Поурочные планы по русскому языку в 7 классе


Тема: Обобщающий урок по теме «Деепричастие» 7 классЦель: обобщить изученный материал по деепричастию.Задачи: 1. обучающая: повторить и закрепить правила по орфографии и пунктуации, связанные с деепричастием;2. развивающая: развивать мыслительную деятельности учащихся, орфографическую зоркость;3. воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, чувство ответственности, умение работать самостоятельно.Тип учебного занятия: повторительно-обобщающий урокМетоды: аналитико-синтетический, частично-поисковыйФормы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, коллективная. Оборудование (с указанием использованного электронного пособия): Интерактивная доска, презентация PowerPointСредства обучения: компьютерная презентация, раздаточный материал Ход урокаI. Организационный момент.II. 2. Напутствие учителя: притча.Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил: «Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни нет». Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:- Назови, что ты выбираешь из них.- Ложку, - ответил юноша. - Произнеси это 5 раз.Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо…- Что же надо? Протянуть руку и взять ложку.- Вот и вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике. Совершить действие. Желаю удачи!-Назовите самостоятельную часть речи по следующим грамматическим признакам: неизменяемое, обозначающее добавочное действие, которое может быть возвратным и невозвратным, совершенного и несовершенного вида. - Сформулируйте тему урока и предположите его цели. (Итак, мы повторяем и закрепляем знания, полученные при изучении темы «Деепричастие»)-Записываем тему урока III. Подготовка учащихся к работе по теме урока.- Мы отправляемся в музей русской морфологии, где живёт дружная семья частей речи нашего языка.- А побываем мы сегодня в зале Деепричастия.- Как и во всяком музее, чтобы лучше ознакомиться с экспонатами и запомнить интересные факты, нам понадобится внимание, сосредоточенность и, конечно же, гид – человек, который будет пояснять какие-то сложные для понимания моменты. В роли гидов сегодня будете выступать вы все. Представьте себе, что перед вами человек, который ещё не знаком с деепричастием, и помогите ему поближе познакомиться с этими особенными словами нашей речи.IV. Повторение и обобщение изученного. Итак, страница первая – «Биографическая».Сейчас вы проверите, насколько хорошо вы знаете «биографию» деепричастия. Если вы согласны со мной, то ставите плюс, если нет – минус.Графический диктант1. Деепричастие –самостоятельная часть речи. (-)2. Деепричастие обозначает добавочное действие предмета. (+)3. Деепричастие отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ? (-)4. Деепричастие совмещает значения глагола и наречия. (+)5. Деепричастие не изменяется. (+)6. Деепричастие имеет следующие признаки глагола: время, число, лицо. (-)7. Деепричастие имеет следующие признаки наречия: неизменяемость. (+)8. В предложении деепричастие является обстоятельством. (+)9. Деепричастия несовершенного вида образуются с помощью суффиксов -а-, -я-. (+)10. Деепричастия совершенного вида образуются с помощью суффиксов –енн-, -нн-, -т-. (+)1. Рефлексия.Были ли у кого–нибудь затруднения в ответах? Оцените себя и поставьте первую оценку в маршрутном листе.3. Следующая страничка «Словообразовательная» - Скажите, как образуются деепричастия несовершенного и совершенного вида?1 ВАРИАНТ: Деепричастия совершенного и несовершенного вида перемешались. Разделите их на деепричастие совершенного и несовершенного вида. Докажите правильность своего выбора. Накормив, расположившись, держа, относя, прикасаясь, нарастая, сказав, покраснев, вливаясь, расспросив,собираясь, получив.2 ВАРИАНТ: Образуйте от данных глаголов требуемые деепричастия, впишите их в кроссворд, определите ключевое слово.1. Оглядываться (нес. в.)2. Сверкать (нес. в.)3. Спешить (нес. в.)4. Купить (сов. в.)5. Прыгать (нес.в .)6. Увидеть (сов. в.)7. Распечатать (сов.в.)8. Оторваться (сов.в.)9. Остановить (сов. в.)10. Стучать (нес.в.)11. Играть (нес. в.)12. Шествовать (нес. в.)Проверьте работу своего товарища по парте. Не забудьте поставить оценку в маршрутный лист.4. Итак, мы отправляемся на страничку третью «Орфографическую» - Скажите, как пишутся деепричастия с частицей НЕ. От какой части речи «унаследовало» деепричастие орфографическое правило? 1 ВАРИАНТ: Раскрыть скобки. (Не) видя, (не)годуя, (не)зная, (не)вынимая (не)навидя, (не)ощаясь, (не)досыпая, (не)выходя, (не)досыпая, (не)прочитав. 