Методическая разработка интеллектуально-познавательной викторины От налогов не уйдешь!

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

Многопрофильный колледж



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВИКТОРИНЫ
«ОТ НАЛОГОВ НЕ УЙДЁШЬ!»

Дисциплина/профессиональный модуль:
ОП.07 Налоги и налогообложение
ПМ.03 Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Преподаватель Колесникова Н.Н.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




Магнитогорск, 2016
Согласовано

Предметно-цикловой комиссией «Экономика, бухгалтерский учет и земельно-имущественные отношения»
Председатель _________________ /Ю.Н.Заиченко/
Протокол № 6 от 05 февраля 2016 г.























Составители:
преподаватель ФГБОУ ВО «МГТУ» МпК ________________/Н.Н. Колесникова/

СОДЕРЖАНИЕ

ПоясниТЕЛьная записка
4

Ход мероприятия
7

Приложение А Сценарий мероприятия
9

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отрывок из книги Чарльза Адамса «Для добра и зла: влияние налогов на развитие цивилизации» Глава «Налоговый путь России: к крепостному праву и Советам»
15

ПРИЛОЖЕНИЕ В Глоссарий по истории налогов и налогообложения
24

ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сертификаты участников викторины
28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
30

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Реализация личностно-ориентированной технологии обучения является одной из основных задач современного образования. Педагогический процесс при личностно-ориентированной педагогике направлен на развитие уникальной целостной личности, развитие ее задатков и творческого потенциала. При этом необходимо учитывать возможности и особенности каждого студента.
Внеклассные мероприятия, проводимые в свободной игровой форме, способствуют решению вышеозначенной задачи, поскольку создают комфортность общения, поддерживают интерес к учебе и непрерывный рост каждого студента, участвующего в проведении и подготовке мероприятия. Каждый студент может найти себе дело по душе: участие в оформлении или организация команды, подготовка материалов к викторине или участие в выступлении.
Данная методическая разработка предназначена для студентов, обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), а сама викторина посвящена популяризации профессии бухгалтер.
Методическая разработка адресована преподавателям экономических дисциплин и профессиональных модулей образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Викторина «От налогов не уйдешь» способствует формированию общих и профессиональных компетенций:
Общие компетенции
Профессиональные компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ПК 3.1 Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ПК 3.4 Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно- кассовым банковским операциям.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.


ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.



Форма мероприятия: интеллектуально-познавательная викторина

Цель мероприятия:
актуализация профессионально – экономических знаний посредством проведения внеклассных мероприятий, направленных на активизацию познавательной деятельности и творчества студентов.
Проведение викторины способствует достижению следующих задач:
Дидактические (образовательные) задачи:
формировать устойчивый интерес к будущей профессии, понимание её сущности и социальной значимости;
формировать у студентов умения и навыки постановки и достижения целей;
систематизировать знания и умения по ОП.07 Налоги и налогообложение и ПМ.03 Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
Развивающие задачи:
обеспечить развитие информационной и коммуникативной культуры студентов;
способствовать развитию интеллекта и расширению кругозора;
способствовать развитию креативных способностей студентов;
способствовать развитию профессионально-значимых личностных качеств.
Воспитательные задачи:
воспитывать чувство профессиональной гордости, ответственности за выбор профессии, за принятие профессиональных решений;
побуждать студентов к достижению успехов.
Здоровьесберегающие:
создание благоприятной эмоциональной атмосферы.
Методические цели:
обеспечение взаимодействия учебного и внеучебного процессов изучения дисциплин и профессиональных модулей по выбранной профессии;
апробация новой формы проведения занятия.

Методическое обеспечение мероприятия:
вопросы для викторины (раздаточный материал);
персональные компьютеры;
СПС «Консультант Плюс»;
бланки платежных поручений;
отрывной календарь;
фотоаппарат;
калькуляторы.

Методы и приёмы:
информационно – коммуникативный;
эвристический;
проблемно – поисковый.

Продолжительность занятия – 60 мин.

Структура мероприятия:
1. Организационный этап (5 мин)
1.1. Приветствие.
1.2. Определение наличия студентов.
1.3. Объявление темы и цели мероприятия.
2. Основная часть (50 мин)
2.1. Сценарий мероприятия
3. Заключение (5 мин)
3.1. Подведение итогов мероприятия.
3.2. Заключительное слово педагога.

