правила дорожного движения. Правила проведения экскурсий, передвижения на автотранспорте, пешеходных прогулок, проведения соревнований, развлекательных мероприятий и т.д.
Ситуационные игры. Создание папки «Нормативно-правовые основы организации лагеря".
Пополнение игротеки вожатого. 05.11
10.11 13. Виды экстремальных ситуаций и порядок действий. Виды экстремальных ситуаций и порядок действий вожатого при их наступлении: пожар, гроза, ураган, ДТП, ЧП во время купания, потеря ребенка во время прогулки, несанкционированное отсутствие ребенка в отряде, конфликт с местной молодежью. Игра-путешествие «Это должен знать каждый». Пополнение папки «Нормативно-правовые основы организации лагеря".
12.11 14. Методика оказания первой медицинской помощи детям в условиях лагеря. Общие требования к профилактике заболеваний и охрана здоровья детей.
Приемы оказания медицинской помощи и поведение вожатых в следующих ситуациях: электротравма, ушиб, перелом, вывих, ожог, отравление, высокая температура, аллергия, тепловой удар, укус насекомых, укус животных, носовое кровотечение, острая боль в животе, заноза. Пополнение папки «Нормативно-правовые основы организации лагеря".
17.11 II. Развитие коллектива в условиях детского лагеря – 36 часов.
15. Временный детский коллектив. Временный детский коллектив (ВДК). Возрастные особенности детей. Разновозрастной отряд. Кризисные периоды ВДК. Игры «Тайный друг», «Тип-топ». Пополнение игротеки вожатого. 19.11 16. Групповая динамика группы. Фазы развития группы. Личность в группе. Социализация в группе. Группа как развивающая система. Развитие активности ребенка. Приемы: разведка интересных дел, совместные дела.
Групповые игры. Игры на сплочение, на доверие. Создание методической копилки вожатого (приемы развития группы в системе).
Пополнение игротеки вожатого. 24.11
17. Командообразование. Командообразование (тимбилдинг). Методы формирования команд (групп). Взаимодействие с проблемными детьми в группе. Лидеры команды (группы).
Групповые игры. Игры на сплочение, на доверие. Создание методической копилки вожатого (способы командообразования).
Пополнение игротеки вожатого. 26.11
18-19. Знакомство с лагерем. Формы проведения знакомства с лагерем. Веселая экскурсия. Следопыт. Разведгруппа. Терра-инкогнита или неизведанная земля. Репортер-шоу. Пропавшая экспедиция. Путешествие. Игра по станциям. Карта лагеря. Знакомство в цифрах.
Игры на знакомство. Игра «Лагерный дозор», «Знакомство с лагерем».
Проект «Знакомство с лагерем». Проект «Знакомство с лагерем».
Пополнение методической папки «Разработки, проекты, сценарии».
Пополнение игротеки вожатого. 01.12
03.12
20-21. Организация режимных моментов в лагере. Режим. Правила внутреннего распорядка в лагере и основные требования к поведению детей.
Приемы воздействия на нарушителей, ограничения при наказании.
Действия вожатого при организации основных режимных моментов: подъем, зарядка, санитарно-гигиенические процедуры, линейка, организация питания, тихий час, отрядные, межотрядные и общелагерные мероприятия, дискотеки, отбой. Формирование мотивов участия в мероприятиях лагеря.
Игры на деление на группы, на взаимодействие, музыкальные, на развитие координации движения, на доверие. Пополнение папки «Нормативно-правовые основы организации лагеря".
Создание методической копилки вожатого (методы организации режимных моментов).
Пополнение игротеки вожатого. 08.12
10.12 22. Анализ дня (смены). Высказывание участников коллектива. Задачи анализа. Схема анализа. Методы анализа: «Пять пальцев», «Рассказ-эстафета», «Строим дом» и др. Вечерний круг. Свечка (вечерний огонек). Пополнение методической копилки вожатого (схема анализа дня и методы анализа).
