Сценарий мероприятия ко Дню правовых знаний в школе Азбука правовой культуры


Азбука правовой культуры
Цели:
Познакомить учащихся с основными правами ребенка.
Задачи:
Дать учащимся общее представление о правах ребёнка.
Формировать уважительное отношение друг к другу, к взрослым.
Ознакомить учащихся с исторической справкой.
Оборудование: 
Оформленный правовой уголок возле класса,
Ход мероприятия
Учитель: Сегодня мы поговорим о ваших правах – правах детей.
Ф. М. Достоевский так говорил о любви к детям: «Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка».
Но так думали не всегда. Жестокие законы Древней Греции и Рима позволяли убить ребенка. В средние века рыбаки вылавливали из рек неводом тела утопленных младенцев. В XVII веке в Париже детей постарше продавали нищим, а малышей у собора Парижской богоматери раздавали даром.
В XVII в. английские тюрьмы были полны подростками 10—12-летнего возраста, а в знаменитой «Каролине» — Уголовно-судебном уложении короля Карла V (1532) — предусматривалась смертная казнь подросткам, совершившим значительные кражи и при отягчающих обстоятельствах. 
И только в конце XIX — начале XX вв. человечество осознало, что ребёнок обладает теми же правами, что и взрослый. Первоначально рассматривались предупредительные меры, которые необходимо принять для недопущения рабства, эксплуатации детского труда, торговли детьми и детской проституции. В этой связи в 1924 г. в Женеве Лига Наций приняла Декларацию прав ребенка. 
В 1959 г. принимается Декларация прав ребенка. 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно всего лишь за две минуты приняла Конвенцию о правах ребенка, превратив ее в международный юридический механизм, обеспечивающий правовую защиту самой уязвимой части мирового сообщества — детей. (Слайд 1, 2)
Какие же права имеют дети?
(Дети знакомятся с правами ребёнка) 1. Дети имеют право на защиту от дискриминации.
2. Все дети имеют право на жизнь. 3. Все дети имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также они имеют право на сохранение своего имени и гражданства. 4. Все дети имеют право на защиту от насилия или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей или других лиц, заботящихся о ребёнке.
5. Дети имеют право на особую защиту и помощь, если у них нет возможности жить со своими родителями. 6. Все дети имеют право свободно выражать мнение, ребёнок имеет право на то, чтобы его мнение было услышано и принято во внимание. 7. Все дети имеют право на защиту о насилия, похищения или от любой другой формы эксплуатации. 8. В случае усыновления все дети имеют право на наилучшую заботу. 9. Все дети имеют право на защиту в военное время. 10. Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную и достойную жизнь. 11. Все взрослые и дети должны знать об этой Конвенции. 12. Все дети имеют право на получение образования, которое даёт возможность развития личности ребёнка. 13. Все дети, принадлежащие к этническим, религиозным или языковым меньшинствам, имеют право пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и пользоваться родным языком. 14. Все дети имеют право играть и отдыхать в таких условиях, которые способствуют их творческому и культурному развитию, занятием искусством, музыкой, театральными постановками.15. Все дети имеют право на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья ребёнка или препятствовать получению образования. 16. Все дети имеют право на защиту от незаконного применения и распространения наркотических средств. Учитель: Кто же несёт ответственность за то, чтобы эти права соблюдались? 
Конвенция подчеркивает, что ваши родители первыми несут ответственность за вас. Они берегут и защищают вас. Взрослые не должны допускать, чтобы ни в чем не повинных малышей били, сажали под арест. Они должны следить, чтобы дети хорошо учились, росли грамотными, умелыми, воспитанными.
О том, какими должны быть родители, в шутку от имени детей написал современный поэт Марк Шварц. Если вы родители – Ласкатели, Хвалители, Если вы родители – Прощатели, Любители, Если – Разрешатели, Купители, Дарители, Тогда вы Не родители, А просто ВОСХИТИТЕЛИ! А если вы родители – Ворчатели, Сердители, Если вы родители – Ругатели, Стыдители, Гулять не отпускатели, Собакозапретители, То – знаете, родители, Вы просто КРОКОДИТЕЛИ! 
