Сценарий урока по краеведению в 6 классе по теме: Орнаментальное искусство аборигенов Сахалина, его особенности


Шагиева Ирина Викторовна,
учитель изобразительного искусства
МБОУ СОШ с.Советское Долинского района
Сахалинской области
Пояснительная записка.
Тема урока. Орнаментальное искусство аборигенов Сахалина, его особенности.
Урок рассчитан на обучающихся 6 класса, среднего уровня развития.
Урок дается в рамках интегрированного курса «Сахалиноведение», в разделе «Художественное краеведение» при интеграции учебных предметов изобразительное искусство и мировая художественная культура.
Этапы урока.
Актуализация опорных знаний в результате которой учителем создается проблемная ситуация и формулируется проблемный вопрос : «Чем так привлекателен очень древний нивхский орнамент в наше время?»
Изучение нового материала. Формирование новых понятий и способов действий. Обучающиеся сравнивают, анализируют, ставят вопросы, пытаются сформулировать гипотезы.
Практический. Применение учебного материала, формирование умений и навыков, самостоятельная переработка полученной информации и впечатлений. (Украшение макета женского халата нивхским орнаментом).
Контроль и самооценка полученных результатов. Рефлексия, которая позволяет детям осознать свою индивидуальность, помогает сформулировать результаты, возникшие проблемы, определить цели дальнейшей работы.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая.
В соответствии с задачами, поставленными на уроке, используются методы, техники и технологии как традиционные (объяснительно-иллюстративные, практические, наглядные), так и современные технологии равивающего обучения (проблемные, групповые и др.).
В уроке используются активные формы обучения: индивидуальная (тетрадь, ПК), групповая (работа в группах), фронтальная , а именно аудиовизуальная (музыка, мультимедийные презентации).
Интегрированный учебный курс «Сахалиноведение»
Раздел «Художественное краеведение»
Художественное краеведение призвано развивать толерантное отношение к миру, осознание учащимися своего национального и культурного окружения, освоение мира художественно-эстетических ценностей и духовно-материальной культуры родного края. Рабочая программа предусматривает включение материала о культурных традициях и обычаях народов, населяющих регион, а именно: коренных малочисленных народов Сахалинской области (нивхов, айнов, ороков и др.), русских, корейцев, японцев и др.
Анализируя культуру нивхов, необходимо показать учащимся истоки народного творчества. Наглядным примером является одно из наиболее развитых направлений в культуре малочисленных народов - орнаментальное искусство.
6 класс
Тема урока: Орнаментальное искусство аборигенов Сахалина, его особенности.
Основные задачи:
формирование у учащихся культуры межнационального общения через изучение художественного наследия народов Сахалинской области;
содействовать воспитанию уважения к межнациональным культурам;
изучить характерные черты нивхского орнамента;
способствовать развитию художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления;
формировать умения и навыки художественной деятельности, через разнообразные формы изображения и музыкальную импровизацию.
воспитывать уважение к национальным традициям своего региона, чувства личной сопричастности и бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края и всего Дальнего Востока, гражданственность и патриотизм;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Сценарий урока:
Для мотивации обучающихся учитель использует техники:
-«Удивляй» (Звучит нивхская мелодия, слайд-ряд «Использование нивхского орнамента в современной одежде». Музыка очень похожа на современные ритмы, а нивхские узоры встречаются в орнаментальном оформлении современной молодежной одежды) ;
- «Оратор» (За 1 минуту убедить своего собеседника, что изучение данной темы интересно и необходимо).
Обучающиеся самостоятельно (либо при помощи учителя) формулируют проблемный вопрос «Чем так привлекателен очень древний нивхский орнамент в наше время?»
Рассказ учителя, сопровождаемый показом слай-шоу «Орнаментальное искусство нивхов Сахалина» и музыкой «Шаманская».
Особое место в жизни малых народов Сахалина занимало искусство украшения бытовых вещей, которому учили с детства. Тесно связанное с созданием предметов материальной культуры - различной домашней утвари, одежды, обуви, средств передвижения - лодок и нарт, оружия, жилища, а также предметов культа. Орнаментальное искусство украшало жизнь людей, удовлетворяло их стремление к красоте.