Пополнение игротеки вожатого. 15.12
23-24. Логика развития лагерной смены. Организационный этап смены или развитие отряда. Организационный, основной, заключительный периоды и их особенности. Организационный период, его цель и задачи. Периоды становления ВДК: внутренних скрытых конфликтов, морально-волевого напряжения, творческого союза, делового сотрудничества, идейного единства. Рекомендации. Вертушка как знакомство с лагерем и его законами. Разработка и принятие законов, плана отряда вместе с детьми. Игры на знакомство, сплочение коллектива. Пополнение игротеки вожатого. 17.12
22.12
25-26. Образ отряда как имиджевая самореклама. Самоуправление в отряде. Сплочение отряда. Имидж отряда. Название отряда. Эмблема. Кричалка. Девиз. Флаг. Сигнал сбора. Заповеди отряда. Отрядный уголок. Атмосфера в отряде (корпоративный дух). Сюрпризы, ритуалы, традиции отряда. Почтовый ящик доверия.
Мозговой штурм. Знакомство с другими отрядами. Открытие смены. Пополнение методической копилки вожатого (название отрядов, кричалки, девизы и т.д.).
Пополнение методической папки «Разработки, проекты, сценарии».
24.12
29.12 27. Детское самоуправление. Самоуправление в отряде, его цели, задачи, принципы, функции, этапы развития, динамика).
Выявление лидеров. Актив. Чередование поручений. Дежурный. Отрядное планирование.
Распределение ролей в отряде (должностей, обязанностей). Изготовление «компаса» поручений в отряде (лагере).
Соуправление для маленьких.
Игры на выявление лидера.
Пополнение методической копилки вожатого (отрядные дела, роли).
Пополнение игротеки вожатого.
31.12 28. Мероприятия организационного периода. Мероприятия организационного периода. Игры организационного периода: игра на знакомство, на сплочение, на выявление лидера, на снятие тактильного барьера, на доверие. Методика выявления психо-эмоциональной атмосферы (график настроения – «Ночные окна», «Закат», «Шарики», «Смайлики», «Цветопись настроения», «Аквариум» и другие варианты. Как провести викторину, интеллектуальную игру, творческий вечер, спортивную эстафету. Как организовать уборку территории. Операция «БУНТ» - Большая Уборка На Территории. Итоги организационного периода. Пополнение игротеки вожатого.
Пополнение методической папки «Разработки, проекты, сценарии». 12.01
29-30. Основной период смены, его цель, задачи, особенности. Основной период смены, его цель, задачи. Мероприятия основного периода смены. Разработка, подготовка и проведение общелагерного мероприятия. Игры основного периода: игры-шутки, на создание команды, на сплоченность и толерантность в группе. Контроль и коррекция психологического климата в отряде. Диагностика и профилактика конфликтов (анкетирование, тестирование, анализ проведенного дня, наблюдение и другие формы). Что делать, если идет дождь. Игры за столом («Муха»). Если жаркий день. Игры с водой. Чем занять детей во время поездки в автобусе. Игра «Кто? С кем? Куда? Зачем?» В вашем отряде именинник. Как провести экскурсию. Конкурс гидов. Пополнение игротеки вожатого.
Пополнение методической папки «Разработки, проекты, сценарии». 14.01
19.01
31.-32. Заключительный период смены, его цель, задачи, особенности. Заключительный период смены, его цель, задачи. Возможные отрядные дела, мероприятия. Определение перспектив последействия лагеря для каждого ребёнка, постановка задач на будущее (обмен адресами, написание отзывов-пожеланий вожатым, индивидуальные рекомендации, как развить талант и т.д.). Критерии успешности. Организация последних дней. Сочинение-письмо самому себе «Я вернулся домой». Ток-шоу «Снимаем маски». Газета «Эх, было дело…», «Мне бы хотелось вам сказать…». Операция по уборке территории «Нас здесь не было».
Проект «Закрытие смены. Подведение итогов. Награждение». Проект «Закрытие смены. Подведение итогов. Награждение»
Пополнение игротеки вожатого.
