Фрагмент урока по окружающему миру в 1 классе: КНИГА – ДРУГ И НАСТАВНИК (с использованием ИКТ)


Учитель начальных классов
ПЕТРЕНКО О.Ю.
Фрагмент урока: КНИГА – ДРУГ И НАСТАВНИК
(с использованием ИКТ)
Цели:
познакомить с историей возникновения печатной книги;
воспитывать бережное отношение и уважение к книге;
ознакомить с правилами пользования книгой;
познакомить с инструментом «Заливка» и правилами работы с документом Pаint.
Оборудование:
для учителя: презентация в программе PowerPoint с загадками, презентация для знакомства с инструментом заливка;
для учащихся: учебник, распечатанные на листе А4 герои сказок для раскрашивания, цветные карандаши.
Ход урока
Этапы урока Варианты ответов детей
Мотивация к учебной деятельности.
- Улыбнёмся друг другу, дети!
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться! Актуализация знаний
- Какие пословицы о труде вы запомнили?
– Какие правила поведения на уроке следует соблюдать, чтобы хорошо учиться? 3. Самоопределение к деятельности
- Отгадайте загадки:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а разговаривает. (книга)
Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто её открывает,
Много знает. (книга)
- Что вы уже можете рассказать о книге?(вывешивается на доску карточка со словом «книга»)
- Может ли книга быть другом? (вывешивается на доску карточка со словом «друг») Как вы это понимаете?
- Может ли книга быть наставником? (вывешивается на доску слово «наставник») Как вы это понимаете?
- Соедините эти три слова на доске, определите тему урока. Книга – друг и наставник.
Беседа.
Книга - самое занимательное чудо на свете. Она сделана из простой бумаги. На белых страницах напечатаны какие – то значки, точки – крючочки, штучки – закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, смотрят на буквы. И вдруг начинается удивительное волшебство.
Книга поможет узнать обо всём:
Про одежду и дом, про собаку и кошку,
Про всех понемножку.
В весёлых стихах о разных часах,
О числах и счёте тоже прочтёте.
- Какие книги вам нравится читать?
- А сейчас я проверю, на сколько внимательно вы читаете сказки и знаете сказочных героев. (включается Презентация № 1 «А знаете ли вы сказки?»)
Слайд 1. Он, конечно, самый главный Озорник-шалун забавный. Он в огромной синей шляпе, Неумеха и растяпа.
Слайд 2. В ступе летаю,
Детей похищаю,
В избе на куриной
Ноге проживаю, Красавица златокудрая,
А зовут меня...
Василиса Премудрая?
Слайд 3. Он живет в глуши лесной, Сердца моего герой. Он костями громыхает, И в округе всех пугает. Это что за старичок? Ну конечно, ... Пятачок?
Слайд 4. Берегись, болезнь любая: Грипп, ангина и бронхит. Всех на бой вас вызывает Славный доктор ....
Слайд 5. Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол, И от бабушки ушел. У него румяный бок… Вы, узнали? И т.д.
- Ребята, как вы думаете, какими были первые книги?
Первые книги – это рукописные книги или по–другому рукопись, написанная на отдельных листах, сшитых вместе. Материалом для книг на Руси служил пергамент, а затем бумага. Пергамент получали из кожи телят или ягнят. Пергамент разлиновывал. А затем выписывал каждую букву писец – грамотный человек с правильным почерком. Писец употреблял чернила из сажи и из отвара дубовой или ольховой коры. Исписанные и просушенные листы сшивали в тетради.
Попробуем себя в роли создателей рукописной книги. На ваших столах лежат картинки для раскрашивания. Возьмите карандаши и сделайте изображение цветным.
- Как вы думаете, легко ли было создавать такие книги? Как относились люди к таким книгам?
Работа по учебнику.
- По иллюстрации на стр. 46 сравните, как делали книги в старину и как делают сейчас.
Печатные книги возникли не сразу,
Писец переписывал каждую фразы,
Глаза уставали, дрожала рука,
И так продолжалось века и века.
- Печатная книга не вытеснила рукописной. Так, наряду с печатными азбуками в России в VII в. Существовали и рукописные.
- Сейчас книги печатаются очень быстро. В каждую секунду у нас появляется 45 книг, из них – 7-8 книг для детей.
Физкультминутка.
- Над созданием книги трудятся много людей. Сама машина, даже самая умная, сделать книгу не сможет. В бумагу вложен труд лесорубов и сплавщиков, ведь бумагу для книг делают из древесины. На бумажном комбинате перерабатывают древесину в бумагу. Писатели, учёные, художники написали текст, нарисовали красивые иллюстрации. Наборщики, печатники, переплётчики и много других людей создали книгу в типографии. Как видите, печатный станок помогает людям сделать книгу, но главным остается человек.
Вот и мы познакомимся с одним из шагов в современном создании книги. Познакомимся со способом раскрашивания картинок на компьютере при помощи инструмента «Заливка». (Презентация №2)
- А теперь, ребята, давайте поиграем. Если слово, которое я назову, имеет отношение к книге, вы хлопаете в ладоши и говорите слово «да», если нет, вы хлопаете в ладоши и говорите слово «нет».
ОБЛОЖКА, КАРТИНКА, ТЕТРАДКА, СТРАНИЦА, ЗАКЛАДКА, КАРАНДАШ, РАССКАЗ, АВТОР, РУЧКА, ОГЛАВЛЕНИЕ, ХУДОЖНИК, НАБОРЩИК, ПОЛКА.Незнайка
Баба Яга
Кощей бессмертный
Айболит
Колобок
Дети раскрашивают изображения сказочных героев.

Дети знакомятся с инструментом «Заливка» в документе Pаint и раскрашивают изображение Буратино.