Подготовительный этап
За неделю до мероприятия доводится до сведения студентов 2 и 3 курса специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) информация о предстоящей викторине в группах: СЭК-13-1, СЭК-13-2 и СЭК-14-5. Указывается тема, дата, время, место проведения и состав участников.
Преподаватель обеспечивает участников викторины раздаточным материалом для самостоятельного изучения и подготовки к вивторине:
отрывок из книги Чарльза Адамса «Для добра и зла: влияние налогов на развитие цивилизации» Глава «Налоговый путь России: к крепостному праву и Советам» (Приложение Б);
глоссарий по истории налогов и налогообложения (Приложение В).
3. Преподаватель создает сценарий мероприятия, разрабатывает задания для викторины, критерии оценки ответов на вопросы.
4. Преподаватель разрабатывает методическую разработку интеллектуально-познавательной викторины, которая утверждается протоколом предметно-цикловой комиссии «Экономика, бухгалтерский учет и земельно-имущественные отношения».

Критерии оценки:
Викторина состоит из двух основных этапов:
1 этап «Теоретик»
2 этап «Практик»
За правильный ответ на каждый теоретический вопрос 1 этапа студент получает 1 балл. Максимальное количество баллов составляет 34 балла.
За правильно решенное практическое задание на 2 этапе студент получает по 2 балла. Максимальное количество баллов составляет 10 баллов.
При заполнении в платежном поручении каждого реквизита студент получает 1 балл. Максимальное количество баллов составляет 10 баллов.
Таким образом, максимальное количество баллов за викторину составляет 54 балла.
После окончания викторины преподаватель проверяет задания, подсчитывает баллы, подводит итоги и определяет победителей: 1, 2, 3 место.

Процент результативности
(правильных ответов)
Количество баллов за ответы на вопросы викторины
Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений



балл (отметка)
вербальный аналог

90 ч 100
49-54
5
отлично

80 ч 89
43-48
4
хорошо

70 ч 79
37-42
3
удовлетворительно

менее 70
менее 36
2
неудовлетворительно



ХОД мероприятия

Этап
занятия
Дидактические
задачи этапа
занятия
Методы и принципы
обучения
Деятельность преподавателя
Рефлексивная деятельность
студентов

1
2
3
4
5

I. Организационный этап
Подготовка студентов к работе на викторине
Словесный
Предъявление единых педагогических требований:
- приветствие;
- проверка наличия студентов.
Рассаживаются на места, готовятся к выполнению заданий.


Психологическая установка на восприятие информации

Организация внимания и готовности к занятию (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум).


Приветствие и представление участников
Объяснение актуальности мероприятия
Словесный
Вступительное слово, объявление участников, актуальности темы, связь мероприятия с необходимостью формирования компетенций (общих и профессиональных)
Слушают преподавателя, принимают участие в приветствии

Постановка цели
Обеспечение самоосмысления через постановку цели и задач
Наглядно-иллюстративный (презентация, музыка)
Постановка цели занятия.

Обучающиеся осмысливают цель

Мотивация
Обеспечение возникновения у студентов мотива – внутреннего побудителя деятельности, соответствующего требованиям учения и будущей профессии.
Словесный, наглядно-иллюстративный
Организация деятельности студентов на самостоятельное формирование мотивации обучения
Осмысливают значимость материала данного занятия в формировании профессионального опыта.

II. Основной этап занятия (выполнение заданий)





1 этап «Теоретик»
Закрепление знаний
по налогам и налогообложению

Наглядно-иллюстративный, репродуктивный, игровой методы
Объяснение задач, стоящих перед студентами
Наблюдение за работой студентов

Выполняют задание. Проверяют правильность выполнения по окончании заданного времени

2 этап «Практик»
Закрепление умений по налогам и налогообложению

Наглядно-иллюстративный, репродуктивный, игровой методы; решение практико-ориентированных заданий
Объяснение задач, стоящих перед студентами
Наблюдение за работой студентов

Выполняют задание. Проверяют правильность выполнения по окончании заданного времени

III. Заключительный этап занятия.





Подведение итогов.
Анализ и оценка успешности достижения цели мероприятия
Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности
Подводит итоги. Анализ работы студентов.
Сообщение оценки качества работы всех студентов.
Анализ наиболее характерных недочетов в работе студентов и рекомендации по их устранению.
Самоанализ выполненной работы.


Награждение
Оценка достижений студентов
Метод стимулирования учебно-познавательной деятельности
1. Вручение сертификатов участникам викторины.
2. Вручение сладких призов участникам викторины.
Получение сертификатов и сладких призов.


ПРИЛОЖЕНИЕ А
СЦЕНАРИЙ ВИКТОРИНЫ «ОТ НАЛОГОВ НЕ УЙДЁШЬ!»

