Программа внеурочной деятельности Театральная карусель

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БюДЖЕТНОЕ образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №9»



Пунк 2.2.Основной образовательной программы
основного общего образования
(в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандартам
основного общего образования»)













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление: художественно-эстетическое
Название: «Театральная карусель»
Класс: 7-10
ФИО педагога: Белоусова Татьяна Владимировна







Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. №1/15)




г. Нефтеюганск





Пояснительная записка

Неоспоримую роль в воспитание детей является театральное искусство.
Человечество вот уже много веков самозабвенно играет в эту волшебную
игру - театр.
Не случайно еще А.С. Пушкин восклицал: «Театр-это волшебный край!»
Со времен античности театр представляет собой универсальную
образовательную модель. Эта модель имеет такие специфические черты,
которых нет в других видах искусства и творческой деятельности, где принимают участие дети.
Театр дает детям образец для подражания.
Особенности театрального искусства-массовость, зрелищность, синтетичность предлагают ряд богатых возможностей, как развивающее-
эстетическом воспитание детей, так и в организации досуга.
Театр как вид искусства предлагает широкие возможности индивидуального
участия детей и развитие их способностей.
И вот что происходит с детьми при занятиях театральным творчеством:
- естественно, без принуждения они погружаются в мир музыки, слова,
литературы,
-живописи, хореографии, поскольку театр-это синтетический вид искусства.
- рождается сотворчество, потому что театр-это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие
творческие проблемы;
- от каждого ребенка востребуются все его способности, заложенные от
природы, даже те о которых, до той поры и не подозревает ни он, ни его
родители.

Театральное творчество многогранно само и требует много от участника-
дети учатся действие преображать словестные образы, поскольку именно
этого требует сцена.

Программа театральной студии «Лира» позволит развивать личность ребенка
Оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Ориентирована программа, прежде всего, научить ребенка свободно двигаться, в предлагаемых обстоятельствах и применять это в жизни.


Направленность Программы, прежде всего, научить ребенка свободно двигаться, в предлагаемых обстоятельствах и применять это в жизни.

Новизна программы состоит в особенности театрального искусства-массовость, зрелищность, синтетичность предлагают ряд богатых возможностей, как развивающее-эстетическом воспитание детей, так и в организации досуга.
Актуальность программы обусловлена тем, что дети во внеурочное время не читают художественную литературу, у них нет домашней библиотеки, очень редко посещают библиотеку. Из-за чего словарный запас детей становится беднее, их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Ведь именно уроки литературного чтения и чтение художественной литературы и сказок должны научить детей любить, прощать, научить делать добро.
Введение театрального искусства через дополнительное образование способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральном кружке.

Цель программы: - эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества; раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру искусства – театра.

Задачи: 1. Формировать интерес к театральному искусству.
Задача: 2 Развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память.
Задача: 3. Совершенствовать артистических навыков детей.

2 Формы и режим занятий Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Очень важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных, практических занятий, лекций, тренингов, игр, бесед.
Режим занятий. Занятия проводятся 2раз в неделю, 72 часа в год. В реализации программы участвуют ребята 7-10классов. В группе 12-15 человек.

Возраст обучающихся: 13-15 лет
Сроки реализации программы: 2года.
Место данной программы в образовательной программе учреждения.

3 Планируемые результаты Программы
Ожидаемые результаты освоения программы.
Учащиеся узнают:
В конце первого года обучения учащийся узнает:
·  Основы театрального искусства
·  понятия «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]», «актер».
·  правила поведения в театре

Учащиеся научатся:
·  Делать артикуляционную гимнастику с помощью педагога.
·  Правильно составлять сценарии программ.
·  Управлять правильно со зрителями на программе, вечере, и.т.д.

4 Периодичность оценки результатов Программы
Результаты образовательной деятельности учащихся отслеживаются путём проведения начальной, промежуточной и итоговой аттестации.
Начальная аттестация - проводится в течение первых двух-трёх недель с момента зачисления ребёнка в объединение.
Цель – выявление стартовых и индивидуальных возможностей учащегося.
Промежуточная аттестация - проводится по завершению первого полугодия.
Цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются промежуточными этапами контроля, за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений.
Итоговая аттестация проводится в конце каждого учебного года.
Цель - подведение итогов освоения образовательной программы.
Открытые занятия по театру или отчетный концерт являются одной из форм итогового контроля.
По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:
-высокий – программный материал усвоен обучающимся полностью, воспитанник имеет высокие достижения;
-средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;
-ниже среднего – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.
Учебно - тематический – план
(1 -2 год обучения)
1 год обучения.