Пополнение методической папки «Разработки, проекты, сценарии». 21.01
26.01 III. Психологический климат во временном детском коллективе – 8 часов.
33. Разбор психологических ситуаций. Поощрение. Наказание. Разбор психологических ситуаций: Хочу домой. Тревожный ребенок. Застенчивый ребенок. Агрессивный ребенок. Неформальный лидер. Гиперактивный ребенок. Правдолюб. Ябеда. Фантазер. Аутсайдер. Медленный ребенок. Поощрение. Похвала как наука. Наказание. Правила горячей плиты. Игра «От нома к носу». Игры на снятие агрессии, на позитив, на экстрасенсорику, на доверие, на сплочение, на наблюдательность. Пополнение методической папки «Разработки, проекты, сценарии».
Пополнение игротеки вожатого.
28.01 34. Кризисные моменты пребывания во временном детском коллективе. Критические точки, причины возникновения и способы выхода из них.
Игры на снятие агрессии, на сплочение, на позитив. Пополнение методической копилки вожатого (критические точки и способы выхода из них).
Пополнение игротеки вожатого. 02.02 35. Конфликтология. Виды конфликтов в лагере. Правила поведения в конфликтной ситуации. 10 «нельзя» в конфликтной ситуации. Разбор ситуаций.
Обсуждение конфликта. Игровые методы разрешения конфликтов. Модели поведения вожатого в конфликтной ситуации.
Игра-конфликт «Бедный-бедный серый волк» Пополнение методической копилки вожатого (модель поведения в конфликтной ситуации, игровые методы в конфликтной ситуации).
Пополнение игротеки вожатого. 04.02 36. Тренинги вожатых. Тренинги вожатых. Профессиональная готовность к лагерю. Решение педагогических ситуаций.
Ситуационные игры. Пополнение методической копилки вожатого (тренинги).
Пополнение игротеки вожатого.
09.02
IV. Планирование воспитательной работы – 18 часов.
37-39. Организация лагерных, отрядных мероприятий различной направленности. Моделирование смены лагеря.
Направления воспитательной работы. Виды мероприятий: линейки, концерты, конкурсы, станции, выставки, музеи и т.д. Разработка, постановка и организация мероприятия. Этапы. Правила поведения на сцене. Работа с микрофоном. Принципы успешности мероприятия. Запретные «нет». Принципы разработки сценария и проведения массовых мероприятий. Нетрадиционные праздники в лагере. Тематические смены, дни. Педагогический совет и планерки. Вожатский дневник.
Проект «Тематический день (смена)» или
«Нетрадиционный праздник».
Пополнение методической копилки вожатого (модели нетрадиционных дней, тематических смен, дней и т.д.). 11.02
16.02
18.02
40-41. Организация и содержание работы детских объединений в лагере. Задачи детских объединений по развитию интересов и способностей детей. Формы и методы изучения интересов ребят. Виды, формы и порядок создания объединений. Методика работы вожатого как помощника руководителя кружка. Массовые, групповые и индивидуальные методы работы. Правила техники безопасности. Виды и формы поощрения и стимулирования детей в детских объединениях. Формы подведения итогов работы за смену (выставка, концерт, показательные выступления и.т.д.).
Проект «Детское объединение…».
Проект «Детское объединение…».
Пополнение методической копилки вожатого (виды детских объединения, способы стимулирования детей и т.д.).
25.02
01.03 42. Организация и проведение дискотек. Тематическая дискотека. Танцевальный марафон. Вечеринка. Концерт. Сейшн (совместная последовательная индивидуальная и общая импровизация на заданную тему). Старт-тинейджер. Игры на дискотеке. Пополнение методической папки «Разработки, проекты, сценарии».
Пополнение игротеки вожатого. 03.03 43. Конструирование конкурсных программ. Алгоритм разработки конкурсной программы, шоу-программы. Техника безопасности.
Проект «Конкурсная программа «Х». Проект «Конкурсная программ…».
Пополнение методической папки «Разработки, проекты, сценарии».
Пополнение методической копилки вожатого (алгоритм разработки конкурсной программы). 10.03 44. Конструирование интеллектуальных игр. Алгоритм разработки интеллектуальных игр. Техника безопасности.
Проект «Интеллектуальная игра «Х».
Проект «Интеллектуальная ирга…».
Пополнение методической папки «Разработки, проекты, сценарии».