Вступительное слово ведущего:
Виктори
·на игра, заключающаяся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знаний, либо объединенные какой-нибудь общей темой. Викторины в основном отличаются друг от друга правилами, определяющими очерёдность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, вознаграждение за правильный ответ.
Большое количество телевизионных шоу заключаются в ответах на вопросы ведущего, при этом ответ ищут индивидуально (Своя игра, Кто хочет стать миллионером? Умники и умницы) или командой участников (Брэйн-ринг, Что? Где? Когда?).
Слово «викторина» появилось в 1920-х годах. Его придумал известный советский журналист и писатель Михаил Кольцов в качестве названия газетной подборки, включающей в себя вопросы, шарады, ребусы и т. п. Готовил эту развлекательную полосу сотрудник газеты по имени Виктор. От имени Виктор и произошло слово «викторина». Впоследствии нашли связь этого слова со словом «победа». Имя Виктор в переводе с латинского языка означает «победитель».

Наша викторина объединена общей темой «налоги и налогообложение» и содержит разные типы вопросов по данной тематике. В викторине «От налогов не уйдешь» принимает участие 9 студентов. Разрешите представить участников викторины:
Студенты 3 курса группы СЭК-13-1:
1. Манакова Юлия
2. Кузьмина Анастасия
3. Евтушенко Кристина
Студенты 3 курса группы СЭК-13-2:
1. Дугин Андрей
2. Баймурзина Регина
3. Кошелева Алина
Студенты 2 курса группы СЭК-14-5:
1. Пудовкина Дарья
2. Кипяченкова Светлана
3. Костина Екатерина

Правила викторины «От налогов не уйдешь»
Когда-то Альберт Энштейн сказал, что самой сложной для понимания в мире вещью является система налогов. Викторина включает два основных этапа: на первом этапе «Теоретик» участники отвечают на вопросы, стоимость каждого вопроса составляет 1 балл; на втором этапе «ПРАКТИК» решают практические задания и заполняют платежные поручения на уплату налогов в СПС «Консультант Плюс», стоимость каждого выполненного задания по 2 балла, стоимость каждого правильно заполненного реквизита 1 балл. Затем баллы каждого участника суммируются и определяется его суммарный балл.
1 этап «ТЕОРЕТИК»
Разминка «Странные факты из истории налогов» (стоимость каждого ответа 1 балл)
№ п/п
Вопросы
Ответы

1
В Древней Руси государственная пошлина с торговли. Взималась при провозе товаров через городские заставы


2
Денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека в Древней Руси


3
Как называется денежный налог с населения в средневековой Руси


4
Назовите вид поселений в феодальной России в 12-16 вв., жители которых освобождались от налогов и повинностей


5
Как назывались в Русском государстве с 15 и до начала 18 вв. - денежные и натуральные государственные повинности крестьян и посадских людей


6
Как назывался налог в России, который взимался в 16-18 вв. «с дыма», т. е. с крестьянского дома, хозяйства


7
В России в области налогообложения особо отметился Петр I, который учредил особую должность, обязанностью которых было "сидеть и чинить государю прибыли", то есть изобретать все новые и новые налоги. Как называлась эта должность?


8
Назовите натуральная подать, которой облагались нерусские народы, занимавшиеся охотничьим промыслом в 15-18 вв. в Поволжье, в 17 - начале 20 вв. в Сибири.


9
Как назывался в феодальной России даровой принудительный труд зависимого крестьянина, работающего собственным инвентарем в хозяйстве феодала.


10
Назовите ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян помещиками



Ответы: 1 (МЫТ) 2 (ВИРА) 3 (ПОДАТЬ) 4 (СЛОБОДА) 5 (ТЯГЛО)
6 (ПОДЫМЩИНА) 7 (ПРИБЫЛЬЩИК) 8 (ЯСАК) 9 (БАРЩИНА) 10 (ОБРОК)

«Дешифровщик» (стоимость каждого ответа 1 балл)
Студентам предлагается расшифровать аббревиатуру:
ИНН


ОКВЭД


КПП


ОКУД


ЕГРИП


ЕГРЮЛ


ОГРН


ОКТМО


ФНС


БИК



«Да-нетка» (стоимость каждого ответа 1 балл)
На вопросы данного тура можно отвечать только слова: «ДА» или «НЕТ».

№ п/п
Вопросы
Ответы (да/нет)

1
Принцип определенности означает, что взимание налогов должно производиться наиболее удобным для налогоплательщика способом.


2
Если налоговая ставка увеличивается при увеличении налоговой базы, то она является прогрессивной.


3
ИНН физического лица состоит из 12 знаков.


4
Налог на имущество физических лиц относится к региональным налогам.


5
Налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристики объекта налогообложения.


6
Экспорт детских товаров в Казахстан облагается налоговой ставкой по НДС 10 процентов.


7
Учет расчетов с бюджетом осуществляется на счете 68.


8
Ответственность за совершение налоговых правонарушений наступает с 18 лет.


9
Единственный родитель имеют право на стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 3000 рублей.


10
Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, освобождается от уплаты НДС, налога на прибыль и налога на имущество.