Люди всецело зависели от природы, но она не всегда была к ним милостивой. И всё же эти малочисленные, трудолюбивые и талантливые народы сохраняли оптимизм, который помогал им выживать. Они не имели письменности, но, художественно одарённые от природы, передавали затейливые сюжеты устных волшебных сказок и легенд, вплетая черты действительности в фантастические похождения героев. Зачастую эти сюжеты становились основой орнаментального искусства.
Орнаменты - это история. Они могут рассказать о занятиях людей в давно прошедшие времена, поведать об их духовном мире. Спирально-ленточные замысловатые орнаменты аборигенов Сахалина таят древнюю мудрость, символику и магический смысл. Чуть-чуть суровые и таинственные, они отображают мир их создателей.
В причудливых завитках ленточного узора угадываются стилизованные изображения зверей, рыб, птиц, змей, драконов. Ясно видна личина какого-то зверя, - тигра или медведя. Из дали веков пришел этот образ, передающий образ людей в особую силу могучих обитателей тайги.
В прошлом у малых народов Сахалина не было художников-профессионалов. Искусством занимались взрослые и подростки - все, кто имел склонность к художественному творчеству и обладал навыками, приобретёнными с детства
Все предметы, необходимые для промыслов и занятий, изготовлялись руками мужчин и обязательно украшались резным орнаментом по дереву, металлу или кости, причём мотивы узоров орнаментов никогда не повторялись на этих предметах.
Женщины изготовляли одежду, обувь, одеяла, подушки, циновки и т.п., покрывая орнаментом каждое изделие. От реалистических изображений на мужской резьбе по дереву или кости узоры женских орнаментов на тканях отличались стилизацией и тонким исполнением.
Женщины шили одежду и украшали её сложными узорами. Здесь вполне проявлялось их умение делать изделия нарядными с помощью искусства вышивки, аппликации или меховой мозаики. Украшение каждой вещи требовало огромных затрат творческих сил и труда, и поэтому с полным основанием можно сказать, что творцами прекрасного орнаментального искусства малых народов Сахалина были женщины.
Одежду шили из хлопчатобумажных тканей, шёлка, рыбьей кожи, ровдуги и меха, причём орнаментация каждого материала требовала особой техники исполнения. Хорошая мастерица должна была знать многое:
как получить крепкие нитки из сухожилий животных;
как выделать рыбью кожу для халатов и обуви;
как приготовить красители для орнаментов на бересте и рыбьей коже;
как из разных по оттенкам кусочков меха шить одно изделие.
Она умела самостоятельно составлять орнаменты для различных вещей и помнила, что каждый узор предназначается для строго определённого изделия. Нельзя, например, орнамент для халата вышивать на одеяле или подушках, так как узоры халата могут иметь магический или символический смысл. Кроме того, композиция узора должна была соответствовать форме и размерам украшаемой вещи.
Женщины также искусно плели из лозы и камыша корзины и циновки, изготовляли из бересты большие и маленькие коробки, шкатулки для хранения вещей и продуктов, посуду. Все предметы украшались резьбой, тиснением, аппликацией и окрашивались цветными красителями. Растёртая с сажей кетовая икра давала чёрный цвет, отвар ольховой коры - жёлтый. Веками создавался традиционный орнамент жителей Сахалина. Удачно найденные узоры, отражали глубокое проникновение в мир живой природы: волны, облака, растения, обитатели тайги - звери. В каждом четко построенном орнаменте для таёжного жителя заключался привычный смысл. Вот здесь резвится рыбка в реке, поднимая волны. Полно динамики её изогнувшееся в стремительном движении упругое тело ... Там настороженно смотрит изящный зверёк. Скупыми, твёрдо очерченными линиями переданы его силуэт и настроение...
Для сахалинских вышивок характерно чередование коротких отрезков вышивки цветными нитками по контурам аппликаций или в гладьевом шве. Удачный подбор сочетаний разноцветных ниток придаёт изделию бархатистую мягкость.