Пополнение методической копилки вожатого (алгоритм разработки интеллектуальной игры). 15.03 45. Конструирование спортивных игр, конкурсов, соревнований. Алгоритм разработки интеллектуальных игр.
Техника безопасности.
Проект «Спортивный праздник». Проект «Спортивный праздник».
Пополнение методической папки «Разработки, проекты, сценарии».
Пополнение методической копилки вожатого (алгоритм разработки спортивного мероприятия). 17.03
V. Игровая деятельность в лагере – 10 часов.
46-47. Игровая деятельность в лагере. Классификация игр. Этапы организации игры. Игровые методики. Игра и периоды смены лагеря.
Проект «Игровое моделирование смены (дня)» Проект «Игровое моделирование смены (дня)».
Пополнение игротеки вожатого. 22.03
24.03 48. Вожатская игровая. Игры отрядные, общелагерные, на дискотеке, на природе, у костра, за столом. Пополнение игротеки вожатого. 29.03 49. Вожатская игровая. Игры в кругу, для пар, в слова, с шарами, с мясом, с бумагой. Пополнение игротеки вожатого. 31.03 50. Вожатская игровая. Игры - кричалки. Игры-миксеры. Игры-ледоколы. Пополнение игротеки вожатого. 05.04
VI. Проектная деятельность – 8 часов.
51-52. Проектирование программы «Вожатская мастерская» Проект «Я - автор Школы вожатого» Проект «Визитная карточка отряда (лагеря)» Проект «Я - автор Школы вожатого». 07.04
12.04
53-54. Отрядная программа Проект «Визитная карточка отряда (лагеря)» Проект «Визитная карточка отряда (лагеря)». 14.04
19.04 VII . Мастерство вожатого - 22 часа.
55. Актерское мастерство вожатого.
Сценическое искусство. Элементы актерского мастерства.
Сценическая речь.
Разработка сценария праздника «Посвящение в вожатые».
Игры ролевые. Игры со скороговорками. Ситуационные игры. Игры-поединки. Пополнение игротеки вожатого.
Пополнение методической папки «Разработки, проекты, сценарии». 21.04 56. Актерское мастерство вожатого.
Вокальное искусство. Элементы вокального мастерства.
Разработка сценария праздника «Посвящение в вожатые».
Музыкальные игры. Пополнение игротеки вожатого.
Пополнение методической папки «Разработки, проекты, сценарии». 26.04
57-58. Актерское мастерство вожатого. Танцевальное искусство. Элементы танцевального искусства.
Подготовка флеш-моба на праздник «Посвящение в вожатые». 28.04
03.05
59-61. Оформительские умения в работе вожатого. Материалы для оформления. Шрифты. Фон, способы наложения фона. Стенная газета. Отрядный уголок. Визитка. Объявление. Коллаж. Оформление отрядного места, зала, сцены.
Оформительский проект.
Выпуск стенгазеты (по группам). Оформительский проект.
Стенгазета.
Пополнение методической копилки вожатого (рекомендации по оформлению, шаблоны). 05.05
10.05
12.05
62-64. Декоративно-прикладное творчество вожатого. Творческая мастерская по направлениям, выбранным вожатыми (например, квиллинг, топиарий и т.д.). Пополнение методической копилки вожатого (техники декоративно-прикладного творчества). 17.05
19.05
24.05 65. Посвящение в вожатые. Театральный праздник «Посвящение в вожатые». 26.05 VIII. Аттестация учащихся – 2 часа.
66. Конкурс «Вожатый года» Сертификат участника «Вожатской мастерской». 31.05 ИТОГО: 132 ч. Методическое обеспечение программы
Для создания оптимальных условий реализации данной программы, а также с целью активизации познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету, используются такие современные методы и педагогические технологии, как:
технология личностно-ориентированного подхода позволяет педагогу ставить приоритетом личность учащегося, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности и его формирование и развитие в соответствии с природными способностями. Особая роль здесь принадлежит ситуации успеха, созданию условий для самореализации личности, значимости её вклада в решение общих задач;
сократовский развивающее-вопросный метод обучения. Одним из главнейших приемом Сократа было шутливое притворство, будто бы он сам, не зная решения той или иной проблемы, выстраивал мнение собеседника и незаметно подводил его самого к правильному ответу на поставленный вопрос;
метод проблемного обучения позволяет педагогу выдвигать перед учащимся познавательные задачи, разрешая которые ребенок усваивает новые знания и учится использовать приобретенные ранее знания в новой ситуации;
игровой метод используется как ведущий метод познания;
практический метод обучения создает условия для творческой самостоятельной деятельности учащихся.