2 ВАРИАНТ: Выписать только те словосочетания, в которых есть деепричастие. Раскройте скобки.(Не)прочитанное письмо,(не)расколов ореха,(не)видевши медведя,задача (не)решена,(не)отведавший мёда,(не)сомкнув глаз,(не) думая о погоде,(не)взлюбив человека,(не)взирая на усталость,(не)доумевающий собеседник.- Почему вы не выписали другие словосочетания? Как вы определили, что это причастия?ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ5. Перед нами следующая страница – «Пунктуационная». Задание №1: Расставьте пропущенные знаки препинания. Объясните свой выбор графически. - Что такое деепричастный оборот? 1. Изучая прошлое поймешь настоящее.2. Не учась и лаптя не сплетёшь.3. Не берись за последующее не окончив предыдущего.4. Живи на Земле любя друзей и прощая врагов и будь человеком.6. Страница «Речевая» Задание №1: Перестройте данные предложения, заменяя один из глаголов деепричастием. 1)Люди приезжают в Петропавловск, знакомятся с городом. 2)Экскурсоводы показывают памятники и рассказывают их историю. 3) Драматический театр имени Погодина находится на улице Конституции и является одним из красивейших зданий города.Задание №2: Подберите к деепричастным оборотам правильный вариант одного из двух предложенийУпр. 214 с. 1001 вариант (1-3)2 вариант (4-6)- Я хочу познакомить вас со стихотворением Роберта Саути «Лодорский водопад».Кипя,Шипя,Журча,Ворча,Струясь,Крутясь,Сливаясь,Вздымаясь,Мелькая, шурша,Резвясь и спеша,Скользя, обнимаясь,Делясь и встречаясь,Ласкаясь, бунтуя, летя,Играя, дробясь, шелестя,Блистая, взлетая, шатаясь,Сплетаясь, звеня, клокоча,Взрываясь, вертясь, грохоча,Морщинясь, волнуясь, катаясь,Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,Вперёд убегая в свободолюбивом задоре, Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!- Скажите чем необычно это стихотворение? Посмотрите на него, на что оно похоже? Какую роль выполняют деепричастия в стих-ии (стремительность действия, мощь водопада.) 7. ИТОГОВЫЙ ТЕСТ (работа за компьютером)8. ОЦЕНКА ЗА УРОК- Итак, вы изучили деепричастие. Попробуйте составить синквейн к понятию Деепричастие (группы: девочки и мальчики )9. ИТОГ УРОКА:Интерес – Что интересно было на уроке ?Творчество – Какие творческие работы вы выполняли?Обучение – Чему вы научились?Главное – Что сегодняшний урок принес мне?10. Дом. задание: 1. Выписать из текста повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» 5 предложений с деепричастными оборотами.2. Выполнить морфологический разбор деепричастия по выб31.01.15. Бекітемін___________
Тема урока: Несклоняемые имена существительные
Цели урока:
- Образовательная: познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными, показать их морфологические особенности; обобщить и систематизировать знания об именах существительных.
- Развивающая: развивать в процессе урока коммуникативные, творческие способности детей, расширять умственный и словарный запас, развивать умение работать по схеме.
- Воспитательная: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка, прививать любовь к животным.
Оборудование: учебник                              
Тип урока: изучение нового материала
                                           Ход урока:
I.Организационный момент
а) приветствие
б) проверка посещаемости        
II. Опрос домашнего задания: Упражнение 18. выучить правила
ІІІ. Работа над новым материалом.
- Просклоняйте слово метро.
- Что такое склонение?
(Это изменение слова по падежам.)
- Запишите названия падежей в столбик.
И. п. что?    метро
Р. п. чего?    метро
Д. п. чему?   метро
В. п. что?     метро
Т. п. чем?    метро
П. п. о чём? О метро
- Что заметили при склонении?
 (Слово не изменилось.) –      По падежам изменяли, а слово свою форму не изменила. При изменении слов по падежам (при склонении) что меняется у слова?
  – Т.е. меняется форма слова. Меняется ли само слово?
 
- Сможем ли мы  ответить на вопрос: есть ли такие слова, которые не склоняются?
 (Да. Такие слова есть.)- Как называются такие существительные?
Значит, тема нашего сегодняшнего урока «Несклоняемые существительные»
- К несклоняемым существительным относятся заимствованные существительные с конечным гласным   -О, - Е, -И, -У, -Ю
- Например, метро.
- Какие вы знаете несклоняемые существительные? 
- Прочитайте правило в учебнике.
- Эти слова пришли к нам из других языков.. Чаще всего такие слова иностранного происхождения и чтобы узнать их значение обращаются к словарям. Словари бывают разные (показать печатный вариант, имеющихся  словарей. (В толковом словаре можно узнать значение слова)
- Давайте познакомимся с этими словами  поближе.