Вышивка с цветными и радужными переливами характерна для искусства всех малых народов Сахалина - нивхов.
Ажурная прорезная аппликация с контрастным фоном - излюбленный вид орнаментики нивхских мастериц. Аппликацией украшаются халаты, ковры и другие изделия.
Важной областью народного творчества нивхов является их изобразительное искусство. Наиболее развиты два главных направления этого творчества - орнамент и скульптура. Эти древние области самобытной культуры привлекли к себе внимание многих исследователей народов Приамурья, в том числе Л.И. Шренка, Л.Я. Штернберга, СВ. Иванова и др.
Нивхский орнамент давно привлекает к себе внимание как отечественных, так и зарубежных специалистов - археологов, этнографов, искусствоведов, изучающих народы Сахалина.
Учёные рассматривают его в различных аспектах: одни изучают как богатую и своеобразную область искусства, другие - для решения культурных связей народов Приамурья и Сахалина с народами сопредельных районов. Проблема происхождения нивхского орнамента занимает особое место.
Орнаменты нивхов - богатое и древнее искусство. Им равно увлекались как мужчины, так и женщины. Преобладала здесь в основном роль женщин. Они украшали орнаментом одежду, головные уборы, рукавицы, обувь, постельные принадлежности, берестяную и деревянную посуду и т.д.; мужчины же - жилые и хозяйственные постройки, лодки, нарты, надгробные домики и другие предметы. В целом можно сказать, что с декоративно-прикладным искусством знакома большая часть нивхского населения.
Важно подчеркнуть такую деталь: орнаментальным искусством занимались все женщины, а из мужчин - наиболее талантливые.
Нивхские женщины украшали орнаментом многие предметы, изготовленные из бересты, являющиеся одним из древних объектов женского декоративно-прикладного искусства. Этими предметами являются коробки, сосуды, вёдра и другие предметы.
Древний способ украшения берестяных изделий - тиснение. Берестяные коробки, крышки, туеса нивхи украшали орнаментом, вырезанным из бересты. При этом предварительно окрашивали вырезанное в чёрный цвет и приклеивали к предмету. Распространено было и украшение резьбой. Очень древним является способ орнаментации таких мягких материалов, как рыбья и тюленья кожа. Применяли способ рельефного орнамента на головки обуви, сумки, футляры для ножей, сумочки для трута. Нивхи повсеместно широко изготовляли предметы быта, одежду, обувь, рукавицы и другие вещи из кожи различных рыб. Многие из них были красиво украшены узорами орнамента. Чаще всего узоры из рыбьей кожи приклеивали к основе и пришивали нитками. Применялись аппликации и мозаики из окрашенных и неокрашенных кусочков рыбьей кожи. Встречаются образцы орнамента из рыбьей кожи, раскрашенные тушью, краской голубого цвета и т.д.
Орнаментированные узоры в них сочетались с изображениями стилизованных драконов. У нивхов встречались способы украшения кусочками собачьей, нерпичьей, оленьей или лосиной шкуры, которые прокладывали между швами меха.
С середины XIX века у нивхов получили широкое распространение различные ткани. Из них шилась одежда, рукавицы, одеяла и т.д. Использовалась однотонная материя какого-либо цвета. На изделие из этого материала они наносили различные орнаментальные узоры. На одних предметах орнаментальные узоры вышивали цветными нитками прямо на фоне материала украшаемого предмета, в других делали накладные узоры по берестяным трафаретам. Характерными цветами нивхского орнамента являются: синий, красный, чёрный, зелёный, белый и коричневый.
Нивхские женщины использовали декоративные швы. Всего в пределах Амурского бассейна и о. Сахалин зафиксировано около сорока разновидностей декоративных швов. У нивхов имеются свои названия для декоративных швов. Так тамбурный шов они называли «вылки севдь» (цепь нанизывать), решетчатую косичку - «нур севдь» (нанизывать внутри), строчевой и двухрядный строчевой - «тярк лыть» (делать прыжки) и т.д.
Красочный нивхский орнамент, выполняемый женщинами, имеет много общего с орнаментом других соседних народов Приамурья и Сахалина. Многие нивхские орнаменты представляют комбинацию или слияние нескольких сюжетов. Прежде всего, известен растительный мотив.
