Открытый урок по литературе Земля, поклонись человеку Олжас Сулейменов (11 класс)

Урок в 11 классе
по творчеству Олжаса Сулейменова.
Тема: «Олжас Сулейменов – поэт, гражданин, политик».
Поэма «Земля, поклонись Человеку!».

Тема урока: «Олжас Сулейменов – поэт, гражданин, политик».
Поэма «Земля, поклонись человеку!»
Цель урока: расширить знания учащихся о жизни и творчестве общественного и политического деятеля О.Сулейменова.
Задачи урока:
а) дидактическая – помочь осмыслить и прочувствовать особенности творчества поэта, гражданина, проанализировать поэму «Земля, поклонись Человеку!»
б) развивающая - развивать творческое мышление, художественную речь, чувство взаимосвязи с миром, осознание того, что «Я» есть частичка Вселенной; учить делать выводы и заключения после прочитанного и услышанного.
в) воспитательная - воспитывать интерес к творчеству и личности поэта, любовь и уважение к национальной культуре, корням и традициям; воспитывать патриотические чувства и гражданский долг учащихся

Тип урока: комбинированный
Методы: репродуктивный, проблемный
Оборудование: портрет О.О.Сулейменова, выставка книг, фотографии и иллюстрации о политической и общественной деятельности поэта, интерактивная доска, мультимедийная презентация.
Эпиграфы:
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». (А.С.Пушкин)
«На все вопросы не нашел ответа,
Но людям я не лгал» (О. Сулейменов)


Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Сообщение темы, цели урока. Сегодняшний урок посвящен жизни и творчеству замечательного казахстанского поэта и писателя, филолога, выдающегося общественного деятеля и политика Олжаса Омаровича Сулейменова.
Пусть не удивляет вас, что в учебнике русской литературы появляется глава о творчестве О.Сулейменова. Его поэзия – как раз самый яркий пример интернационального характера большой литературы и русской литературы XX века в частности. По справедливой мысли польского поэта Анджея Дравича подобные поэты сохраняют «двойное культурное гражданство».
- Сегодня мы постараемся побольше узнать о литературной и общественной деятельности О.Сулейменова, войти в мир его поэзии.
В качестве эпиграфов к уроку я взяла слова А.С.Пушкина и О.Сулейменова, которые наиболее точно, на мой взгляд, раскрывают основную суть творчества поэта
( работа в тетрадях – записать тему урока и эпиграфы.).
Постановка проблемного вопроса: - В течение урока, работая по творчеству поэта, слушая выступления своих одноклассников, попробуйте ответить на проблемный вопрос: «Можно ли отнести поэзию О.Сулейменова к «громкой» поэзии?»
(работа в тетрадях – записать проблемный вопрос)
Для начала давайте вспомним, что обозначает термин «громкая» поэзия.
(«Громкой» поэзией называют «эстрадную» поэзию. Ее представители А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский ).

(работа в тетрадях: «Поэты, представляющие «громкую» поэзию - это поэты "моментальной фотографии" жизни, которые могут затрагивать сознание, останавливать внимание на том или ином факте».
- Но, прежде всего, мы с вами поговорим об истоках жизни и творчества Олжаса Сулейменова. Вы дома самостоятельно читали материал учебника о жизни и творчестве поэта, а девочки подготовили нам презентацию и сообщение, давайте их послушаем.
(выступление Гали и Ульяны – показ презентации и сообщение)
Сообщение:
Галя: Родился О. Сулейменов в 1936 году в Алма-Ате, в семье военнослужащего. Отец был репрессирован и расстрелян, когда Олжасу был всего год. Полуголодное детство будущего поэта пришлось на годы Великой Отечественной войны, отрочество и юность – на трудную послевоенную пору, но рядом была мама. Вероятно, каждая мать, отправляя сына в дорогу, напутствовала его словами: «Абай бол, балам!» - «Будь осторожным, сынок!» Но молодой Олжас услышал в напутствии матери девиз на всю жизнь: «Абай бол, балам!» - «Будь Абаем, сынок!»  - Он стал ПОЭТОМ. 
Ульяна: О. Сулейменов пишет на русском языке, но он целиком остается поэтом казахским, родным сыном своего народа, не только по своему происхождению, но и по духу. У казахов есть прекрасная традиция: в доме бережно хранят ШЕРЕЖЕ родословную, восходящую до седьмого колена. В одном из эссе О. Сулейменов пишет: «Мои предки с отцовской стороны были поэтами, музыкантами и воинами, один из них – Жаяу-Муса – Пеший-Муса, он соединил в себе дар поэта, музыканта и воина. Еще один предок Олжабай-батыр в честь которого я ношу имя, командовал конницей хана Аблая, он отличился в войне против джунгар ХVIII веке. Мой предок Олжа-батыр перед смертью сказал, что человек из седьмого колена будет галым – знающим, учёным. «Я Олжас – седьмое колено Олжа-батыра, хочу, чтобы слова старика сбылись!»  Слова предка, произнесенные в прошлом, преодолели время и пространство, и Олжас стал: поэтом, ученым и политиком. 
Галя: О. Сулейменова интересует история. Он говорит: «Я хорошо знаю, знаю наизусть историю Китая, Италии, Франции, а когда хочу узнать что-нибудь в истории своего народа, когда задаю вопрос – КТО Я? ОТКУДА Я?  Здесь какой-то пробел в истории. История молчит. Тогда и обратился О. Сулейменов к архивным документам, к памятникам древней культуры. Один из таких памятников славянской культуры «Слово о Полку Игореве». Итогом изучения данной книги явилось его произведение, книга «Аз и Я», в которой он выступает как славист и тюрколог.  Ульяна: О. Сулейменов не только выдающийся писатель, общественный деятель, но и политик. Он инициатор создания общественного движения «Невада – Семипалатинск». На сегодняшний день Олжас Омарович является его лидером. 1995 год – должность посла Казахстана в Италии. Сулейменов уезжает в Рим. 2002 год – пост представителя Казахстана в ЮНЕСКО, переезд в Париж. 2007 год – Олжас Омарович Сулейменов награжден орденом Дружбы в России.
Закрепление, проверка д\з: Вы просмотрели презентацию, прослушали сообщение, дома знакомились с материалом учебника, теперь вам предлагается небольшой тест по жизни и творчеству О.Сулейменова.
Где и когда родился О.Сулейменов
А) в 1945 году в Костанае
В) в 1936 году в Алма-Ате
С) в 1936 году в Кокчетаве
Д) в 1945 году в Алма-Ате
2. Начинает заниматься литературой
А) в 1955
В) в 1940
С) в 2000
Д) в 1970
3. Эта книга итог его работы как слависта и тюрколога. 
А) «Аз, буки, веди»
В) «Аз и Я»
С) «Азбука»
Д) «Азимут»
4. Является лидером международного антиядерного движения
А) Астана – Нью-Йорк
В) Париж – Актобе
С) Невада – Семипалатинск
Д) Алматы – Москва
5. С 2002 года представитель Казахстана в
А) ООН
В) НАТО
С) ОБСЕ
Д) ЮНЕСКО