Тема

Количество
часов
Из них




Теория
Практика

1
Вводное занятие




2
«Что такое театр»
18ч
10ч


3
Искусство речи
16ч

10ч

4
Сценическая пластика
14ч

10ч

5
Постановочно-репетиционная работа




6
Актерское мастерство
18ч

10ч

7
Итоговое занятие
2 ч




Итого
72ч
30ч
42ч


2 год обучения.




Тема

Количество
часов
Из них




Теория
Практика

1
Вводное занятие




2
«Мой мир-театр»
18ч
10ч


3
Сценическая речь
16ч

10ч

4
Сценическая пластика.
Фехтование.
14ч

10ч

5
Постановочно-репетиционная работа




6
Сценический образ (показ)
18ч

10ч

7
Итоговое занятие
2 ч




Итого
72ч
30ч
42ч










Содержание программы.
Раздел I. Вводное занятие
Что такое театр? Беседа об устройстве театра. Экскурсия в театральную студию.
Беседа об устройстве театра. Экскурсия в театральную студию.
Знакомство с различными видами театров (драматическим, кукольным, музыкальным)

Раздел II. Сценическая речь
Беседа о мимике, об эмоциях. Рассматривание картинок «Эмоции
Беседа об интонации в речи, темпе речи, динамике.

Раздел III Сценическая пластика
Беседа о том, что такое пластика, выразительные жесты
Упражнения на воображения:
«Гуляет по лесу медведь, лиса» и т.д.
«Художник рисует большую картину


Раздел 4 Искусство речи
Рассказать стих. Различные авторы.
Удивлённо, взволнованно, грустно.

Раздел 5 Актерское мастерство
Понятие « мюзикл». Видео-просмотр 1 части мюзикла
« Золушка» муз. Л. Фадеевой – Москалёвой
Рассказ о театре оперы и балета. Видео просмотр фрагментов балета
« Щелкунчик» П. И. Чайковский
Раздел 6: Итоговое занятие
Постановка мюзикла «Золушка»



Содержание программы
В театральном коллективе занимаются дети от 13-15лет.
Коллектив разбит на группы в соответствие с возрастом.
Занятия в группах проводится 1 год обучения- 2 раза в неделю.
2 год обучение-3 раза в неделю.
При наборе детей в группы принимаются все желающие.
Реализация программы осуществляется в течение 2 года обучения.




Содержание программы первого года обучения:
Начало занятий в театральной студии проводятся беседы о театре.
От театральных игр переходим к развивающим играм, практическим
занятиям.
Большое внимание уделяется развитию речевой культуре детей: упражнение
речевого тренинга-дыхание на счет, упражнение на звуковысотность
и посыл голоса, артикуляционная гимнастика.
Литературным материалом служат скороговорки, считалки, стихи русских
классиков А.С. Пушкина, А.Блока. и т д.
Финалом работы над сценической речью является поэтический вечер,
где каждый ребенок попробует свои силы в роли чтеца.
Следующий этап работы начинается с пластической выразительности
движений, помогающие детям свободно двигаться в пространстве, где
развивается чувства ритма.
Дети учатся присутствия ритма в музыке, стихотворениях, движениях,
где специальные упражнения с мячиком в кругу(передаем друг другу
одновременно, по очереди, быстро, медленно, под музыку)
помогает ребятам быстро освоить этот раздел.
Большое внимание на первом году обучения уделяется работе над этюдом.
Впервые дети узнают теоретическое понятие-этюд.
Начинаем работу от не сложных этюдов в паре, до освоения основы взаимодействия с партнером, постепенно переходя к групповым этюдам.
Работа над этюдами является подготовительным этапом над спектаклем.
Для первой постановки выбирается постановка «Театрализованной песни»
или инсценировка сказки, где главное учитывается желание детей.

Показ творческого отчетного концерта-заключительный этап данного
года обучения.

Содержание программы второго года обучение:
Основной формой работы на втором году обучения в театральной студии
является проведение мероприятий и постановкой спектакля.
Начальным этапом занятий на втором году обучения является работа над
этюдами, где позволяет ребятам вспомнить и закрепить ранее полученные
навыки и умения взаимодействовать с партнером, действовать в вымышленных обстоятельствах, ориентироваться на сценической площадке,
импровизировать.
Повторяются и усложняются упражнения и тренинговые занятия по сценической речи, пластике, что необходимо для дальнейшей работы над спектаклем или мероприятием.
Структура занятий видоизменяется.
К освоенным видам тренинга добавляется новая форма «репетиция»
Репетиция требует более осознанного отношения к замыслу, к правильности
отбора вспомогательных, выразительных средств.
В процессе работы над спектаклем (мероприятием), проводятся теоретические занятия «Что такое грим» «Танец в спектакле», «Сценический костюм» так же получают знания о сценическом бое, сценическом фехтовании, пантомиме.


