Рабочая программа по дисциплине Статистика


УЛЬЯНОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 СТАТИСТИКА


Специальность 100701 Коммерция (по отраслям)
Базовая подготовка














Ульяновск
2015
Рабочая программа учебной дисциплины «Статистика» разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 100701 Коммерция базовой подготовки (приказ Минобрнауки России № 268 от 5 апреля 2010 года)-изд 2-е,измен на 10%.





РЕКОМЕНДОВАНА


УТВЕРЖДАЮ

на заседании ЦМК права, экономики
и коммерции
Председатель ЦМК

Л.Л.Лиликина
подпись

Протокол № 1
от «31» августа 2015г.
Заместитель директора
по учебно-методической работе


Л.Н.Подкладкина
подпись

«31» августа 2013г.






ОРГАНИЗАЦИЯ - РАЗРАБОТЧИК: ОГБОУ СПО «Ульяновский авиационный колледж»


РАЗРАБОТЧИК: Казакова С.А. , преподаватель Ульяновского авиационного колледжа











СОДЕРЖАНИЕ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
стр.
4



ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ учебной ДИСЦИПЛИНЫ

5



СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6




условия реализации рабочей ПРОГРАММЫ учебной
дисциплины

12




Контроль и оценка результатов Освоения учебной
дисциплины

13



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание учебной дисциплины «Статистика» направлено на формирование следующих профессиональных и общих компетенций:

ПК 1.8
Использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач коммерческой деятельности, определять статистические величины, показатели вариации и индексы.


ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 12
Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий

.

















1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УчЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Статистика

Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО базового уровня 100701 «Коммерция (по отраслям)».
Рабочая программа учебной дисциплины «Статистика» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии 12721 «Кассир торгового зала»

Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы

Обязательная часть циклов ОПОП
П.00 Профессиональный цикл
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины
ОП.02 Статистика


Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач профессиональной деятельности;
собирать и регистрировать статистическую информацию;
проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
предмет, метод и задачи статистики;
принципы организации государственной статистики;
современные тенденции развития статистического учета;
основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
основные формы и виды действующей статистической отчетности;
статистические наблюдения; сводки и группировки, способы наглядного представления статистических данных, статистические величины, абсолютные. средние показатели вариации, ряды динамики и распределения, индексы.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 78 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 48 часов;
самостоятельная работа обучающегося 30 часов






СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48

в том числе:



- теоретические занятия
30


- практические занятия
18


- лабораторные занятия
не предусмотрены


- курсовой проект (работа)
не предусмотрены


- контрольные работы
3




Самостоятельная работа обучающегося (всего)
30

в том числе:



Работа с нормативными документами
2


Выполнение творческого задания
7


Аналитическая обработка материала
5


Составление сообщений
6


Решение задач
2


Изучение литературы
3


Работа с конспектами лекций
5

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Статистика»

Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Введение
Статистика как наука
1
1


РАЗДЕЛ 1 ТЕОРИЯ СТАТИСТИКИ
19
10+ 9 ср


ТЕМА 1.1.
Задачи и принципы статистики в РФ.
Знать:
- принципы статистики;
- статистические понятия: совокупность, объект статистики, статистическая единица;




Содержание учебного материала
1.1.1 История и понятие статистики.
1.1.2 Особенности статистической методологии.
1.1.3 Система государственной статистики в Российской Федерации.
2
2



Практические занятия не предусмотрено




Самостоятельная работа
- работа с нормативными документами: Использование статистических принципов для статистического наблюдения
2


ТЕМА 1.2
Статистическое наблюдение. Его этапы.


Уметь:
- определять принципы и задачи статистического
наблюдения.
- определять объект статистического наблюдения
Знать:
- цели и задачи статистического наблюдения;
- этапы статистического наблюдения;
- особенности составления программы статистического наблюдения;
- формы, методы и способы статистического наблюдения.




Содержание учебного материала
1.2.1 Статистическое наблюдение. Этапы его проведения
1.2.2 Особенности программы статистического наблюдения.
1.2.3 Формы, методы и способы статистического наблюдения.
2
2


Практические занятия не предусмотрено

2


Самостоятельная работа Творческое задание
- составить анкету статистического наблюдения для студентов по предложенным темам
2


ТЕМА 1.3.
Сводка и группировка статистических данных.
Уметь:
- определять принципы и задачи статистической сводки;
- группировать статистические данные по однородным группам;
Знать:
- цели и задачи сводки;
- типы группировок;
- классификация видов статистической сводки;
- принципы построения группировок;
- назначение формулы Стерджесса;
- статистические ряды распределения;
- виды рядов распределения:
- особенности построения рядов распределения при статистических данных;




Содержание учебного материала
1.3.1 Задачи сводки и ее содержание
1.3.2 Метод группировки.
1.3.3 Виды статистических группировок.
2
2


Практические занятия
ПЗ 1 Определение метода группировок в статистике.
ПЗ 2 Построение рядов распределения в статистике.
2
2