Налоговый календарь (стоимость каждого ответа 1 балл)
На календаре обведены определенные даты, которые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, являются сроками уплаты определенных налогов или сборов. Определите названия этих налогов или сборов.
На календаре отмечены даты: 15,20, 25, 28

Срок уплаты налога (сбора, взноса)
Название налога (сбора, взноса)

















«Ассоциации» (стоимость каждого ответа 1 балл)
Перед вами изображены картинки, с которыми ассоциируется какой-нибудь налог или сбор. Определите, что это за налог или сбор.
1

6


2

7


3

8


4

9


5

10


Ответы занесите в таблицу
№ картинки
Название налога
№ картинки
Название налога

1

6


2

7


3

8


4

9


5

10



2 этап «ПРАКТИК»
«Давайте посчитаем» (стоимость каждого ответа 2 балла)
Участникам викторины необходимо внимательно прочитать практическое задание, решить его и записать сумму исчисленного налога в таблицу.

№ п/п
Практические задания
Ответы

1
Рассчитайте НДС к уплате в бюджет, если выручка от реализации строительных материалов составила 658 200 рублей (с НДС), закупочная стоимость материалов составила 496 800 рублей (с НДС).


2
Рассчитайте налог на прибыль к уплате в бюджет, если выручка от реализации строительных инструментов составила 987 300 рублей (с НДС), закупочная стоимость инструментов 725 400 рублей, расходы на продажу 36 800 рублей, затраты на оплату труда 67 900 рублей, страховые взносы 30%.


3
Рассчитайте НДФЛ к уплате в бюджет, если оклад работника составляет 14 850 рублей в месяц, доплата по районному коэффициенту 15 процентов. У работника 1 ребенок до 18 лет – инвалид 3 группы.


4
Рассчитайте страховые взносы за месяц для работника 1966 г.р., данные о начисленной зарплате указаны в задаче №3.


5
Рассчитайте авансовый платеж по налогу на имущество организации за квартал, если остаточная стоимость основных средств на 01.01 – 568 000 рублей, на 01.02 – 538 000 рублей, на 01.03 – 508 000 рублей, на 01.04 – 478 000 рублей.



«Платежное поручение» (стоимость каждого правильно заполненного реквизита 1 балл)
Каждому из участников выдается платежное поручение, в котором не хватает некоторых реквизитов. Вам необходимо вписать этот реквизит в нужную ячейку. Для поиска информации целесообразно воспользоваться справочно-правовой системой «Консультант Плюс».

ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ № 27







Дата

Вид платежа




Сумма
прописью


ИНН 7445010455
КПП 744501001
Сумма
2892-00

ООО «СтройКом»




Сч. №
40702810700000103040

Плательщик



ОАО «Челябинвестбанк»
БИК
047523545


Сч. №
30202910700000000545

Банк плательщика



ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области г. Челябинск
БИК
047501001


Сч. №


Банк получателя



ИНН 7451016905
КПП 745101001
Сч. №
40101810400000010801

УФК по Челябинской области (ГУ «Челябинское региональное отделение ФСС РФ)




Вид оп.

Срок плат.



Наз. пл.

Очер. плат.


Получатель
Код

Рез. поле






0
0
0

Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за март 2015 г. Регистрационный номер в ФСС 7420001748

Назначение платежа

Подписи Отметки банка

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Отрывок из книги Чарльза Адамса «Для добра и зла: влияние налогов на развитие цивилизации» Глава «Налоговый путь России: к крепостному праву и Советам»