Чтение стихотворения учителем. Дети читают на доске, про себя и стараются запомнить как можно больше слов
          Колибри, кенгуру, шоссе,
         Фламинго, пони, шимпанзе,
          Какао, кофе, домино,
          Алоэ, радио, кино,
          Такси, метро, купе, пальто,
          Кашне, кафе, трюмо, манто,
          И какаду, драже, пари,
          И интервью, рагу, жюри,
          И пианино, и фойе,
          Пюре, бюро и ателье –
Ты все слова запоминай,
Но никогда их не склоняй!
 Игра «Кто больше»
– Значение всех ли слов вам понятно? Значение каких слов вам не известно?
Кашне – шейный платок или шарф.
Манто– широкое дамское платье.
Фойе– помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.
– Составьте предложения, используя данные слова?
6. Закрепление нового материала
          Вставить в предложения на месте пропусков слово КИНО в нужном падеже, падеж указать.
          Вчера мы ходили в _________. В ___________ было много народу. Из __________ мы пришли поздно. Мы вспоминали про ____________. Мы были очень довольны ___________. Мы всем рассказывали о _____________.
 
Вариант 2
                    Вставить в предложения на месте пропусков слово пальто в нужном падеже, указать падеж.
          В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее  _____________. У ______________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в __________________. Я доволен своим _______________.
 Учащиеся (по вариантам) отвечают у доски. Делают вывод. Как же определить падеж несклоняемого имени существительного.
Вывод.  Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова называют несклоняемые имена существительные.
3. Выполнение упражненииУпражнение 7. находите несклоняемые существительные и определите их род.
Упражнение 8. Найдите словосочетания, в которой допущена ошибка в согласовании.
Упражнение 9. Списать, поставив существительные в нужном падеже
Упражнение 10. Составить и записать предложения
Упражнение 11. Дописать окончания
Упражнение 12. Чтение текста «Каникулы и отдых»
Упражнение 16. Списать , указать род существительных
Упражнение 17. Списать раскрывая скобки
Упражнение 18. Вставить в словосочетания подходящие по смыслу несклон. Сущ.
7. Итог урока
Всегда ли имена существительные при изменении по падежам изменяют свою форму?
Как называются такие имена существительные?
Как определить падеж несклоняемых имён существительных?
В каком словаре можно узнать значение слова?
Какие несклоняемые имена существительные вы запомнили? Что они обозначают?
8. Отметки за урок
9. Домашнее задание:  упр: 23
Бекітемін___________
20.12.14. Русский язык 7 класс
Тема урока: Неологизмы
Цель урока:
образовательные:
познакомить учащихся с понятием неологизм;
 научить понимать целесообразность применения неологизмов в речи;
 научить находить неологизмы в многообразии лексики.
развивающие:
 развить творческие способности и личностные качества;
способствовать развитию навыков работы в группе, чувства ответственности  и взаимовыручки;
сформировать практические знания  о неологизмах и их значении.
воспитательные:  
повысить интерес учеников к урокам русского языка.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебное пособие
Ход урока
І. Организационный момент
а) приветствие
б) проверка посещаемости
ІІ. Опрос домашнего задания: Упражнение 18. выучить правила
Выполнение упражнении на произношению Упражнение 1,2,3
Чтение диалога
Работа над пословицами
ІІІ. Обьяснение материала
Неологизмы – это новые слова ,обозначающие новые явления действительности, новые предметы или понятия, которых раньше не было. В переводе от греческого neos –новый, logos – слово. Например : смартфон, аэробус, домофон, интерактивная доска.
Работа с текстом
Чтение текста
Словарная работа
Вопросы по содержанию
Выполнение упражнении
Упражнение 8. Подобрать к существ. Местоимение этот, эта, это, эти;
Это письмо, эта посылка, эта открытка, этот компьютер, эти программы;
Упражнение 9. Просклоняйте, заменяя местоимения этот, эта местоимениями тот, та;
И.п. тот компьютер
Р.п. того компьютера
Д.п. Тому компьютеру
В.п. тот компьютер
Т.п. тем компьютером
П.п. о том компьютере
Упражнение 10.Подобрать синонимы к словам
Сообщение – формацияин
Коммуникация – общение
Разговор – беседа
Новый –
Доступный -
Принять – получать
Упражнение 11 Составить антонимические пары
Получить – отправить
Упростить – ускорить
Уменьшить –
Соединять – разъединять
Подключать –отключать
Можно – нельзя
Быстро – медленно
Упражнение 12. Составить словосочетание
ІҮ. Закрепление урока
Упражнение 17 Чтение неологизмов. Придумать с ними предложения
Ү. Домашнее задание: Упражнение 13 выучить правила
ҮІ. Оценивание
ҮІІ. Заключение
Бекітемін___________
10.01.15. Русский язык 7 класс
Тема урока: Термины
Цель урока:
образовательные:
познакомить учащихся с понятием термин;
 Формирование знаний о терминах;
развивающие:
Развитие коммуникативной компетенции
воспитательные:  
повысить интерес учеников к урокам русского языка.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебное пособие
Ход урока
І. Организационный момент
а) приветствие
б) проверка посещаемости
ІІ. Опрос домашнего задания: Упражнение 14. выучить правила
ІІІ. Подготовка к активному усвоению знаний
Упражнение 1,2,3. Устное выполнение . Упражнения на пройзношению
Упражнение:4. Чтение диалога
Упражнение: 5. Чтение пословиц. Объяснение смысла.
