Лирико — поэтическая композиция Поклонись Отчизне…

МКОУ СОШ п. Красноармеец













Методическая разработка внеклассного мероприятия:
лирико – поэтическая композиция
«Поклонись Отчизне»












Подготовила: Паначёва Н. И.
учитель русского языка и
литературы первой кв.к.






п. Красноармеец
2014 год
Цель: Формировать гражданственность и ответственность, гордость за свою страну, Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святому понятию: родное Отечество.

Задачи: Вызвать интерес к осознанию себя частью своей страны, Формировать отношение к своей стране и желание сделать ее лучше, Преодолеть скептическое отношение к своей стране, Формировать активную жизненную позицию. Предварительная подготовка: подготовить музыкальные фонограммы песен: «С чего начинается Родина?» в исполнении М.Бернеса; «Деревенская дорога» в исполнении группы «Золотое кольцо»; «Офицеры» в исполнении О.Газманова; «Дай, Бог» в исполнении А.Малинина; «По полю с конем» в исполнении группы «Любэ»; проигрыш песни «Малиновый звон» и мелодии романса «Однозвучно звенит колокольчик» в исполнении Ф.Гойя; записать вышеперечисленные фонограммы на аудиокассету; подобрать поэтический материал о России; подготовить фотоматериал; подготовить репродукции картин великих художников; подготовить учащихся к выступлению; подготовить лист ватмана Ход мероприятия: 1.Вступительное слово учителя. Объявление темы внеклассного мероприятия и его задач. 2. Неожиданный марафон. Учитель предлагает учащимся участвовать в конкурсе, о котором они заранее
не знают. Ребята работают в парах, так как сидят за партой. Учащиеся должны ответить на вопрос и выполнить задание. Задание выполняется по цепочке. 1-я пара. На лист ватмана необходимо нанести контуры границ своей страны. 2-я пара. Нарисовать флаг своей страны в цвете. 3-я пара. Написать слова гимна своей страны. 4-я пара. Обозначить столицу своего государства и год ее создания. 5-я пара. Обозначить важнейшие реки своей страны. 6-я пара. Обозначить крупные города своей страны. 7-я пара. Написать ведущие предприятия своей страны. 8-я пара. Написать памятные даты истории своей страны. 3. Лирико-поэтическая композиция. Приводятся стихотворные строчки, аудиозаписи песен, фотоматериал, репродукции картин, в которых прославляется наша Россия.
ЧТЕЦ: Соловьи в садах отголосили, Дни мелькнут, да и в отлет пора. Улетайте! В мире есть Россия – У нее слова из серебра! Вон она идет в венке лиловом, Неподкупна, пламенна, чиста, И перед каким-то вечным словом Тихо раскрываются уста. А. Прокофьев ВЕДУЩИЙ:
Отечество – единственная уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками.
Понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал свои первые радости и неудачи. Ведь не случайно в трудные минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, то есть свою маленькую родину как часть большого Отечества.
(Звучит аудиозапись песни «С чего начинается Родина?» в исполнении М.Бернеса.) ЧТЕЦ: Тихая моя Родина! Ивы, река, соловьи Мать моя здесь похоронена В детские годы мои. Где же погост? Вы не видели? Сам я найти не могу. Тихо ответили жители: Это на том берегу. Тихо ответили жители, Тихо проехал обоз, Купол церковной обители Яркой травою зарос. Тина теперь и болотина Там, где купаться любил Тихая моя Родина, Я ничего не забыл. Школа моя деревянная Время придет уезжать – Речка за мною туманная Будет бежать и бежать. С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть, Чувствую самую жгучую, Самую смертную связь. Н. Рубцов (Звучит аудиозапись проигрыша песни «Малиновый звон».)
Только вдумайся, Вслушайся В имя – «Россия»! В нем и росы, И синь, И сиянье, И сила Ю. Друнина ВЕДУЩИЙ: Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это – Россия Ты смотришь в ясное голубое небо. Идешь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки. Это – Россия Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувшей след. И это Россия Руки матери. Ее песни у твоей колыбели. Душистый хлеб за праздничным столом. Это тоже Россия. ЧТЕЦ: Мне о России надо говорить, Да так, чтоб вслух стихи произносили, Да так, чтоб захотелось повторить, Сильнее всех имен сказать: «Россия!» А. Прокофьев (Звучит мелодия романса «Однозвучно звенит колокольчик» в исполнении Ф.Гойя.) ВЕДУЩИЙ:
«О, светло-светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами удивлена ты: озерами светлыми, реками многоводными, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, городами великими, селами красными, садами обильными, домами церковными, князьями грозными, боярами честными, вельможами гордыми – всего еси исполнена земля Русская!»
ЧТЕЦ: Россия степная, Россия озерная, С ковыльной бескрайнею стороной, Россия холмистая, мшистая, горная, Ты вся дорога мне! И все же, бесспорно, я Всех больше люблю тебя вот такой! Э. Асадов (Звучит аудиозапись песни «Деревенская дорога» в исполнении группы «Золотое кольцо».) О России петь – что стремиться в храм По лесным горам, полевым коврам О России петь – что весну встречать, Что невесту ждать, что утешить мать О России петь – что тоску забыть, Что любовь любить, что бессмертным быть! И. Северянин
ВЕДУЩИЙ: Песня родится там, где много солнца. Где по склонам гор или крутому нагорному берегу реки растут виноградные сады. Где не смолкают веселые хороводы. Где нарядны и красивы девушки. Еще родится песня там, где сурова и долга зима. Люты степные бураны и пурга. Долги темные зимние ночи, где сердце жалуется на тяжелую борьбу с природой.
Запевает песню человек от лютой тоски расставания с близкими, родными и милыми, от скучной жизни в чужой, дальней стороне, от невозможности иначе, как песней – стонами тоскующей души, перекинуться мыслью с теми, кто где-то дома так же тоскует по тебе. А радостный хмель подвига и военной победы родит лихую песню героев. Их очень много, песен русских. В них горит русская душа. В них вспоминаем мы свое прошлое. Воспеваем героев. В них звучит безграничная любовь к Родине