1 год обучения - общий уровень.
Основная цель этого уровня выявление и развитие общих исполнительских
способностей детей, овладение актерским мастерством с ориентацией на
исполнительскую деятельность.

2 год обучения - креативный уровень
Основная цель этого уровня ориентация детей на исполнительскую работу,
закрепление и развитие стремления к творческой деятельности.

На первом году обучения занятия начинаются с театральных игр,
Упражнений на внимание, постановки речи, после переходим к тренингам,
постановке этюдов, театрализованных песен.

Особенностью второго года обучения является постановка спектаклей,
репетиции, и проведение массовых мероприятий.


Работа над спектаклем строится следующим образом:
Чтение пьесы вслух и обсуждение вместе с ребятами.
Распределение ролей.
Распределение обязанностей между детьми по оформлению спектакля
(декорации, реквизит, фонограмм, костюмов)
Чтение пьесы по ролям «застольный период»
Репетиция этюдным способом.
Репетиция с выученным текстом.
Подготовка реквизита, декорации, костюмов, запись музыкального
оформления.
Постановка танцев к спектаклю.
Монтировочные репетиции.
Генеральный прогон спектакля.
Показ спектакля зрителям.

Основная задача состоит в том, чтобы в процессе репетиций и на
занятиях проживая множество образов, ситуаций, отношений к
поступкам каждый ребенок укрепил свою духовную жизнь,
стал более подвижным, отзывчивым способным к переживанию
и пониманию других людей.

К концу второго полугодия обучения в театральной студии ребята должны овладеть необходимыми актерскими навыками - действовать
в предлагаемых обстоятельствах, свободно общаться с партнером на
площадке и зрителем в зале, уметь реализовать полученные знания,
умения и навыки в самостоятельной работе над образом героя в спектакле.




Методическое обеспечение
Формы  проведения занятий:
Очень разные, главное чтобы они соответствовали теме раздела:
Сценическая речь, сценическая пластика, актерское мастерство.

Методы и приемы, применяемые на занятиях:
Викторины, круглый стол, тематический вечер, и т д.

При организации работы педагогу нужно помнить и выполнять одно из самых основных требований к занятиям - необходимо учитывать влияние театра на детей и с большой требовательностью относиться к идейному содержанию спектаклей, их художественному оформлению и проведению. Все, что показывается детям, должно быть высокоидейным и методически правильным. При распределении занятий учесть уровень подготовки и возраст обучающихся.

Дидактическое обеспечение:

Музыкальный материал:
Музыкальный фон к спектаклям, вечерам, записанным на электронный носитель
Наглядные пособия: Журналы, книги.
Техническое оснащение: Ноутбук, .проектор, костюмы, микрофоны.

Список литературы
1. Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып. 1: От игры до спектакля.- СПб., 202.- 114 с.
2. Дерягина Л.Б. Играем в сказку. Сценарии в стихах для постановки в школе.- СПб.: Детство – пресс, 2010.- 128 с.
3. Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 12-16 лет.- Просвещение, 2004.- 127 с.
4. Елькина М., Ялымова Э. Путешествие в мир Театра.- М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2002.- 224с.
5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в дополнительном образование.- М.: Сфера, 2001.- 128 с.
6. Сорокина Н.Ф. Играем в театр.- М



Литература и электронные ресурсы для обучающихся:


1. Буренина А.И. Театр всевозможного. Вып. 1: От игры до спектакля.- СПб., 202.- 114 с.
2. Дерягина Л.Б. Играем в сказку. Сценарии в стихах для постановки в школе.- СПб.: Детство – пресс, 2010.- 128 с.
3. Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 12-16 лет.- Просвещение, 2004.- 127 с.
4. Елькина М., Ялымова Э. Путешествие в мир Театра.- М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2002.- 224с.
5. Сорокина Н.Ф. Играем в театр.- М




































Приложение 1 

<иллюстративный материал по тематике занятий, контрольные вопросы и задания, конспекты, описание занятий, условия прослушивания, памятки для родителей. Отдельным блоком в приложение входит материалы, описывающие, периодичность, способы и формы отслеживания результатов, а также входят формы отчетности  (протоколы тестирования, анкетирования, опроса ведомости учета  образовательных результатов и др.), а также входят оценочные таблицы и описания работы с ними>.








13PAGE 15


13PAGE 14- 2 -15




15