ІҮ. Ообъяснения новой темы.
Термин (лат. Граница, предел) – слово или словосочетание, являющееся названием специального понятия какой либо области пройзводства, науки, искусства. Термин не только означает предмет, но и обьязательно основан на определении.
Термин имеет только одно значение.
Чтение текста Азиатские игры в Казахстане.
Словарная работа
Вопросы по содержанию
Выполнение упражнении
Упражнение: 8,9 устное выполнение
Упражнение 10. Выписать из текста слова, обозначающие виды спорта
Конькобежный спорт, фигурное катание, хоккей с шайбой, хоккей с мячом, биатлон, лыжные гонки, фристайл, шорт – трек;
Упражнение 11. Выписать из текста спортивные события этих годов
1990г. – Азиатские игры
1994г. – Летние Азиатские игры в Японии
1996г. – Зимние Азиатские игры в Китае
2011г. – Зимние Азиатские игры. В Казахстане
Упражнение 12.т Выписать из текста собственные имена существительные.
Упражнение 13. Записать антонимы к данным словам.
Зимний –
Начать –
Поздний –
Лучший –
Крупный –
ІҮ. Закрепление урока
Упражнение 14. Сделать синтаксический разбор
Ү. Домашнее задание: Упражнение 15 выучить правила
ҮІ. Оценивание
ҮІІ. Заключение
Бекітемін___________
24.01.15. Русский язык 7 класс
Тема урока: Имя существительное. Родительный падеж
Цель урока:1 . образовательные:
Дать понятие об имени существительного.Учить определять падеж имени существительного;
Познакомить обучающихся с особенностями окончаний имён существительных в родительном падеже.
2. развивающие:
Развивать орфографическую зоркость, умение правильно употреблять слова в речи;
3. воспитательные:  
Воспитывать прилежание и ответственность.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебное пособие
Ход урока
І. Организационный момент
а) приветствие
б) проверка посещаемости
ІІ. Опрос домашнего задания: Упражнение 14. выучить правила
ІІІ. Подготовка к активному усвоению знаний
Упражнение 1. Устное выполнение . Упражнения на пройзношению
Упражнение 2. Чтение скороговорки
Упражнение:4. Чтение диалога
Упражнение 5. Работа над вопросами
ІҮ. Ообъяснения новой темы.
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает лицо и предмет. Отвечает на вопросы кто? Или что?
И.С. имеет три категории: род, число, падеж.
И.С. изменяется по падежам. Всего в русском языке существует три склонения.
1-ое скл. Сущ. Ж.и М. рода с окончанием – а/я; Школа , тетя, папа, дядя.
2-ое скл. Сущ . м рода с нул . оконч. И ср. Рода с оконч. – о/е: Класс, день, музей, озеро, платье.
3 –ое скл. Сущ. Ж. Рода с ь на конце основы: дочь, мать, дверь, тетрадь.
Сущ. в род. Падеже о твечают на вопросы кого? Чего? И указывают на принадлежность. Напр. Сумка мамы, комната папы, компьютер брата.
Сущ. М.и ср. Рода в ед.ч. имеют оконч – а,я.
Сущ. Ж.рода в ед. ч.имеют оконч. – и,ы.
Сущ. М .рода в Р.п. во мн. ч.имеют оконч. – ов, ев, ей.
Выполнение упражнении
Упражнение 7, 8 . Устное выполнение.
Упражнение 9. Чтение текста Театр.
Словарная работа
Упражнение 13. Составить и записать предложения.
Упражнение 14. Подобрать к данным прилагательным антонимы.
Упражнение 15. Записать след. Словосочетания во мн. Числе.
Чтение текста Достопримечательности
ІҮ. Закрепление урока
Упражнение 10. Выписать сущ. В род. Пад. И распределить их по родам.
Ү. Домашнее задание: Упражнение 11 . выучить правила
ҮІ. Оценивание
ҮІІ. Заключение