Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению: «Спортивная карусель»


Программа внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению:
«Спортивная карусель»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 2-х классов и направлена на реализацию спортивно-оздоровительного направления.
Данная  рабочая программа соответствует   федеральному   компоненту   государственного образовательного стандарта  базового уровня  и рассчитана  на 68 учебных часов (занятия) из расчета 2ч в неделю.
Сроки реализации рабочей программы: 1 учебный год (2013 - 2014)
В основе принципов создания программы лежит концепция личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Программа по физической культуре, направлена на:
-реализацию учебного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся, материально - технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивная пришкольная площадка), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городская школа).
- соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор, и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Целью рабочей программы по спортивно-оздоровительному направлению является формирование у учащихся вторых классов основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, что соответствует цели физического воспитания учащихся по базовому компоненту. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
овладение «школой движений»;
развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
выработку представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
В основу структуры положена программа, рекомендованная Департаментом образования г. Москвы. Автор доктор педагогических наук В.И. Лях. (2009год)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
-подвижные игры (30 часов) Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений.
-лёгкоатлетические упражнения (18 часов) Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании младших школьников, отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие, прежде всего, координационных способностей.
-лыжная подготовка (20 часов) В задачи лыжной подготовки и содержание уроков входит ознакомление детей с простейшими правилами обращения с лыжным инвентарем, обучение основным строевым приемам с лыжами, видам построений, перестроений и передвижений в строю, самым необходимым способам передвижения. К числу основных способов передвижений в период начального обучения относятся: попеременный двухшажный ход, подъемы ступающим шагом и «лесенкой», спуск.
В данной программе использованы следующие методы и формы обучения:
Знания о физической культуре. Групповые и игровые формы работы.
Ползание, ходьба на лыжах, как жизненно важные способы передвижения человека.
Фронтальная форма работы. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Физические упражнения. Групповые и игровые формы работы, фронтальная форма работы. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Игровые формы работы. Самостоятельные занятия. Составление режима дня.
Групповые и индивидуальные формы работы. Выполнение простейших комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Каждое занятие является звеном системы уроков, связанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и направленных на освоение учебного материала конкретной темы. Логически выстроенная система уроков позволяет интегрировать материал с такими предметами, как «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», «Изобразительное искусство», математика.
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
Режим занятий:
Во вторых классах начальной школы занятия продолжительностью 45 минут проводятся 2 раза в неделю.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯТребования к знаниям Требования к умениям Требования к компетенциям.
Знать и иметь представление:
об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;
о способах и особенностях движений и передвижений человека,
об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;
о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм;
о физических качествах
об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки и поддержания достойного внешнего вида;
о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения
Составлять, правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;
вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;
организовывать и проводить самостоятельные занятия; уметь взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой.
компетентности здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;
компетентности интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знании, расширения приращения накопленных знаний;
компетентности познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность
Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности
«Спортивная карусель» (68 часов – 2 часа в неделю)
№ занятия
п/пНазвание раздела
Тема занятия Предметные результаты УУД Личностные
результаты План Факт
1 Путешествие в «Спортландию» -укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
-развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
-приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
-воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-воспитание нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
- воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности,
- формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств,
- формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний.
Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; задавать вопросы; контролировать действия партнёра; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать установленные правила в планировании и контроле способа действия, различать способ и результат действия.
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, установка на здоровый образ жизни
04.09 2 Освоение строевых упражнений. Игра «Охотники и утки» 6.09 3 Оценка уровня физической подготовки (скорость и силовые качества) 11.09 4 Организация команды и приёмы строевых упражнений. 13.09 5 Организационные приёмы и навыки ходьбы 18.09 6 Оценка уровня физической подготовки (выносливость) 20.09 7 Упражнения на развитие гибкости. Подвижные игры 25.09 8 Подвижная игра «Перестрелка» 27.09 9 Подвижные игры на материале футбола. 2.10 10 Бег с ускорением от 10 до15 м 4.10 11 Прыжки на двух ногах на месте, с поворотами на 90. 16.10 12 Прыжки на двух ногах на месте, с поворотами на 90, с продвижением вперёд 18.10 13 Подвижные игры, связанные с преодолением препятствий. 23.10 14 Преодоление бегом препятствий. Подвижные игры 25.10 15 Бег лицом, спиной, приставными шагами 30.10 16 Ходьба на лыжах. Правила поведения на лыжне. 1.11 17 Ходьба на лыжах. Правила поведения на лыжне. 6.11 18 -19 Ходьба на лыжах. Двухшажный ход 8,13.
11 20 -21 Ходьба на лыжах. «Лесенка» 15,27.11 22-23 Ходьба на лыжах 1 км. 29.11,4.12 24 Ходьба на лыжах. Эстафета 6.12 25 Ходьба на лыжах. Эстафета 11.12 26-27 Бег на лыжах. «Скользящий шаг» 13, 18.12 28 -29 Бег и ходьба на лыжах. 20,25.12 30 -34 Прыжки со скакалкой. Подвижные игры со скакалкой. 27.12, 8,10,
15,17.01 35 -39
Лазание по канату. Подвижные игры 22,24,29,31.01,
5.02 40 -44 Лазание по канату. Отработка навыка. Подвижные игры 7,12,
14,19,21.02 45 -47 Подвижные игры «Встречная эстафета» 5,7,12.03 48 -51 Упражнения в висе на малой перекладине. Подвижные игры 14,19,21,
26.03 52 -53 Упражнения в висе на малой перекладине. 28.03
2.04 54 -55 Упражнения в висе на малой перекладине.
4,9.04 56 -58 Прыжки в высоту на месте с касанием подвешенных ориентиров.
11,23,25.04 59 – 62 Подвижные игры на материале футбола. 30.04,
2,7,9
. 05
63 – 65 Подвижная игра «Перестрелка» 14,16,21.05 66 -67 Упражнения на развитие гибкости. Подвижные игры 23,28.05 68 «Прощай, «Спортландия»!» 30.05 ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.Федеральный государственный образовательный стандарт.
2..Программа «Образовательная система «Школа 2100».
3. Журнал «Начальная школа плюс» № 3 2009.
4.Программа физического воспитания. Автор И.В. Лях. (2009 г.)
Оборудование: лыжи, мячи, скакалки, обручи, секундомер, перекладина, кегли, фишки