История России увлекала и приводила запад в недоумение на протяжении многих веков. О Русских принято говорить как о «таинственных славянах», а их история, как однажды сказал Уинстон Черчилль, это «головоломка, обернутая тайной, внутри загадки». Головоломка, однако, не является не решаемой, если понять налоговую историю России. Российское политическое psyche развилось из жестокой налоговой политики Золотой Орды и ранних правителей Москвы. Позже Петр Первый поставил Россию на путь ведущий к получению статуса сверхдержавы - через изменение налоговой системы, которая до этого калечила экономику и сдерживала экономический рост на протяжении веков. Он дал русскому народу выбор - либо платить подушную подать, либо идти на государственную службу. Коммунисты, занимаясь уничтожением правящих классов, всего лишь изъяли первый вариант.
Путь России к созданию государства имел малого общего с подъемом национальных государств Западной Европы. Когда Запад наслаждался вторым рождением греческой и римской культуры в эпоху Ренессанса, русские находились под игом самых безжалостных сборщиков налогов со времен Саргона и царей террора Ассирии. Чингиз Хан и его Золотая Орда поглотили основную территорию проживания славян и уничтожили развитую форму демократической цивилизованной культуры. Монгольские ханы принесли русскому народу такую форму угнетения, которая дожила до наших дней. Москва смогла занять доминирующее положение, потому что ее князья были для хана лучшими специалистами по сбору налогов. Для московского князя шаг от главы по сбору податей до главы всего и вся был легким и очевидным.
В средние века России посчастливилось оказаться вне пределов римской империи, она была свободна от сил, взрастивших феодализм. Русский крестьянин мог свободно передвигаться по сельской местности, предоставляя свои услуги землевладельцу, который предлагал наиболее привлекательную цену. Русский крестьянин, в противоположность своему западному двойнику, был свободен.
Традиционная история России начинается с момента, когда викинги пришли в Россию и взяли под свой контроль Киев, Новгород и Псков - ключевые торговые города на киевском водном пути, в основном, состоящем из реки Днепр, впадающей в Черное море. Через короткое время славянская культура поглотила скандинавских русов. Из этих трех городов Киев занимал доминирующее положение, возможно, благодаря налоговой политике, предложенной киевской княжной Ольгой около 950 года нашей эры. Древние русские летописцы называли ее «умнейшей среди женщин» и «мудрейшей среди всех мужчин» - титул, который она вполне заслуживала. До налоговых реформ Ольги, князья Киева, Новгорода и Пскова должны были отправляться в ежегодный зимний поход по небольшим поселениям и городам, чтобы собирать налоги, что представляло собой систему с большими неудобствами. Ольга же разделила сельскую местность на податные зоны, во главе каждой из которых стал глава, отвечавший за получение податей и проживавший в данном районе весь год. Благодаря этой улучшенной системе, Киев легко занял доминирующее положение на речном пути и стал передовым городом всей тогдашней Европы. В 988 году внук Ольги киевский князь Владимир принял христианство, отвергнув ислам и иудаизм – как всем кажется, из-за нежелания русских отказываться от своей водки и подвергаться обрезанию.
Ольга правила Киевом как регент своего младшего сына Святослава. Когда он вырос, она передала ему не только право на власть, но и знания, относящиеся к налогообложению, политической борьбе, знания принципов, ведущих к экономическому процветанию. Большая часть киевского региона, в особенности к югу, вдоль берегов Днепра до Черного моря, находилась под властью Хазар - иудейского царства. Хазарское могущество основывалось на 10-ти процентном налоге на всю торговлю вдоль берегов Днепра, Дона и Волги. Этот налог естественным образом мешал амбициям новых киевских владык, у которых теперь была новая система разделения сельских регионов на налоговые зоны, контролируемые одним ответственным лицом - система, которая позволяла им распространить свое владычество до берегов Волги. Сын Ольги Святослав приказал жителям деревень и речным торговцам «ничего Хазарам не платить».
Один за другим города и веси, контролируемые хазарами, переходили к русам, пока хазары не были уничтожены. Таким образом, власть русов над славянскими племенами началась благодаря тому, что они отменили 10 процентный налог, установленный хазарами. Вполне возможно, что Владимир принял христианство не из-за приверженности спиртному или опасений за свою крайнюю плоть, а из соображений, связанных с противостоянием хазарам. Принимая православие, он знал, что на его стороне будет Константинополь. Более того, этот исторический период был временем, когда единоверцы получали налоговые льготы. Владимир выбрал религию по соображениям гораздо более земным, чем было принято считать ранее [возможно, в англо-американской литературе - прим. переводчика].
О Хазарах мы почти ничего не знаем. Они установили особую подушную подать на всех не-иудеев и принесли порядок в степные районы России. После их уничтожения, степь была завоевана бандами половцев, которых русские не могли утихомирить. В конечном счете, в этом регионе установился военный паритет, при котором ни одна из сторон не могла победить. Эта ситуация легла в основу русской оперы Князь Игорь, повествующей романтическую историю о русском князе, который пошел воевать с половцами. История оканчивается примирением и мирным сосуществованием противников.
