Авторская разработка урока внеурочной деятельности Тупой угол с вершиной в центре Геоконта. Имя тупого угла


Тема: «Тупой угол с вершиной в центре Геоконта. Имя тупого угла».
Класс: 4
Предмет: внеурочная деятельность «Логика. Математика вокруг нас»
Продолжительность занятия: 45 мин
Оборудование: Компьютер, проектор, электронная презентация, видеоролик с физкультминуткой, раздаточный материал.
Технологическая карта занятия № 21
Тема занятия: Тупой угол с вершиной в центре Геоконта. Имя тупого угла.
Ход урока.
Цель для обучающегося: рассмотреть понятия «угол», «тупой угол», «вершины и стороны угла», как обозначают углы.
Цель для учителя:
в ходе выполнения практических заданий и наблюдений сформировать представление о тупом угле и его элементах, способность к распознаванию, изображению и обозначению тупого угла; формирование основных видов универсальных учебных действий.
Задачи урока:
Образовательные: (формирование познавательных УУД):
- дать определение угла, как геометрической фигуры;
- распознать тупые углы в окружающей обстановке;
-расширить геометрические представления и знания обучающихся об углах.
Воспитательные:
- развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию;
-развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру;
- совершенствовать умение работать в паре (группе), навык общения со сверстниками (формирование коммуникативных и личностных УУД).
Развивающие (формирование регулятивных УУД )
- умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;
- воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу.
Тип занятия: первичное предъявление новых знаний. Форма занятия: лаборатория геометрических открытий
Опорные понятия, термины
Математика;
Геометрия; угол; тупой угол; обозначение угла, виды углов. Новые понятия:
Угол, виды углов, тупой угол, стороны и вершины углов, построение углов, обозначение углов
Материалы и оборудование.
Ведущий вид деятельности.
Методы работы.
Педагогические технологии.
интерактивный кабинет, цветные карандаши, листы бумаги для рисования, карточки с заданиями, линейка, математический планшет.
продуктивный, творческий, проблемный
объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
-ИКТ - технология (презентация).
Ожидаемый результат. обучающиеся научатся:
Обозначать и находить тупые углы;
соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями;
выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения;
слушать собеседника и вести диалог;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Этап урока и его цели Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
Организационный момент Приветствует обучающихся Приветствуют присутствующих Коммуникативные УУД
Актуализация знаний обучающихся.
Постановка целей и задач занятия.
Повторение изученного материала
Проводит фронтальный опрос по понятиям: математика, геометрия; проверяет выполнение домашнего задания, организует постановку обучающимися целей и задач урока.
Изготовление угла без инструментов
– Изготовление острого угла. Дома вам надо было изготовить из бумаги модель круга или овала. Возьмите эти модели и перегните их пополам и расправьте лист. Положите линию сгиба горизонтально (2 вар. вертикально). А теперь сгибайте так, чтоб линия сгиба была наклонной. Расправьте листы. Отмечайте острые углы. Сколько их. Как они лежат?
Разрежьте лист по линиям сгиба. Проверьте 2 острых угла. Что можете о них сказать? (одинаковые)
Теперь я собираю ваши углы. Все ли острые углы равны? (нет, они разной величины, но все меньше прямого угла)
Вывод: Острые углы состоят из вершины и двух сторон, и они меньше прямого угла.
Первичная мотивация обучающихся.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока, через выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Объявление темы урока словами Гео.
-Учитель рассказывает сказку: (Слайд 4)
« Как-то раз, сидя на поляне, малыш Гео играл в новую игру: строил на Геоконте прямые и острые углы. Тут подполз паук Юк и говорит:
- А я знаю ещё один угол.
- Какой?
- Пойдём к Центру поляны. Строят речевые высказывания; формулируют цель и задачи урока Коммуникативные и регулятивные УУД
Основная часть
Первичное осмысление и закрепление знаний Организует самостоятельно - групповую работу обучающихся через проведение математических опытов для ознакомления с новым материалом:
Малыш подошёл к центру и остановился. Паук продолжал:
- Ты стой здесь, в точке Ц, а я переберусь вон на тот торчащий из земли пень по фиолетовой дорожке. Теперь направь один луч на меня своей волшебной резинкой, а второй – опять на свой дом.
- Посмотрите, ребята, на угол, который получился у Гео и паука.
- Сравниваем новый угол с главным углом: какой из них больше?
- Меньший угол назвали острым, а как в геометрии назвали этот угол? (тупым углом)
- Да, это мой самый любимый угол.- сказал паук Юк. Любимый, потому что в этом углу я могу сплести самую большую паутину, а значит и мух могу наловить очень много.
-Значит, все углы, которые больше прямого, называют тупыми?- спросил малыш.
- Почти все,- сказал паук. – Мне нравится, что ты такой любознательный, но давай с тобой договоримся: о том, какой ещё угол бывает, ты узнаешь в следующий раз. И паук стал спокойно заниматься своим делом - плести новую паутину.
