Ель красива во все времена года


Познавательно – речевое развитие
Наблюдение «Ель красива во все времена года»
Цель. Уточнить представление о строении ели. Показать краску дерева (стройность, пирамидальная форма, зеленый наряд, снежное убранство). Закрепить знания о том, как размножается ель, где растет, какие условия необходимы для ее роста. Развивать наблюдательность, умение задавать вопросы и отвечать на них. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к деревьям.
Активизация и обогащение словаря. Белоснежная, верхушка, ветви – лапы, смола – живица, крона, ельник, древесина; красновато – бурая, шероховатая; пружинистые; полумрак, затенение; поодиночке, рассеваются, побеги.Предварительная работа. Экскурсия в лес; игры: «Узнай по описанию», «Кто лучше запомнить?», «Разведчики»; рассматривание альбома «Деревья наших лесов»; чтение литературы (Зотов В. Лесная мозаика. М.: Просвещение, 1993; Николаева С. Экологическое воспитание в детском саду; Михалков С. Елочка ).
Ход наблюдения
1.Рассматривание ели.
Вопросы к детям
1)У какого растения мы сегодня в гостях? 2)Что вам нравится у ели? Чем она красива? (Ель красива во все времена года, но особенно она хороша зимой. Волшебница – зима подарила елочке белоснежную пушистую шубку.)2.Чтение стихотворения Е. Трутневой «Елочка».
Выросла елочка
В лесу на горе,
У нее иголки
Зимой в серебре,
У нее на шишках
Ледышки стучат,
Снежное пальтишко
Лежит на плечах…
А теперь закройте глаза и сделайте глубокий вдох носом! Что вы чувствуете? (Свежесть морозного воздуха и аромат хвои. Находится рядом с елкой полезно для здоровья.)3.Продолжение рассматривание ели.
Вопросы детям
1)Что можно сказать о строении ели, что у нее есть? 2)Что это у ели? (Ствола.) Какой он по высоте? толщине? 3)Какого цвета кора дерева? Какая она на ощупь? 4)Что произойдет, если поранить кору ели? (Дерево залечит рану с помощью смолы – живицы.) 5)Почему на ветках взрослой ели не бывает много снега? (Широкие ветки – лапы не ломаются под тяжестью снега, потому что они гибкие, пружинистые. Ветки наклоняются все ниже, и ниже, и снег с них сползают.) 6)Смогут ли выдержать тяжесть снега ветки молодой елочки? Как мы можем ей помочь? Посмотрите и скажите: как располагаются ветви на стволе дерева? Что напоминает ель своей кроной? Почему в еловом лесу царит таинственный полумрак? (Почему что у елей очень плотные, густые кроны, они создают сильное затенение.) 7)Как называются лес, где растут одни ели? (Ельник.) Стоят в нем мощные прямые деревья, словно доблестные воины, охраняющие покой и тишину. 8)Кто скажет, что растет на ветках ели? Что можно сказать о хвоинках? (Они значительно короче сосновых, на ветвях растут поодиночке, концы хвоинок очень колючие.) 9)Как долго живут иголки на ветвях ели? (Обычно пять – семь лет.) 10)Что происходит со старыми иголками? Что можно увидеть на верхних ветках дерева? (Шишкин.) Иногда шишек бывает так много, что их тяжести даже ломаются ветки. 11)Какой формы у ели шишки? цвета? величины? (Примечание. Для более тщательного обследования шишек можно взять несколько в группу и рассмотреть их строение под лупой или с помощью микроскопа.) 12)Какое значение имеют еловые шишки в жизни лесных зверей и птиц? Как выглядят семена ели? Что происходит с ними ранней весной? Кто хочет рассказать о том, как происходит рассеивание семян? (Выпав из шишки, семена долго кружатся в воздухе, очень быстро вращаясь.) Подхваченные ветром, семена могут улететь очень далеко от материнского дерева. 13)Какие условия нужны семена, для того чтобы они проросли? (Влага и хорошая почва.) Ель никогда не вырастет на бедных питательными веществами болотах и песках. Это дерево хорошо переносит затенение, поэтому не нуждается в большом количестве солнечного света. Маленькие елочки очень чувствительны к весенним заморозкам, которые губят молодые неокрепшие веточки – побеги. 14)Где растут ели? В лесу часто встречаются поваленные ветром старые ели. Как вы думаете почему? (Корни ели расположены неглубоко, поэтому в сильный ветер не всегда могут удержать могучее дерево.)
Поющее дерево.
«Что это за дерево? Правильно, это ель, но не простая, а особая. У нее древесина хорошо отражает звуки, как бы поет при ударе по ней. Ходят лесники по лесу, стучат молоточком по елям; на тех, которые поют, ставят метки. Древесина такой ели идет на изготовление музыкальных инструментов: рояли, скрипки и др. Из нее также изготавливают бумагу, используют как строительный материал. Вот сколько пользы приносит ель! Ее нужно беречь, заботиться о ней и охранять ее. И как хорошо, что можно любоваться таким красивым деревом, как ель!»
В конце наблюдения дети еще раз любуются красотой зимнего дерева, читают елочке знакомые стихи.
Последующая работа. Сбор шишек, веточек, кусочков коры, хвои для составления цветовой палитры «Хвойные деревья»; рисование зимней ели; проведение акции «Елочка – живая иголочка».