Политический вакуум в степи в итоге был заполнен Золотой Ордой. Под предводительством Чингиз Хана море монгольских воинов, выросших на конском молоке, подчинило своей власти местные племена и обратило свои взоры на русов. Монголы сразу потребовали десятую часть от всего, и еще - чтобы этот налог выплачивался ежегодно. Это не был тот же налог, который возлагали Хазары. Десять процентов, требуемых Хазарами, были мелочью в сравнении с десятью процентами Монгол. Русским пришлось выучить, что о налоговых системах нельзя судить только по их ставкам.
Процветающие русские города, стоявшие на речных путях, были превращены в руины. Жестокие Викинги Русы не шли ни в какое сравнение с Монголами. Страх и ужас мгновенно распространялся по городам и деревням, стоило кому-либо заприметить монгольского всадника. Как правило, русские яростно сражались за свою землю, в чем пришлось убедиться Гитлеру. Modus operandi Золотой Орды был прост. Осадив какой-либо город, монголы отправляли посла с простым ультиматумом – заплатить либо умереть. Кода очередь дошла до Рязани (около ста миль от Москвы), князь так ответил на обычный запрос монгол отдать десятую часть всего (включая жителей города): «Когда никого из нас не останется – все будет ваше». Собственно, так и произошло. Рязань была стерта с лица земли.
Монгол интересовали только подати и рекруты для их армий. Русская культура, в этом плане, их не интересовала, как и всякая другая. Под игом монгол русская цивилизация скатилась в века мрака в тот самый момент, когда Запад начал выбираться из самого мрачного периода в своей истории, вступая в эпоху Ренессанса – возрождения культуры древней Греции и Рима. «Монголы», как заметил русский поэт Пушкин, «не подарили России Аристотеля».
Расшатывание русской культуры достигалось монголами с помощью налогообложения. В течение более чем двухсот лет Монгольского ига Россия прошла через три ярко выраженные фазы монгольской налоговой системы.
Вначале Монголы передали работу по сбору податей влиятельным мусульманским купцам из Багдада. Сами Монголы были воинами, и работа по сбору податей была ниже их достоинства. Мусульманские сборщики податей с не меньшим успехом занимались работорговлей. Жителей деревень, которые были не в состоянии расплатится, они хватали и отправляли на рынки рабов в Багдаде. В 1162 году несколько русских городов восстали и перерезали всех мусульман до единого, навлекая на себя тем самым неминуемую месть и смерть. История, однако, как и все, на что оказывает влияние природа человека, не может быть точно предсказана.
Великий русский князь Александр Невский убедил хана не предпринимать карательных набегов, а вместо этого – реформировать систему сбора налогов. В результате чего мусульманские сборщики податей были выведены из нее. Хан разделили Россию на ряд военно-финансовых округов, во главе каждого из которых встал монгол - директор по сбору податей – Великий Баскак, поддерживаемый гарнизоном монгольских воинов.
Была проведена перепись всех земель, населения, зарегистрированы все юноши, годные для службы. Система с виду была римской, но по духу – ассирийской, духу, который до сих пор доминирует в российском социальном порядке.
Появилась система двойного управления. Удельные русские князья ведали всем, кроме сбора податей и военной политики, находившихся в руках хана. Великие Баскаки были районными начальниками татаро-монгольских финансов, занимаясь сбором семи базовых налогов: 1) годовая подать и чрезвычайные сборы; 2) налог с продаж; 3) таможенная подать; 4) налог с необрабатываемой пахотной земли; 5) налог с обрабатываемой пахотной земли; 6) полюдье; 7) подать за уклонение от военной службы.
Третья заключительная фаза монгольской системы налогообложения несла в себе семена собственного уничтожения. Хан допустил обычную, но фатальную ошибку, связанную с ослаблением контроля над сбором налогов. Великие Баскаки были заменены русскими князьями. Со стороны система смотрелась хорошо. Удельные князья будут руководить налоговой системой, и необходимость в поддержке монгольских гарнизонов отпадет. Новая система сулила хану быстрые и гораздо более дешевые деньги.
Какой-то непонятный князь из никому не известного русского городка обратил на себя внимание хана своими необычайно успешными методами выколачивания денег. Город назывался Москвой, князя звали Иван Первый по прозвищу Калита (денежный мешок) – за его экстраординарные таланты в сборе податей. Иван убедил хана поручить ему сбор податей с русских городов-должников. Слава Денежного Мешка быстро росла, как и спрос на его услуги. Очевидно, монголы задавались вопросом – почему бы разъяренным русским налогоплательщикам не иметь дело с Иваном? Зачем отважным воинам унижать себя сбором податей, когда Денежный Мешок в состоянии сделать эту работу за них? Какими бы доводами монголы не руководствовались, так или иначе они стремились к тому, чтобы ответственность по сбору налогов была переложена на московского князя.