Здесь наблюдается цветочный и лиственный орнамент со стилизованными стеблями. Этот мотив передавался по наследству.
Обувь, рукавицы, посуда из бересты, халаты, детская одежда и т.д. украшались цветочным и лиственным орнаментом. Среди мотивов флоры в орнаменте большое место занимают листья различных деревьев. Древними орнаментальными мотивами изображались и водоросли. Среди них морское растение толсхаир. Ими украшали подол шубы, верхние края мужского наколенника.
Встречается орнамент и со стилизованным изображением птиц: уток, гагар, орлов и пр. В некоторых случаях птицы держат в клюве рыбу или парят над водой. Чаще всего стилизованные птицы представлены парами.
Вероятно, в орнаментальном мотиве нивхов изображались те животные, которые играли какую-то роль в их ритуальной и хозяйственной жизни.
Среди многочисленных орнаментов у нивхов встречались мотивы в виде парных спиралей и листовидных узоров с двумя симметрично расположенными завитками по обеим сторонам.
Учёный С. В. Иванов классифицировал их в четыре группы:
слившиеся парные спирали,
парные завитки,
фигура, похожая на пальметку или пятилистник,
подобная фигура с листообразными дополнениями по сторонам.
Нивхские мастерицы видят в них спирали и завитки декоративного значения со своими устойчивыми названиями. Нивхи называют их «нарк», что созвучно с названием почётных гостей на медвежьем празднике и трапезой, устраиваемой на нём.
При украшении носовой части тапочек часто встречаются облаковидные мотивы. В большинстве же случаев они вместе с декоративными завитками и спиралями составляют целый комплекс большого орнамента, которым украшали одежду, обувь, рукавицы.
С возникновением ценовой торговли у нивхов начался новый этап в сюжете.
Орнаментальные узоры нивхи наносили и на твёрдые материалы: дерево, кость, металл. Больше всего для нанесения орнаментальных мотивов служило дерево. Мастера наносили красочные узоры на жилые строения, надгробные домики, многочисленные ложки-ковши, деревянные коробочки и туеса, ритуальные корыта, древки стрел. На них и на прочих подобных предметах столовой утвари нанесены различные мотивы древнего орнамента. Среди них встречаются формы спирально-ленточного орнамента- мотивы крученой кожаной и крапивной верёвки, цепочного орнамента, формы сетчатого сплетения, бегущей морской волны и других сложных форм. Несмотря на сложность орнаментальных мотивов на ложках и ковшах, нивхи точно и строго различали, какие при «кормлении хозяина воды», в повседневной жизни и на свадебных торжествах.
Орнаментальные украшения нивхи делали и на других твёрдых предметах, таких как металл, кость. Предметов, изготовленных из кости было мало в быту нивхов, ещё меньше их было с украшениями. Среди металлических изделий по своему орнаменту выделяется копье, в сюжет орнаментальных мотивов которого входили «облачные» узоры, различные завитки, чешуйки, стилизованное изображение рыб и птиц.
Необходимо подчеркнуть, что спирально-ленточный орнамент является очень древним и по происхождению - это нивхский орнамент, состоящий первоначально из реалистических изображений.
Вопросы классу перед выполнением практической работы:
Что является основой орнаментального искусства?
Назовите характерные особенности нивхского орнамента.
Какие основные мотивы встречаются в нивхском орнаменте?
Из каких элементов состоит орнамент?
Практическая работа:
(учащихся необходимо разделить на несколько творческих групп)
Сегодня на уроке на основе увиденного материала о нивхском орнаменте мы будем украшать женский халат. Каждая группа самостоятельно, из предложенных элементов, выбирает наиболее понравившиеся. Необходимо не только выбрать элементы орнамента, но и составить из них узор.
Женщины шили одежду и украшали её сложными узорами. Здесь вполне проявлялось их умение делать изделия нарядными с помощью искусства вышивки, аппликации или меховой мозаики. Мы будем работать в технике аппликации. Важно подчеркнуть такую деталь: орнаментальным искусством занимались все женщины, а из мужчин - наиболее талантливые (обратить внимание на мальчиков).