ЧТЕЦ: Сколько звезд голубых, сколько синих, Сколько ливней прошло, сколько гроз. Соловьиное горло – Россия, Белоногие пущи берез. Да широкая русская песня, Вдруг с каких-то дорожек и троп Сразу брызнувшая в поднебесье По-родному, по-русски – взахлеб. А. Прокофьев
ВЕДУЩИЙ:
Русским людям свойственна любовь к своей Отчизне. Это любовь испокон веков проявляется в готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.
Не раз приходилось храбрым русским воинам защищать Родину от иноземцев, участвовать в жестоких сражениях, в которых решалась судьба страны.
В веках осталась и по сей день живет добрая память о русских воинах, как о самых мужественных, бесстрашных, честных, преданных Отечеству, о наших прадедах, погибших на германской, турецкой ли войне, о прадедах, погибших под Москвою и Аустерлицем, на Кавказе, в Крыму, на Литовском рубеже – так что, пожалуй, без хотя бы капли крови, пролитой прадедами, нет, не наберешь и горсти земли на просторах Великой России (Звучит аудиозапись песни «Офицеры» в исполнении Олега Газманова.) ЧТЕЦ: В час испытаний Поклонись Отчизне По-русски, В ноги, И скажи ей: Мать! Ты и жизнь моя! Ты мне дороже жизни! С тобою жить, С тобою умирать! Будь верен ей. И как бы ни был длинен Тяжкий день военной маяты, Коль пахарь ты, Отдай ей все, как Минин, Будь ей Суворовым, Коль воин ты. Люби ее, Клянись, как наши деды, Горой стоять За жизнь ее и честь, Чтобы сказать В желанный час Победы: И моя тут капля есть. Д.Кедрин

