Программа внеурочной деятельности по математике Летняя математическая школа 2015


МБОУ «Лицей физики, математики, информатики № 40» при УлГУ
г.Ульяновск
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель директор по УВР Директор МБОУ «Лицей физики,
___________________________ математики, информатики № 40» при
«____»________________2015г. УлГУ
_____________________Н.А.Горбунова
Приказ №_________от______________
Программа внеурочной деятельности «Летняя математическая школа при Ульяновском государственном университете (УлГУ) 2015 год»
Направление: общеинтеллектуальное
Возраст школьников: 4-6 классы
Разработчик программы: Гуськова Алла Геннадьевна, учитель
математики первой категории МБОУ
ФМИ Лицея №40 при УлГУ,
методист высшей категории УлГУ.

2015г.
СОДЕРЖАНИЕ.
Пояснительная записка………………………………………………….3
Общая характеристика программы………………………………..….4
Планируемые результаты………………………………………………5
Содержание программы………………………………………………….6
Тематическое планирование…………………………………………...7
Литература………………………………………………………………..8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» А.И. Маркушевич.
В сегодняшнем мире высоких технологий и многообразия поступающей информации, которая является обязательной для усвоения и запоминания учащимися в рамках изучения различных учебных дисциплин, особое место отводится внеурочной предметной деятельности, которая способна помочь учащимся в познании мира, расширению кругозор и применению своих творческих навыков в других ситуациях.
Одной из ведущих концепций развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013г. №2506-р,- является «популяризация математических знаний и математического образования».
Особое место в Федеральном государственном стандарте о среднем (полном) общем образовании отводится «сформированности представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира».
Чтобы обеспечить качественное математическое образование, построить единую систему восприятия школьных программ по предметам и внеурочную деятельность, и позволить школьникам проявить способности самостоятельно мыслить и рассуждать, показать организаторские способности и навыки проектной деятельности и была предназначена данная программа «Летняя математическая школа при УлГУ», реализация которой проводилась в июне 2015 года для учащихся 3-4 классов (первая неделя), 5-6 классов (вторая неделя).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ.
Цели программы – сформировать компетентность в сфере познавательной деятельности, создание условий для интеллектуального развития школьников, способствовать развитию положительной мотивации к активной учебной и проектной деятельности; сформировать навыки воображение, расширить кругозор.
Задачи программы:
стимулирование интереса к изучению дисциплины «Математика»;
развивать математическую грамотность, навыки устного счета, расширять кругозор;
развивать мышление и формировать навыки интеллектуальной деятельности (анализ, синтез, сравнение, умозаключении);
формировать учебно-информационные умения;
способствовать формированию умений и навыков проектной деятельности; самостоятельного решения проблемы;
Достигаться это будет с помощью приемов, разработанных Я.И.Перельманом:
экскурсы с историю математики;
использование математических игр, фокусов, головоломок;
приведение примеров применения математики при решении проблем и задач в других науках.
Предметное содержание программы целиком взаимодействует с программой основной школы, что позволяет решать совместные задачи и действия, которые улучшат понимать основных тем на уроках математики.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности «Летней школы» состоит в привлечении школьников к познавательной активности в области математики, расширении кругозора и более глубокого изучения исторического понимания математических открытий и их роли в изучении предмета.
Для реализации целей программы «Летняя математическая школа» для учащихся лицея ФМИ № 40 проводилась в два этапа: первая неделя- 3-4 классы, вторая неделя- 5-6 классы в течение недели. Применялись формы учебных занятий – эврестическая беседа, дидактическая ролевые игры, парная и групповая работа, коллективное творческое дело, проектная деятельность, КВН -игра.
Обучение организовано- на добровольных началах для всех детей 3-6 классов;
Особенности набора- детей – свободная;
Сформированы две группы - учащихся 3-4 классов и 5-6 классов;
Режим работы- ежедневный по два занятия по 45 минут с перерывом.
Педагогическая технология, применяемая при реализации программы- технология проблемного обучения и проектная технология.
Дидактические принципы: доступности, последовательности и проблемного обучения.
Отличительной особенностью данной программы является то, что «Летняя математическая школа при УлГУ» предусматривает поддержание и развитие познавательного интереса к математике, подготавливает школьников к дальнейшему углубленному изучению предмета на уроках спецкурсов и кружков по математике; обуславливает выбор родителями более профессионального изучения их детьми дисциплины, с привлечением информационных технологий на базе Ульяновского государственного университета.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Летняя математическая школа при УлГУ».
Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий программы:
быстро считать, применять на практике свои знания;
приобретать навыки креативного мышления, нестандартных подходов при решении задач;
научаться мыслить, рассуждать, анализировать условия задания;
применять полученные на уроках математики знания, умения, навыки в различных ситуациях;
участвовать в проектной деятельности;
умения ясно и грамотно выражать свои мысли, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
формировать коммуникативные навыки общения со сверстниками, умение работать в группах и парах;
находить информацию в различных источниках и использовать ее в своей работе.
Проверка результатов работы организована в виде:
игровые занятия;
подготовка домашнего задания и его защита в группе;
подготовка сообщения по тематике занятия;
участие в КВН;
подготовка проекта в группе.
Реализуемая программа предусматривает подведение итогов в конце недели и награждение победителей по результатам проведения мероприятия:
активное участие при решении логических задач и составления математических ребусов;
подготовка домашнего задания;
участие в конкурсах и играх;
тестирование по итогам игры CODU;
участие в КВН;
подготовка проекта в группе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
День первый.