Ажурная прорезная аппликация с контрастным фоном - излюбленный вид орнаментики нивхских мастериц.
Характерными цветами нивхского орнамента являются: синий, красный, чёрный, зелёный, белый и коричневый.
Мы будем работать с белым цветом (спросить у учащихся какой цвет лучше выбрать).
Традиционная одежда нивхов - это халаты восточноазиатского типа (рукава-кимоно и левая пола удвоена, закрывает правую). Раньше были преимущественно зелёные и синие, а сейчас много жёлтых. Зимние халаты делались на вате. По горловине и верхнему краю левой полы нашита широкая чёрная полоса с вышитым орнаментом (показать учащимся на образце). Женские халаты длиннее, по подолу полоса с орнаментом и нашиты металлические бляшки. Ткань выменивали на пушнину у маньчжурских торговцев. Ткачества сами, вроде, не знали, но умели делать крапивное волокно для плетения сетей, например.
С середины XIX века у нивхов получили широкое распространение различные ткани. Из них шилась одежда, рукавицы, одеяла и т.д. Использовалась однотонная материя какого-либо цвета. На изделие из этого материала они наносили различные орнаментальные узоры.
Очень примечательно то, что у мастеров Приамурья и Сахалина существовал неписанный закон неповторимости, который гласил, что любой узор художника не должен копировать орнамент других вышивальщиц и резчиков. Умения, навыки многих предшествовавших поколений передавались потомкам.
Мастерица умела самостоятельно составлять орнаменты для различных вещей и помнила, что каждый узор предназначается для строго определённого изделия. Нельзя, например, орнамент для халата вышивать на одеяле или подушках, так как узоры халата могут иметь магический или символический смысл. Кроме того, композиция узора должна была соответствовать форме и размерам украшаемой вещи.
Нарядный халат шьется из яркой дорогой ткани (бархат, плис, плюш и др.) синего, зеленого, красного, коричневого и других цветов. Кроме того, праздничные халаты богато украшаются полосами из яркой материи и разнообразным орнаментом. Полосы располагаются вокруг ворота, по краю левой полы, на рукавах и по подолу. Особенно богато украшается спинка халата: на ней разноцветными нитками вышивается орнамент, а по подолу пришивают металлические ажурные украшения. Эти украшения представляют собой большую редкость, они обычно перешиваются со старых халатов на новые, передаются по наследству от матери к дочери и хранятся женщинами как большая ценность (предложить учащимся для металлических пластинок блестящую желтую бумагу)
Учащиеся выполняют работу.
В процессе работы над элементами обратить внимание на симметричные элементы, которые можно вырезать приемом складывания (в процессе работы звучит нивхская музыка).
По окончании учащиеся презентуют свои работы. Необходимо каждому в группе закончить предложение:
Нивхский орнамент – это ….
(можно в стихотворной форме)
Обучающиеся дают самооценку своей работе и отвечают на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
В конце урока предложить рефлексию (на листочках у каждого)
1. Своей работой на уроке я …
2. Теперь я могу …
3. У меня получилось …
4. У меня возникли проблемы …
5. Я хочу узнать (научиться) …
Домашнее задание: предложить обучающимся разработать эскизный проект по теме: «Моделирование современной одежды с использованием нивхского орнамента».
Используемая литература:
Высотская А. Нивхский орнамент. Методическая разработка. – Оха – 1995.
Методические рекомендации по краеведению. 6 класс/Составитель: Орлова О. И. – Южно-Сахалинск; Издательство СОИПиПКК, 2007.
Мамчева Н. Коренные народы Сахалина. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство. - 1998.
Пилсудский Б. Фольклор Сахалинских нивхов. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство. Институт наследия Бронислава Пилсудского. – 2003.
Роон Т. П. Естественная история Сахалина и Курильских островов. Коренные народы. – Южно-Сахалинск, 2010.
Роник П. Хранительницы древних орнаментов. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство. – 2001.
Санги В. Нивхские легенды. – Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство. – 1998.