ВЕДУЩИЙ: «Россия – самобытный, великий мир, полный силы неисчерпаемой, созданный медленною работою веков, упорной борьбой, счастливой или бедственной, под громом древних междоусобий, под шумом половецких набегов, под гнетом татарского ига, в боях литовских, в славных победах последнего времени Россия, все свое взявшая, извне безопасная, врагу недоступная или погибельная». В.А.Жуковский
ЧТЕЦ: В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем. Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствую, не мотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже. Да, для это грязь на колошах, Да, для нас это хруст на зубах. И мы мелим, и месим, и крошим Тот, не в чем не замешанный прах. Но ложимся в нее и становимся ею, От того и зовем свободно своею. А.Ахматова (Звучи аудиозапись песни «Дай, Бог» в исполнении А.Малинина.)
ВЕДУЩИЙ: Я – русский! Спасибо, Господи! Я – поле. Бабушкин крест. Я – избы Рязанской области. Я – Троица и Благовест. Я – русский! По самое горлышко. Во веки веков. Насквозь. Я – лебедя белого перышко. Я – воина павшего кость. В сегодняшней склоке и подлости Всем бедам своим назло: Я – русский! Спасибо, Господи! Другого мне не дано. С.Каргашин

ЧТЕЦ: Завтра России – счастья России россыпи! Дай ты ей, Господи, ласковой сини радуги!

ВЕДУЩИЙ: Дай же ты, Господи, Грустной России радости! ЧТЕЦ: Пусть же ее осеняются кровли музами! ВЕДУЩИЙ: Пусть ничего ей не слышится, кроме музыки! В.Маняхин. (Звучи аудиозапись песни «По полю с конем» в исполнении группы «Любе».)
Пояснительная записка.
На мой взгляд, выбор темы внеклассного мероприятия «Поклонись Отчизне» очень актуален, так как в настоящее время назрела в этом необходимость. Молодое поколение утрачивает такие понятия, как ответственность, долг, честь, достоинство, патриотизм, жизненные ценности. Многие молодые люди не слишком довольны жизнью в нашей стране. В результате они не понимают смысла человеческого существования.
Данная тема позволяет:
- научить учащихся любить свою Отчизну, приобщая к национальным и общечеловеческим ценностям; - воспитать гражданина; - затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душевном мире искреннее гуманное отношение к святому понятию: родное Отечество.
Изюминкой данного внеклассного мероприятия является сотворчество, т.е. сотрудничество и творчество моё и моих ребят (учащихся), которые вносили коррективы в сценарий мероприятия, проявляли самостоятельность и инициативу в подборе фотоматериалов, поэтического материала; в поиске музыкальных текстов и записей.
Мною использовались информационные технологии для проведения данного мероприятия (презентация на ПК). В содержании мероприятия использовались исторические события и литературные источники. Это позволяло реализовать интеграционные процессы при проведении внеклассного мероприятия.
В результате возникла совместная, увлекательная деятельность, которая способствовала поиску интересных литературных источников, исторических фактов и всестороннему личностному развитию. Показателями воспитанности учащихся является наличие социально и профессионально значимых качеств таких как: эстетический вкус, моральная зрелость, активность, независимость, эрудиция.
Обладая вышеперечисленными качествами, учащийся станет конкурентоспособным на рынке труда, но мало быть профессионалом, нужно
быть Человеком, любить свою Родину, гордиться ею.
Назначение внеклассного мероприятия «Поклонись Отчизне» состоит в том, чтобы развивать кругозор учащихся, способствовать духовному развитию учащихся, формированию их интересов и духовных потребностей, способности к самовыражению.

ВЫВОДЫ: Результативность внеклассного мероприятия «Поклонись Отчизне» состоит в том, что оно позволяет преодолеть скептическое отношение к своей стране, сформировать активную жизненную позицию и гордость за свою страну и родной край.
Горящие глаза учащихся, их активное участие в организации и проведении мероприятия позволяют судить о правильности выбранной темы.