Урок — интервью на тему «Олжас Сулейменов – поэт, гражданин, политик». Поэма «Земля, поклонись Человеку!». (11 класс)


Урок - интервью в 11 «Б» классе
по творчеству Олжаса Сулейменова.
Тема: «Олжас Сулейменов – поэт, гражданин, политик».
Поэма «Земля, поклонись Человеку!».
Учитель школы-гимназии №32:
Хамитова Р.К.
Тема урока: «Олжас Сулейменов – поэт, гражданин, политик».
Поэма «Земля, поклонись человеку!»
Цель урока: расширить знания учащихся о жизни и творчестве общественного и политического деятеля О.Сулейменова.
Задачи урока:
а) дидактическая – помочь осмыслить и прочувствовать особенности творчества поэта, гражданина, проанализировать поэму «Земля, поклонись Человеку!»
б) развивающая - развивать творческое мышление, художественную речь, чувство взаимосвязи с миром, осознание того, что «Я» есть частичка Вселенной; учить делать выводы и заключения после прочитанного и услышанного.
в) воспитательная - воспитывать интерес к творчеству и личности поэта, любовь и уважение к национальной культуре, корням и традициям.
Тип урока: комбинированный
Методы: репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, проблемный
Оборудование: портрет О.Сулейменова, фотографии и иллюстрации о политической и общественной деятельности поэта, высказывания, эпиграфы к уроку.
Эпиграфы: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». (А.С.Пушкин)
«На все вопросы не нашел ответа,
Но людям я не лгал…» (О. Сулейменов)
Высказывания:
…Разгадай:
Почему люди тянутся к звездам?
Почему в наших песнях
Герой – это сокол?

Нет востока,
И Запада нет,
Есть
Восход и закат.
Есть большое слово –
ЗЕМЛЯ!

Я люблю тебя, жизнь,
За весну,
И за страх,
И за ярость.
Я люблю тебя, жизнь,
И за крупное,
И за малость…
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Сообщение темы, цели урока. Сегодняшний урок посвящен жизни и творчеству замечательного казахстанского поэта и писателя, филолога, выдающегося общественного деятеля и политика Олжаса Омаровича Сулейменова.
Пусть не удивляет вас, что в учебнике русской литературы появляется глава о творчестве О.Сулейменова. Его поэзия – как раз самый яркий пример интернационального характера большой литературы и русской литературы XX века в частности. По справедливой мысли польского поэта Анджея Дравича подобные поэты сохраняют «двойное культурное гражданство».
- Сегодня мы постараемся побольше узнать о литературной и общественной деятельности О.Сулейменова, войти в мир его поэзии.
В качестве эпиграфов к уроку я взяла слова А.С.Пушкина и О.Сулейменова, которые наиболее точно, на мой взгляд, раскрывают основную суть творчества поэта ( работа в тетрадях).
Беседа с классом.
- Ребята, видели ли вы О.Сулейменова по телевизору, слышали ли вы его выступления?
- Какие ассоциации, связанные с образом поэта, возникают у вас? Запишите их на доске и в тетрадях.
Запись ассоциаций. Работа у доски.
- В течение урока, работая по творчеству поэта, слушая выступления своих одноклассников, попробуйте ответить на проблемный вопрос «Актуальна ли поэзия О.Сулейменова? В чем состоит ее актуальность? Какой должна быть, на ваш взгляд, истинная поэзия?
- Но, прежде всего, поговорим об истоках жизни и творчества поэта.
Сообщение о жизни и творчестве О.Сулейменова.
Широкую известность О.Сулейменов получил весной 1961года, до этого известный только у себя на родине.
- Какое историческое событие произошло 12 апреля 1961 года? Что известно об этом событии? Как оно связано с судьбой О.Сулейменова?
-Прослушайте отрывки из поэмы «Земля, поклонись Человеку!» Во время чтения поэмы в тетрадях запишите основные ключевые слова из поэмы, раскрывающие идейно-тематическое содержание поэмы.
Индивидуальное задание.
Выписать из поэмы афористичные строки. В чем их смысл?
Литературный монтаж.
Чтение наизусть поэмы «Земля, поклонись Человеку!»
Работа в тетрадях (запись ключевых слов и афоризмов).
О.Сулейменова причисляют к поэтам-шестидесятникам, он дружил с Андреем Вознесенским, Евгением Евтушенко, Робертом Рождественским.
- Докажите, что это произведение шестидесятника и относится к «громкой» лирике.
- В чем основное идейно-тематическое содержание поэмы?
Сегодня у нас на уроке присутствуют, возможно, будущие журналисты, представители молодежной газеты «Болашақ» Жумагулова Асель и Тюменбаева Аягоз. Слово предоставляется им.
Интервью (по творчеству О.Сулейменова)
- Что вы знаете о Сулейменове как общественном деятеле?
- О.Сулейменов не только выдающийся общественный деятель, но и политик. Что вы могли бы о нем сказать как о политике?
- Занимаясь обширной государственной и общественной деятельностью, О.Сулейменов никогда не забывал, что он, прежде всего, поэт, писатель.
Какие произведения О.Сулейменова вам известны?
- Что вы знаете о самом «скандальном» произведении О.Сулейменова «Аз и Я»?
- Лирика О.Сулейменова также многогранна, как и его личность. Какие особенности лирики О.Сулейменова вы могли бы отметить?
- Какие произведения О.Сулейменова являются вашими любимыми?
Расскажите о них.
- Будучи казахом, О.Сулейменов пишет на русском языке, оставаясь, несомненно, поэтом казахским. Он искренне, нежно любит свой народ, свою страну.
Знаете ли вы произведения поэта на государственном языке?
- Благодарим вас за интересную беседу и отличное знание творчества нашего соотечественника, замечательного казахстанского поэта О.О.Сулейменова.
Итак, ребята, и мы в свою очередь поблагодарим наших будущих журналистов и подведем итоги сегодняшнего урока.
Рефлексия.
- Что нового узнали вы сегодня о жизни и творчестве О.Сулейменова?
- С какими его произведениями хотели бы познакомиться поближе в будущем?
- Актуальна ли поэзия О.Сулейменова? Аргументируйте свой ответ.
- Как вы считаете, какой должна быть истинная поэзия? Должна ли она быть связана с политикой или быть свободной от нее?
Напишите эссе по данному началу
Поэзия должна быть связана с политикой, потому что…
Поэзия должна быть свободна от политики, потому что…
Дать домашнее задание, прокомментировать и выставить оценки.