Объяснение нового материала.
Сулейменов – казахстанский поэт и писатель, представитель литературы Востока, создающий свои произведения на русском языке. Он обратился в своем творчестве к проблемам нравственным, этическим, политическим, литературным и экологическим.
Начиная с 60-х годов прошлого века, имя Олжаса становится все более. Особо широкую известность О.Сулейменов получил весной 1961года.
- Какое историческое событие произошло 12 апреля 1961 года? (полет Гагарина в космос)
Что известно об этом событии? (12 апреля 1961 года Гагарин облетел земной шар за 1 час 48 мин. И благополучно вернулся на землю. )
Как оно связано с судьбой О.Сулейменова? (В 1961 году лучшие стороны поэзии Сулейменова отразились в поэме «Земля, поклонись человеку1», посвященная полету в космос первого человека планеты Земля – Ю.Гагарина.)
- Дальнейшее усвоение новой темы. Поэма «Земля, поклонись Человеку!» В 1961 году, в те легендарные дни О. Сулейменов вспоминает: «Она писалась по-акынски, на слух. Под утро я вышел на балкон и потрясно орал на весь город:  Люди!  Граждане всей вселенной!  Гости галактик!  Хозяева шара!  Вы не хотите пропасть бесследно!  Живите!  Живите!  Живите с жаром! 
Москва встречала Гагарина, а над Алма-Атой летали розовые листочки со стихами О. Сулейменова. 
- Знакомство с поэмой.
(Чтение фрагментов поэмы учениками по музыку)
- Давайте проанализируем прочитанное
- В чем особенность композиции поэмы?
Композиционно поэма построена, как симфония, где основная мелодия усложняется и обогащается, раскрывая все новые и новые горизонты.
- В поэме есть лирические отступления. Давайте с Вами составим кластер.
(Лирические отступления в поэме есть: о влюбленных под звездами, о женщинах, о жене и подруге первого космонавта Вале, о верности, о Западе и Востоке, о Циолковском и Эйнштейне, о скорости).
- О подвиге Гагарина написано много стихов и поэм на всех языках планеты. У Сулейменова свой голос, щедрая палитра, мужественная интонация, гражданственность, патриотизм.
Итог урока
- Вспомните вопрос, который мы задали в начале урока (проблемный ). Давайте на него ответим.
- О.Сулейменова причисляют к поэтам-шестидесятникам, он дружил с Андреем Вознесенским, Евгением Евтушенко, Робертом Рождественским. Как и другие представители «громкой» поэзии Сулейменов пишет о событии, которое только что произошло, делая тем самым «моментальную фотографию» жизни.
Рефлексия: На месте гибели Ю. Гагарина поставлен камень- обелиск, где начертаны слова О. Сулейменова: «Земля, поклонись Человеку!» Строка О. Сулейменова останется в памяти будущих поколений как народное признание поэта, любви и скорби к первому космонавту Земли.
Вспомним строки А.С. Пушкина:  Я памятник воздвиг нерукотворный,  К нему не зарастет народная тропа,  И славен буду я, доколь в подлунном мире  Жив будет хоть один пиит.  Верю, что к этому камню тропа не зарастет.
Домашнее задание. Выучит наизусть отрывок из поэмы.
15