Конспект урока по русскому языку на тему: Обобщение знаний о составе слова (3 класс)

Тема урока:
Обобщение знаний о составе слова.
Цели урока:

Совершенствование знаний о значимых частях слова;
упражнение в разборе слова по составу.
Развитие мышления, речи, кругозора.
Воспитание аккуратности, чувства товарищества,.

Задачи урока:

Отработка умения разбирать слова по составу и отработка орфографической зоркости (умение находить в корне или приставке букву, требующей проверки)

Планируемый результат:

Закрепить названия частей слова. Уметь разбирать состав слова.

Ход урока:
Организационный момент.
Цель : активизация учащихся. Подготовка к восприятию нового материла.
- Здравствуйте, дети!
Тихо сядут девочки.
Ещё тише – мальчики.

Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, кто может объяснить значение слова морфемы? Это слово вам не знакомо. Его вы будете употреблять позднее. Морфемами называют наших старых знакомых – части слова.(слайд2) Что мы будем делать на уроке.? Какую цель поставим перед собой? ( Будем говорить о составе слова и разбирать слова)
- Вспомните, пожалуйста, с какими частями слова вы познакомились.(Корень, приставка, суффикс, окончание)
- А заодно мы обобщим ваши знания об однокоренных словах и значимых частях слова.

Минутка чистописания.
Цель: формирование навыка каллиграфии .Развитие орфографической зоркости.
- Но как же нам добраться до этого грамматического царства, орфографического государства?
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо – не согнусь.
За работу я возьмусь.
Напишите строчку букв ш и строчку Шш.
Шутку сшутить, людей посмешить. ( В пословице найти орфограммы и подчеркнуть) (слайд3)

В словах , которые записаны, пропали буквы. Вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова. (слайд 6)

Подбери проверочные слова
- хдить
- мрить
- лвить
- држать
- спшить
- гстить


Работа по теме урока. Закрепление изученного.
Цель: Закрепить умения находить и называть части слова, обосновать свой ответ правилом.
Какая часть слова является главной в словах?
Конечно –корень (слайд7)
Что такое – корень? (правило)
Корень – это общая часть однокоренных слов , в которой
передается их основное значение.
Самостоятельная работа в парах:
1в –составляет слова с корнем –сад-
2в- составляет слова с корнем – лес-
Молодцы, ребята (слайд8)
- Что такое – окончание?
Окончание – это изменяемая часть слова.
- Для чего оно служит?(ответы ученика)
Окончание служит для связи слов в предложении.

Если вы правильно выполните следующее задание, то соберете пословицу. (слайд9)

Не имей 100 (рубли), а имей 100 (друзья)

Наверняка вы знаете, что пословица – это художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и выражается в предельно краткой форме. В основе каждой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт и т.д. Но всякая пословица предполагает и большой воспитательный смысл. В первой части ставится условие, а во второй – вытекающее следствие, вывод.
- Как вы понимаете смысл данной пословицы?
- Что вы изменили? (Окончание).
- Запишите это предложение.
Физминутка (слайд10)

А мы
Быстро к озеру спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз,
Это брасс.
Одной, другой –
Это кроль.
Все, как один,
Плывём, как дельфин.
Вышли на берег крутой,
Но не отправились домой.

Работа с учебником. Самостоятельная работа.

Цель: контролировать знания о способах образования однокоренных слов и выделить части.
Что такое суффикс?
Суффикс – это часть слова , которая стоит после корня и
служит для образования новых слов.
Для чего он нужен в словах? (ответы ученика)
А сейчас выполняем упражнение из учебника. Откройте книгу на стр69., найдите Упр.152.. Прочитайте задание. Это упражнение вы выполните самостоятельно.
- Кому не понятно, что нужно сделать?
- Выполняйте.

Проверка самостоятельной работы.

- Что же у вас получилось? Какие суффиксы вы использовали для образования новых слов? Какой оттенок они придали новым словам?( ответ ученика)
Фронтальная работа.

- Какая еще часть слова служит для образования новых слов?
- Что такое - приставка?(правило)
Приставка – это часть слова, которое стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
- Для чего она служит?( ответ ученика)
Сейчас образуйте слова с помощью приставок:
а) слова со значением приближения; (приплыть, приехать)
б) слова со значением удаления; (отплыть, отъехать)
в) все слова разберём по составу.

Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

Цель: Подвести итог проделанной работе на уроке.
- Что мы знаем о корне? Приставке? Суффиксе? Окончании?
Домашнее задание. Упр.179 правило
- Сегодня вы работали хорошо Поэтому я говорю вам –МОЛОДЦЫ! А вы себя как оцениваете?
Расскажите по схеме и оцените свои знания.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



Я знаю состав слов, могу назвать их, умею показывать их графически, умею находить общие части однокоренных слов.
Научился находить , показывать и называть эти части. Я оценил свои знания на «»

- Урок окончен.



















МБОУ «Староновицкая основная общеобразовательная школа»






Конспект урока
по русскому языку на тему:


«Обобщение знаний о составе слова.»


3 класс








Урок провела
учитель начальных классов
Ананенко Т.Н.












я

знаю

запомнил

смог




·