Методические рекомендации к обучающей и развивающей дидактической игре «Веселое путешествие» — «К??елле с?ях?т » по обучению детей двум государственным языкам


Методические рекомендации к игровому пособию «Веселое путешествие» - «Күӊелле сәяхәт»
Обучающая игра «Веселое путешествие» - «Күӊелле сәяхәт» предназначена для групповых и индивидуальных занятий образовательной деятельности, игр и познавательной деятельности детей от 3 до 7 лет.
Цель игры:
формирование и развитие первоначальных умений и навыков практического владения татарским языком в устной форме.
Задачи:
развивать навыки и умения сравнивать, группировать, классифицировать, обобщать, находить характерные признаки предметов; делать правильные умозаключения;
формировать культуру речевого общения, умение вступать в диалог и поддерживать его, создавать атмосферу общности интересов; умение слушать и отвечать на вопросы «Бу кем?», «Бу нәрсә?», «Это что?», «Ничә?», «Сколько? », « Нинди?», «Какой, какая, какое?»;
уточнять представления об окружающем мире.
Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Социализация.
Детали игры изготовлены из твердого картона с использованием яркого, моющегося материала «самоклейки». Они соединены между собой с помощью разноцветных шнурков, что способствует развитию мелкой моторики.
Правила игры:
В игре одновременно могут участвовать до 6 детей. У каждого участника игры один вагон. Воспитатель распределяет между детьми обобщающие картинки. Затем достает из коробочки карточку и показывает играющим, спрашивает: «Кому нужна эта карточка?». Играющий, который собирает данную группу предметов, говорит, например: « Это яблоко. Оно поедет в моем вагоне, так как это фрукт». Он получает от ведущего карточку и закрывает ею окно на своем вагоне.
Если играющий не смог правильно назвать предмет и группу, воспитатель называет сам. Выигрывает тот, кто первым закроет все окна на своей карте-вагоне.
Пособие состоит:
- из паровоза и шести вагонов;
- набора обобщающих картинок в количестве 14 штук;
- набора карточек с предметными картинками, цифрами в количестве 90 штук; - разноцветные шнурки в количестве 6 штук.
Варианты использования:
Лото - упражнять детей в группировке овощей, фруктов, домашних и диких животных, мебели, посуды, игрушек, насекомых, птиц, ягод, одежды, цветов, деревьев; - активизировать речь детей, упражнять в правильном назывании предметов, употреблять обобщающие слова. 2. Волшебный шнурок – Тылсымлы бау- развивать мелкую моторику рук (шнуровать);
- обогащать словарь детей (использовать в активной речи слова — части паровоза и вагонов: кабина, колеса, труба, окно).
Воспитатель предлагает отправиться в путешествие на поезде. А для этого нужно с помощью шнуровки соединить вагоны между собой и с паровозом.
3. Что лишнее?- Нәрсә артык?
-учить детей замечать ошибки в использовании предметных картинок;
-развивать наблюдательность, мышление.
Воспитатель на окна вагона выкладывает предметные картинки, одна из которых не относится к данной группе. Играющие должны заметить лишнюю карточку и убрать ее. Выигрывает тот, кто первый обнаружит ошибку.
4. Не ошибись - Ялгышма- обучать группировке предметов по цвету;
- закреплять знание основных цветов.
Каждый участник игры берет себе один вагон. Воспитатель предлагает из предложенных предметных картинок выбрать те, которые соответствуют цвету вагона. Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор карточек.
5. Найди предмет по описанию - Сүрәтләү буенча тап
- развивать умение находить предмет по его наиболее характерным признакам;
- учить детей описывать предмет.
Воспитатель вместе с игроками рассматривает предметные картинки, которые он подобрал для игры. При этом он обращает внимание на внешний вид предметов, их форму, цвет, из чего сделаны, для чего нужны. Затем предлагает детям отвернуться и меняет местами карточки, перемешивает. Рассказывает о характерных признаках предмета, а игроки по описанию должны найти этот предмет. Игрок, отгадавший предмет, забирает карточку себе. Выигрывает тот, кто больше соберет предметных картинок.
6. Найди пару – Парын тап
- упражнять детей в классификации предметов;
- развивать внимание и быстроту реакции.
Воспитатель раздает игрокам по одной предметной карточке. Игроки должны быстро подобрать для нее пару и назвать группу, к которой относятся эти предметы.
7. Обобщи - Йомгакла- упражнять в употреблении и понимании обобщающих слов: мебель, одежда, обувь, посуда, игрушки;
- активизация словаря.
8. Посчитай-ка – Санап кара
- закреплять прямой и обратный счет;
- учить использовать в речи порядковые числительные (первый, второй, третий и т.д.).
Воспитатель раздает карточки с цифрами игрокам и предлагает каждому найти свой вагон, пронумеровать его и сказать какой он по счету.