Реализация программы осуществляется через:
-лекции, семинары, практикумы, дискуссии, деловые игры, мастерские, встречи с интересными людьми, педагогами-мастерами, педагогические гостиные, проектная работа, консультирование и т.п.
Реализация программы так же осуществляется через практику будущих вожатых в течение всего учебного года (например, участие будущих вожатых в деятельности органов самоуправления лицея; через включение будущих вожатых в деятельность лицея по различным направлениям (например, включением будущих вожатых в систему «общешкольных» дел различной направленности, в организацию школьных перемен и т.д.).
Оценка эффективности реализации данной программы проводится в форме конкурса «Вожатый года». Участникам программы, успешно освоившим материал программы, предоставляется педагогическая практика в лагере с дневным прибиванием на базе лицея, а учащимся, достигшим 16-18 лет, практика в загородных лагерях г. Югорска.
Механизм реализации программы
I – Подготовительно-организационный этап.
Задачи этапа:
ссоздание творческой группы по внедрению дополнительной общеобразовательной программы «Вожатская мастерская»; определение целей и задач, распределение обязанностей в творческой группе.
иизучение контингента учащихся в возрасте от 13 до 18 лет, их спросов, способностей, склонностей к обучению по данной программе;
формирование учебных групп по выбранным формам обучения;
подготовка учебного кабинета для занятий;
создание интернет сайта для дистанционного обучения;
создание методических разработок, пособий.
Ожидаемые результаты этапа:
создание творческой группы (единомышленников в организации летнего отдыха детей) по внедрению идеи в практику;
создание материально-технических условий для реализации программы;
формирование учебных групп.
II – Основнойй этап.
Задачи этапа:
реализация программы;
корректировка содержания программы (по мере необходимости).
Ожидаемые результаты этапа:
100% реализации программы;
адаптация учащихся в качестве вожатых;
100 % освоение программы, развитие у учащихся практических навыков необходимых для работы вожатым.
III – Заключительный этап.
анализ работы;
подведение итогов реализации программы.
Ожидаемые результаты этапа:
определение новых программных направлений для корректировки программы 1 года обучения и разработки 2 года обучения в целях успешной реализации в следующем году.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ФОРМЫ, МЕТОДЫ, КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ
По окончании обучения по программе «Вожатская мастерская» учащийся должен:
1. Владеть приемами эффективного общения.
2. Знать:
особенности возрастного развития детей младшего, среднего школьного возраста и подростков;
нормативно-правовые основы работы вожатого;
особенности временного детского коллектива;
логику развития лагерной смены, методики организации тематических дней;
методику организации коллективно-творческих дел, малых форм работы;
возможности игровой деятельности;
особенности организации самоуправления в школе и в лагере;
основы безопасности жизни и здоровья детей.
3. Уметь:
проектировать (планирование коллективной и индивидуальной работы с детьми в классе, отряде, определение конкретных целей и задач, планирование собственной педагогической деятельности);
организовывать (организация жизнедеятельности в отряде, организация работы в группе, координация собственной деятельности);
сотрудничать, взаимодействовать с детьми;
анализировать педагогические ситуации, организовывать и проводить анализ мероприятий с детьми, анализировать собственную деятельность
оформлять уголки, выставки, сцену, изготавливать призы и т.д.
По окончании реализации программы «Вожатская мастерская» основным результатами для лицея, школ города должны стать следующие достижения:
увеличение численности подготовленных вожатых;
написание сценариев, игровых программ, проведение праздников самими учащимися;
выпуск сборника сценариев, разработанных учащимися;
выявление активистов и их дальнейшая подготовка;
участив в городских, окружных конкурсах.
Формы текущего контроля:
собеседование;
анализ и качественная оценка деятельности учащихся;
выполнение практических работ в ходе занятий;
создание программ, проектов;
создание методических копилок (портфолио) и другие.