Иван сумел максимально использовать преимущества своей новой роли в налоговой системе хана. В отсутствие Баскаков, внимательно следивших за движением денег, у князя теперь была возможность удерживать большую часть собираемых денег у себя. Прибыль была колоссальной. Хан назначил управляющего, которого звали Московская Дорога, ответственного за ежегодный сбор податей. В его обязанности входил надзор за передачей хану собираемых налогов. Но Дорога не принимал непосредственного участия в сборе податей. Иван был жесток, но избирательно. Монголы в отношении задолжавших городов применяли подход выжженной земли – когда страдали и мужчины, и женщины, и дети. Иван же не обижал простых крестьян. Наоборот – он наказывал знать и городских глав.
Успех Калиты произвел на Хана такое сильное впечатление, что вскоре Иван Первый был назначен главным сборщиком податей по всей Руси. Москва стала счетной палатой всех монгольских податей. Город, о котором ранее никто не слыхивал, отныне будет на устах у всех.
Огромные прибыли от надбавок к податям и умению поладить с Московской Дорогой, позволили московскому князю заняться присоединением соседних владений и земель. У него были средства для найма лучших воинов. Города, которые нельзя было купить, можно было легко завоевать. Его богатство привлекло внимание киевских церковных иерархов. Подобно императору Рима Августу, князь добился контроля над Русью через контроль над ее податной системой. Шаг до статуса Царя (цезаря) стал для него таким же легким, каким был в свое время для Августа. Доходы от податей позволили построить московский Кремль, который был единственной крепостью в России, способной противостоять осаде монгол. Другие русские князья вскоре были вынуждены объединится вокруг Москвы, по своему желанию, либо против него.
Имея в своем распоряжении большие доходы от собираемых податей, Иван и его потомки подготовили почву для освобождения от татарского ига. Русские заставили татар бороться за дань. Постепенно контроль монгол над Русью (точнее – за системой сбора податей) ослабевал. В шестнадцатом веке Монгольскому владычеству над Русью был положен конец благодаря усилиям Ивана Четвертого, известного как Иван Грозный. Ресурс власти, заложенный его отцами через налогообложение, дорос до уровня, когда Иван уже мог изгнать монгол раз и навсегда. Изгнание монгол началось с того, что сначала Иван отказался оплачивать свои податные обязательства, когда Московский Дорога совершил свой очередной ежегодный визит за податями. В память об этом событии Иван Четвертый отстроил Храм Покрова (Собор Василия Блаженного). Теперь он получил титул «Царь всея Руси», и князья всех остальных русских городов должны были получать от него право на княжение, становясь перед всевластным царем на колени. Городские собрания налогоплательщиков, назначавшие русских князей на княжение до нашествия монгол, более никогда не вернутся. Новая система власти, построенная Иваном, «была безумием, но безумием гения».
Иван Грозный, параллельно регулярному правительству, создал особую службу, состоящую из агентов, обладавших экстраординарными полномочиями. Отсюда ее название – «опричнина», означающее специальный, независимый, отдельный. Эти специальные агенты сами вершили суд и представляли из себя некий отдельный мир, подобно сталинскому НКВД.
Специальные агенты Ивана приносили царю клятву верности: быть союзниками только своих товарищей опричников. Они носили черные одежды, ездили на вороных лошадях, к седлам которых была приделана собачья голова и метла. Метла символизировала тщательную чистку врагов царя, собачья голова – преданность царю. В своих действиях они были огульно жестоки. В дневнике одного опричника есть запись: «Сегодня я никому не причинил вреда. Я отдыхал».
Опричники занимались вопросами царских доходов в той же степени, что и борьбой с царскими врагами. Царь нуждался в деньгах знати в большей степени, чем в ее преданности. Опричники конфисковывали земли знати и передавали ее новым владельцам, или себе, и одновременно брали на себя денежные и прочие обязательства перед царем. Когда опричнина была отменена, эта модель извлечения денег и оказания царю услуг стала применяться ко всей знати и всем землям. С помощью опричнины, Иван не столько выслеживал предателей, сколько реорганизовывал структуру государственного дохода.
Дорога к рабству как в России, так и в Риме была одинакова. В обоих случаях, под бременем непосильного налогообложения крестьяне переходили в рабство к крупному землевладельцу, что было одним из способов избежать личной встречи со сборщиком податей. Рабская зависимость была менее тягостной, чем свобода, обложенная массой налогов. В России крепостничество развивалось медленно. Здесь не было своего Диоклетиана, который бы сначала выстроил революционную систему налогов, а на следующий год обратил бы всех в рабство. В начале, крестьянин становился зависимым, когда получал в пользование землю. Землевладелец давал ему надел, дом, скот и сельхоз инструменты. Все имущество тут же закладывалось землевладельцу, которому крестьянин теперь был обязан каждый ноябрь выплачивать выкупные платежи. Обеспечением залога был сам крестьянин и его семья – людской залог, находившийся в собственности землевладельца до момента, пока весь долг не будет выплачен. При нормальном течении обстоятельств, долг не мог быть выплачен никогда, что и было целью функционирования всей системы.
Землевладельцы разработали интересную схему по уходу от налогов. Новый хозяин оплатит долг крестьянина государству – но возместит потери, пригласив его в свой надел. В основе подушной подати лежала перепись, проводившаяся каждые пять лет. До проведения новой переписи, новый невольник не облагался податью – поскольку не был включен в переписную грамоту.