Викторина. 1. В «Сказке о мёртвой царевне» А. С. Пушкина есть такие строчки: Свесть Царевну в глушь лесную, И, связав её , живую, Под сосной оставить там На съедение волкам! В чём провинилась Царевна, кто и за какие поступки может так жестоко наказывать ребёнка? Ответ: Никто и никогда не смеет оскорблять и мучить ребёнка. 2. Вспомним сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Там есть слова: В бочку с сыном посадили, Засмолили, покатили И пустили в окиян – Так велел де царь Салтан. Какое право было нарушено? Ответ: Главное право каждого человека – право на жизнь. И маленький человек, ребёнок, тоже имеет право на жизнь. 3. Кто в сказке Г. Х. Андерсена «Голый король» не побоялся сказать королю правду? Имел ли он на это право? Ответ: Да. Ребёнок имеет право на своё собственное мнение. 4. «Сейчас же отопри дверь, - прорычал Волк, - а то я её выломаю!» - «Дом поросёнка – это его крепость», - сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться. Какое право было нарушено Волком? Ответ: Ребёнок имеет право спокойно жить в своём доме и чувствовать себя хозяином, как папа и мама. 5. Эту сказку Андерсен писал, вспоминая своё детство. Вот и этого гадкого утёнка все считали неуклюжим, некрасивым и вообще – чужим, щипали, били, гнали отовсюду… Какое право было нарушено? Ответ: Ребёнок не обязан быть, «как все». 6. «Много чудесных подарков получила новорождённая принцесса, и вдруг во дворце появилась злая ведьма. - Вы не пригласили меня на крестины! – сказала она королю и королеве. – Так я пришла сама, и вот мой подарок: когда принцессе исполнится 16 лет, она уколется веретеном и умрёт. Бессовестная злая колдунья наказала младенца за провинность родителей. Какое право она нарушила? Ответ: Ребёнок не отвечает за провинность родителей, что бы они не совершили. 7. В какой сказке нарушено право на развлечения и отдых? Ответ: «Золушка». 8. Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий сверчок Буратино в сказке А. Толстого «Золотой ключик»? Ответ: Правом на бесплатное образование.
Учитель:
Почему так важно учиться? Что может дать вам хорошее образование? (Ребята высказывают своё мнение.) Учитель: Какие поговорки о знаниях вы знаете? (Ребята называют.) На доске записаны пословицы разных народов. Всяк мастер на выучку берет, да не всякий доучивает. (Русская пословица) Сперва аз да буки, а потом науки. (Русская пословица) Звезды явятся - небо украсят, знания появятся - ум украсят. (Монгольская пословица) Диплом имеет, а дела не разумеет. (Русская пословица) По ученику и об учителе судят. (Русская пословица) В науку нет коротких путей. (Японская пословица) Учи других и сам научишься. (Русская пословица) Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет. (Русская пословица) Знает не тот, кто много прожил, а тот, кто много постиг. (Казахская пословица) Человек неученый - что топор неточёный. (Русская пословица) Повторенье - мать ученья. (Русская пословица) Не выучит школа, выучит охота. (Русская пословица) Знанием добудешь тысячи мечей, но мечом знания добыть не сможешь. (Персидская пословица) Кто хочет много знать, тому надо мало спать. (Русская пословица) Спросить - минутный стыд, не спросить - стыд на всю жизнь. (Японская пословица)
Учитель:
А теперь я предлагаю вам разделиться на три команды и нарисовать эмблему Дня правовых знаний.
(работа команд, презентация работ, выбор лучшей эмблемы)
Учитель: вот и подошёл к концу наш классный час, дети помните о своих правах, но не забывайте и про обязанности.
Классный час
ко Дню Правовых знаний
«Азбука правовой культуры»
-1333590805
Классный
руководитель:
Д.И. Горлов