Итоговой формой контроля (аттестации учащихся) является конкурс «Вожатый года» (см. Приложение № 1), который проходит в конец мая. В конкурсе принимают участие все учащиеся, прошедшие курс обучения по программе. Учащимся, выдается Сертификат участника программы «Школа вожатого» (см. Приложение № 2).
Перспективы развития направления по подготовке вожатых.
Планируется разработка 2 года обучения, где будет углублено и расширено содержание программы.
Например, такие темы как:
Работа с одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
Программирование работы педагогического коллектива лагеря;
Технология социально-педагогического проектирования;
Проектный метод разработки программ;
Организация и содержание деятельности детских объединений по развитию интересов и способностей детей и подростков (кружки, секции);
Современный подход к реализации программ дополнительного образования детей и досуговых программ в условиях детского лагеря;
Модели организации отдыха и оздоровления детей, организации творческих, профильных, специализированных смен в оздоровительном лагере;
Социальная деятельность, связь с близлежащими населенными пунктами;
Самообслуживающий и производительный труд. Совместная работа с предприятиями, учреждениями, хозяйствами по профессиональной ориентации подростков;
Создание мастерских, ремонтных бригад, лагерных бюро добрых услуг;
Познавательная деятельность по расширению кругозора детей, изучение исторических, трудовых и художественных памятников, культурно-исторических традиций своего региона;
Экологическая и природоохранительная деятельность. Организация экскурсий по памятникам природы района, проведение экологических акций;
Социально-педагогическая карта отряда. Методические подходы к работе с детьми разного возраста;
Диагностические умения. Диагностика личности ребенка, его интересов. Диагностика взаимоотношений во временном коллективе. Методика организации и проведения диагностики.
Кадровое обеспечение
Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов.
Педагогический процесс осуществляют педагог-организатор. В течение учебного процесса в качестве консультантов могут привлекаться следующие специалисты: методисты по воспитательной работе, педагоги дополнительного образования, учителя, организаторы детского движения, педагоги-психологи, воспитатели, художники-оформители, социальные работники.
Педагог-организатор организует образовательно-воспитательную работу, отвечает за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья учащихся во время занятий.
IX. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на группу);
К – полный комплект (на каждого учащегося группы);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на двух учащихся);
Г – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).
Печатные пособия:
Периодические печатные издания по направлениям деятельности Д
Методическое обеспечение:
Разработки по темам
Карточки с педагогическими ситуациями
Дидактический материал на различных носителях (памятки, рекомендации, образцы, алгоритмы и др.)
Методические пособия Д
Д
Д
Д
Технические средства обучения (ТСО):
Классная доска с набором приспособлений для крепления информационного материала
Аудиомагнитофон (музыкальный центр)
Компьютер (с ПО Windows, MSWord, Paint, Publisher) с возможностью выхода в сеть Интернет
Принтер лазерный
Ксерокс
Брошюратор
Принтер струйный (цветная печать)
Фотокамера цифровая Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Д
Учебно-практические приспособления, материалы:
Бумага писчая, блокнот
Расходные материалы для брошюратора, принтера
Материалы для художественной деятельности: ручки, карандаши, ластики, губки, краски акварельные, гуашевые, бумага цветная, фломастеры, клей, ножницы. К
Д
К
X. ЛИТЕРАТУРА
Методические разработки «В помощь организаторам летнего отдыха», МУПП для детей с ограниченными возможностями «Голубое озеро» г. Нижневартовск, 2002 год, 27 с.
Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности детского оздоровительного лагеря «В помощь организаторам летнего отдыха», МУПП для детей с ограниченными возможностями «Голубое озеро» г. Нижневартовск, 2002 год, 98 с.
Сборники «Вожатская вспомогалка» (сценарии, игры, конкурсы, кричалки, песни) в 2 томах, МУПП для детей с ограниченными возможностями «Голубое озеро» г. Нижневартовск, 2003 год, 80 с., 60 с.
Интернет-ресурсы:
1. www.vozhatiy.ru2. www.school.edu.ru3. www.it-n.ru/communities4. http://summercamp.ru