- А вы не забыли, из чего состоит каждый угол? (Из вершины и двух сторон)
- А где вершина нового тупого угла? (В точке Ц)
- Назовите именами стороны. (Ц-Ф4 и Ц-О4), и сам угол (Ф4-Ц-О4).
И опять новая игра понравилась малышу, что он играл в неё с утра и до позднего вечера.
Гео приготовил вам вопрос ( Слайд 5)
Работа в тетради.
- Вспоминаем, как мы построили на том уроке острый угол.
Какие прямые линии берём для построения острого угла? (горизонтальные и наклонные)
- Начертите горизонтальную и вертикальную линии, которые пересекаются на одной точке. (Слайд 5)
- Что же у вас получилось ?- 4 луча, 4 угла.
- Сколько острых углов получили? Как они лежат? Что запомнили об этих углах? ( Лежат напротив друг другу и равны.)
- Мы говорили, что здесь 4 угла. Давайте рассмотрим незнакомые нам углы, измеряем. Что скажете? (Больше прямого угла, значит тупой угол).
- Давайте обведём цветным карандашом один тупой угол. Давайте рядом начертим тот же угол.
- Можно ли получить тупой угол, если берём вертикальную и наклонную линии. (Чертим самостоятельно.) (слайд 6)
- Что получилось?
Изготовление угла без инструментов
– Изготовление тупого угла. Дома вам надо было изготовить из бумаги модель круга или овала. Возьмите эти модели и перегните их пополам и расправьте лист. Положите линию сгиба горизонтально (2 вар. вертикально). А теперь сгибайте так, чтоб линия сгиба была наклонной. Расправьте листы. Отмечайте тупые углы. Сколько их. Как они лежат?
Разрежьте лист по линиям сгиба. Проверьте 2 тупых угла. Что можете о них сказать? (одинаковые)
Теперь я собираю ваши углы. Все ли тупые углы равны? (нет, они разной величины, но все больше прямого угла)
Вывод: Тупые углы состоят из вершины и двух сторон, и они больше прямого угла.
Поиск острых углов в окружающей обстановке. ? (слайд 7)
- Давайте вспомним, где люди применяют тупой угол.
- Почему люди не строят дома из тупых углов, было бы больше места?
Вывод. Как часто люди применяют тупой угол?
Договариваются о совместной деятельности, проводят опыты, приходят к общему решению Коммуникативные УУД
(Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками);
Познавательные УУД
(Формирование умения выделять особенности разных объектов в процессе их рассматривания; классифицировать понятия);
Регулятивные УУД
(формирование умения вносить необходимые дополнения и коррективы в план собственных действий в случае расхождения результата с эталоном);
Личностные УУД
(Формирование интереса к познавательной деятельности, умения слушать и вступать в диалог).
Физкультминутка Показывает ребятам видеоролик с физкультминуткой Выполняют упражнения за веселым человечком Личностные УУД
(формирование мотивации к самосовершенствованию);
Коммуникативные УУД
(умение управлять своим поведением).
Закрепление изученного. Организует групповую работу обучающихся через проведение математических опытов для закрепления нового материала.
1.Используя модель, на фигурах найдите и отметьте углы красным карандашом и буквами.
1 ряд- прямые углы
2 ряд- острые углы
3 ряд- тупые углы
Взаимопроверка (Слайд 9)
2.Найти на циферблате часов положение стрелок, при котором они образуют между собой острый угол. (по рядам, за 1 минуту).
3. Задание на сообразительность. Положите 3 палочки так, чтобы получилось 2 тупых угла и 1 прямой угол. (на слайде 10) Есть ещё варианты?
4.Какая крыша больше подходит для строительства? От чего это зависит? Может можно обойтись без крыши. (Зимой идёт снег, летом дождь.) ( Слайд 11) Закрепляют полученные знания на практике. Познавательные УУД
(Формирование умения выделять общее и различное в изучаемых объектах, применять модели для получения информации)
Коммуникативные УУД
(Участвовать в коллективном обсуждении проблем);
Регулятивные УУД
(Умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниямПовторение изученного материала Организует повторение изученного материала Систематизируют и закрепляют полученные ранее знания Личностные УУД (формирование навыковсамооценки);
Коммуникативные УУД
(Умение слушать и вступать в диалог)
Домашнее задание Объявляет домашнее задание
Рисунок из углов (острого, прямого и тупого). Формируют и высказывают свои предположения.
Оценивают себя Личностные УУД (формирование навыковсамооценки);
Коммуникативные УУД
(Умение слушать и вступать в диалог)
Подведение итогов
Рефлексия Организует подведение итогов и самооценивание обучающихся.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- С какими жителями страны геометрии познакомил вас Малыш Гео?
Пора нам прощаться с малышом Гео и его друзьями. Напомните малышу, как называются части угла?