Знакомство с участниками. Ролевая игра «Давайте, познакомимся!» Решаем логические задачи. Находим верное решение. Отгадываем ребусы (командные соревнования). Задачи в рисунках. Фильм по истории математики «Великий Архимед». Подводим итоги дня. Домашнее задание по группам: придумать свои ребусы. Подготовить задачи со спичками.
День второй.
Решаем задачи со спичками. Решаем логические задачи на составление таблиц- помощниц. Конкурс ребусов (командные соревнования). Защита домашнего задания: шифры в математике. Фильм по истории математики «Евклид и его учение» Подведение итогов дня. Домашнее задание по группам- по истории математики.
День третий.
Выступление участников- защита домашнего задания. Решение задач, выстраиваем логические цепочки рассуждений. Задачи с монетами, взвешивание. Математический калейдоскоп. Фильм по истории математики «Пифагор и школа пифагорейцев». Подведение итогов дня. Домашнее задание по группам.
День четвертый.
Выступление по группам – задачи на переливание. Презентация игры CODU. Тестирование и подведение итогов тестирования (с участием студентов УлГУ). Подведение итогов дня.
День пятый.
Математический КВН. Проекты участников. Итоги недели и награждение победителей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п/п Тема Форма и виды деятельности
день первый
1.1 Ролевая игра «Давайте, познакомимся!» интерактивная игра
1.2 Решаем логические задачи. Находим верное решение. Отгадываем ребусы. Индивидуальная и групповая работа
1.3 Отгадываем ребусы. Задачи в рисунках. Конкурс
1.4 Фильм по истории математики «Великий Архимед». Фильм ВВС
1.5 Подведение итогов Фронтальная работа
день второй
2.1 Решаем задачи со спичками. Конкурс
2.2 Решаем логические задачи на составление таблиц- помощниц. Индивидуальная и групповая работа
2.3 Конкурс ребусов (командные соревнования). Групповая работа
2.4 Защита домашнего задания: шифры в математике. Парная работа
2.5 Фильм по истории математики «Евклид и его учение» Фильм ВВС
2.6 Подведение итогов Фронтальная работа
день третий
3.1 Выступление участников- защита домашнего задания. Парная работа
3.2 Решение задач, выстраиваем логические цепочки рассуждений. Задачи с монетами, взвешивание. Индивидуальная и групповая работа
3.3 Математический калейдоскоп Конкурс
3.4 Фильм по истории математики «Пифагор и школа пифагорейцев». Фильм ВВС
3.5 Подведение итогов Фронтальная работа
день четвертый
4.1 Выступление по группам – задачи на переливание Индивидуальная и групповая работа
4.2 Презентация игры CODU. Индивидуальная и групповая работа
4.3 Тестирование и подведение итогов тестирования (с участием студентов УлГУ). Индивидуальная работа
4.4 Подведение итогов Фронтальная работа
день пятый
5.1 Математический КВН. Групповая работа
5.2 Проекты участников. Групповая работа
5.3 Итоги недели и награждение победителей.
ЛИТЕРАТУРА.
Депман И.Я. За страницами учебника математики.: пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. / И.Я. Депман, Н.Я Виленкин. – М.: Просвещение,1989.-278.с.
Аменицкий Н.И., Сахаров. И.П. Забавная арифметика.- М.: Наука. Гл ред. Физ-мат.лит., 1991.-128с.
Балаян Э.Н. 750 лучших олимпиадных и занимательных задач по математике./Э.Н. Балаян .-Ростов н/Д: Феникс, 2014.-236с.
Канель-Белов. А.Я, Трепалин А.С., Ященко И.В. Олимпиадный ковчег.-М.: МЦНМО, 2014.-56с.
Козлова Е.Г. Сказки и подсказки ( задачи для математического кружка).- 8-е изд.. стереотип .-М.: МЦНМО, 2014.-168с.
Смит, Курт. Задачки на математическую логику/ Курт Смит; пер с англ. Д.А. Курбатова. -М.: АСТ: Астрель, 2008,-95с.
Магия чисел и фигур. Занимательные материалы по математике/ авт –сост. В.В.Трошин. - М.: глобус, 2007-382с.
Сборник задач и занимательных упражнений по математике, 5-9 классы/И.И. Баврин. -М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.-236с.
Перельман Я.И. Живая математика.: матем. рассказы и головоломки/ Я.И.Перельман; под ред. В.Г.Болтянского.-15-е изд.М: Наука, 1994.-167с.
Перельман Я.И. Занимательная арифметика./ Азбука для юных гениев: Я.И. Перельман, изд. Центрполиграф, М.:-2015.-224с.
Перельман Я.И. Головоломки. Задачи. Фокусы. Развлечения./ занимательная наука в иллюстрациях. М.: Изд. АСТ., Аванта+ . 2015-192с.
Спивак..А.В. Математический кружок.6-7 классы.-6-е изд., стереотип.- М.: МЦНМО, 2015.-128с.
Чулков П.В. Математика. Школьные олимпиады 5-6 кл.: метод. пособие. М.:- Изд-во НЦ ЭНАС.2001.-88с
Цукарь А.Я. Развитие пространственного воображения. Задания для учащихся.- СПб.: Издательство СОЮЗ, 2009.-144с.
Электронные ресурсы.
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс].- Режим доступа :http:school-collection.edu.ru/
2. Математический портал. «Математика.ру» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://matematika.ru
3.Фильмы по истории математики.[Электронный ресурс].- режим доступа: http://math4school.ru