Русский народ хлебнул горя со своими царями. Большая их часть, со времени смерти Ивана Грозного в 1584 году до воцарения Петра Великого в 1682, были полными идиотами. Петр Великий идиотом не был. Семь футов роста, человеческая динамо-машина, одаренная острым и ясным умом. Как только Петр стал царем, Россия начала шевелиться.
Петра часто вспоминают за его вульгарность. После его визита в Англию, парламент был вынужден выплатить крупную сумму на ремонт изгаженного дома, в котором проживал Петр. Потребовалось шесть месяцев, прежде чем зловоние улетучилось. Петр ел руками, пукал и рыгал на публике, и вообще сильно не утруждал себя приличиями. Его гости захлебывались в вине – до такой степени, что кто-нибудь из них умирал от интоксикации, либо вываливался зимой на улицу, где и замерзал на смерть. Петр желал, чтобы русские дамы выглядели так же сексуально, как и западные женщины. Он приказал им носить платья с открытыми плечами и грудью. Если женщина отказывалась пить – он и его дружки зажимали ей нос и заливали вино прямо в горло.
Но как лидер Петр представлял из себя нечто совсем другое. После посещения западной Европы, он твердо решил переделать Россию на западный образец – но не так, как это делают современные российские политики. Когда он пришел к власти, Россия была в периоде упадка. Петр изменил направление развития российской истории, переделав налоговую систему, занявшись стимулированием экономики и децентрализацией государства.
До реформ Петра, многие деревенские дома и наделы пустовали. Сотни людей слонялись без дела, они не работали и не платили налогов. Податями облагалась пахотная земля, как при монголах. У крестьян не было стимулов к тому, чтобы совершенствовать сельхоз инструменты, старые непродуктивные земли покидались. Существовал налог, взимавшийся с крестьянского дома [с одного «дыма» - прим. переводчика], поэтому крестьянские семьи объединялись и делили общее жилье. Две, три семьи использовали преимущества проживания в одном доме, который облагался одним налогом. Царские сборщики податей отреагировали на это тем, что стали облагать налогом каждую внешнюю дверь, обнаруженную в доме. Крестьяне ответили тем, что заколачивали лишние двери. Все это означало, что семьи крестьян не будут расширяться, строить новые дома, возделывать новые земли. Безделье и безработица доминировали во всем. Налог с сохи и налог с дыма подорвали экономику страны.
Петр изменил налоговую систему, отменив обе эти подати и установив единую подушную подать со всего мужского населения. Свободные крестьяне платили более высокую подушную подать, чем крепостные. Крестьянам было сложно понять, как государство могло облагать налогом душу, поскольку душа – объект нематериальный. Как и все, что связано с налогообложением, понимание от налогоплательщиков не требовалось. Требовалось только то, чтобы они платили. Новый налог не мешал проявлению инициативы. Крестьянин, который работал продуктивно и обзаводился новыми сельхоз инструментами и землями, мог оставить у себя заработанное сверх обязательств перед государством. В этом отношении о Петре говорили как о человеке, в котором был дух Адама Смита.
Но к удивлению Петра, эти новые налоги не принесли большой прибыли. Количество мужчин указанных в переписных грамотах, давало лишь отрывочное представление о количестве мужчин, способных работать. Множество крестьян избегали переписи, подкупая царских чиновников. Петр решил провести новую перепись. Он знал, что в каждом городе и монастыре находятся толпы безработных, не переписанных бродяг. Безделье было образом жизни большой части общества.
Петр приступил к решению проблемы как Диоклетиан. Каждый будет либо работать, либо платить налоги. У безработного было четыре выбора: платить подушную подать, стать крепостным и жить без податей, поступить на государственную службу - военную либо гражданскую, либо стать рабом на галерах. У большей части бродяг был выбор только между галерами и жизнью крепостных. Стать крепостным, очевидно, было лучшим вариантом. С точки зрения правительства крепостные не освобождались от податей – подушную подать каждого из них должен был выплачивать государству его хозяин. Крепостные крестьяне были освобождены от необходимости персональной выплаты налогов, за что расплачивались потерей личной свободы.
Отряды крепостных начали разбухать – землевладельцы были принуждены принимать каждого, кто хотел стать крепостным. Но каждый новый раб, желая того или не желая, приходил к новому господину с грузом податных обязательств, которые теперь должен был оплачивать его хозяин. Поэтому землевладельцы требовали соответствующей власти над своими новыми рабами. Россия стала страной крепостных и их хозяев, каждый из которых сам был государевым холопом. Величайшая автократия современного мира появилась как инструмент, гарантировавший сбор налогов, так же как и в поздней римской империи.
У Петра была армия, курировавшая сбор податей. Три раза в год чиновник, обученный на военный манер, посещал землевладельцев, чтобы провести аудит их дел и сосчитать количество душ в их подчинении. Помещиков, заподозренных в уходе от налогов, колесовали. В древние времена русский сборщик податей отрезал бы такому помещику нос или ухо, но Петр был более изобретателен. Растягивание человека на колесе и переламывание его позвоночника было более современной казнью – ни крови, ни прочего безобразия.