Самостоятельная работа
Аналитическая обработка материала: построить статистический ряд используя данные внеаудиторной .самостоятельной .работы темы 1.2
Работа с конспектами лекций при подготовке к контрольной работе.
5



Контрольная работа по разделу 1


1


РАЗДЕЛ 2 ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА.
24
15+9ср


ТЕМА 2.1.
Способы наглядного представления статистических данных.
Уметь:
- строить статистические графики;
- читать и анализировать статистические диаграммы;
- определять основные пространственные ориентиры на статистическом графике;
Знать:
- определение статистического графика;
- определение статистических диаграмм;
- классификацию видов статистического графика;
- назначение картограмм и картодиаграмм;
- элементы графика
- изображение статистических данных графически;
- определение графика по форме графического образа;




Содержание учебного материала
2.1.1 Статистический график. Его элементы.
2.1.2 Классификация видов графиков
2.1.3 Графические диаграммы.
2
2



Практические занятия
ПЗ 3 Графическое изображение статистических данных
2



Самостоятельная работа
- составить сообщение «Виды графиков»,
-Творческое задание: привести примеры использования статистических графиков в повседневной жизни. проанализировать виды графиков


5




ТЕМА 2.2.
Статистические показатели. Показатели вариации.
Уметь:
- вычислять относительные показатели;
- определить средний уровень изучаемого явления с помощью средних различных видов;
- оценивать степень вариации изучаемого признака путем расчета абсолютных и относительных показателей вариации;
- анализировать структуру вариационных радов распределения;
- рассчитать моду и медиану.
- рассчитывать относительные и абсолютные показатели вариации
Знать:
- значение и виды абсолютных и относительных показателей;
- взаимосвязи между абсолютными и относительными показателями;
- значение, виды и свойства средних величин;
- методы расчета средних показателей;
- понятие вариации и ее значение;
- аналитический и графический способы - определения структурных средних величин.
- виды абсолютных и относительных показателей вариации




Содержание учебного материала
2.2.1 Абсолютные статистические показатели.
2.2.2 Относительные показатели
2.2.3 Виды средних величин.
2.2.4 Показатели вариации.
2
2


Практические занятия
ПЗ 4 Расчет средних величин в статистике.
ПЗ 5 Определение показателей вариации

2
2



Самостоятельная работа
Решение задач на тему «Средние величины в статистике»
2


ТЕМА 2.3
Выборочное наблюдение в статистике.
Уметь:
- разработать программу и организованный план проведения выборочного наблюдения в соответствии с поставленными целями и задачами;
- характеризовать генеральную и выборочную совокупности;
- методы оценки результатов выборочного наблюдения.
Знать:
- значение и способы формирования выборочной совокупности;
- методы определения необходимого объема выборки;
- области применения выборочного наблюдения в экономических и социальных исследованиях.




Содержание учебного материала
2.3.1 Выборочное наблюдение. Виды отбора.
2.3.2 Генеральная и выборочная совокупность.
2.3.3 Ошибки выборки.
2.3.4 Распространение выборочного наблюдения на генеральную совокупность.
2
2


Практические занятия
ПЗ 6 Определение способов формирования выборочной совокупности
2




Самостоятельная работа
Аналитическая обработка материала : проведение опроса по темам, предложенным преподавателем и составление мониторинга среди студентов


3



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по разделу 2
1


РАЗДЕЛ 3 АНАЛИТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
33
21+12ср


ТЕМА 3.1
Ряды динамики в статистике.
Уметь:
- классифицировать ряды динамики;
- анализировать динамику изучаемых явлений;
- выявить и проанализировать основную тенденцию в рядах динами;
- укрупнять интервалы;
- рассчитывать индексы сезонности и строить сезонную волну.
Знать:
- понятия и составные элементы динамического ряда;
- методы анализа рядов динамики;
- компоненты ряда динамики;
- метод скользящей средней;
-методы аналитического выравнивания динамических рядов;
- о природе и методах изучения сезонных волн.




Содержание учебного материала
3.1.1. Динамические ряды и их виды.
3.1.2. Основные показатели анализа рядов динамики.
3.1.3. Сезонные колебания.
3.1.4. Индексы сезонных колебаний и сезонная волна
2
2


Практическое занятия
ПЗ 7 Определение методов анализа рядов динамики.
4



Самостоятельная работа:
Изучение нормативной и справочной литературы [4.112c,[5.45c.]: законспектировать определения:
- виды динамических рядов;
- сезонные колебания;
3


ТЕМА 3.2
Индексы в статистике.
Уметь:
- рассчитывать индивидуальные и общие индексы в статистике;
- осуществить анализ структурных сдвигов на основе индексного метода;
- произвести факторный анализ на основе индексного метода.
Знать:
- понятие и классификацию индексов;
- значение индексного метода;
- способы исчисления индексов;
- взаимосвязи между индексами.




Содержание учебного материала
3.2.1 Экономические индексы.
3.2.2 Индивидуальные и общие индексы.
3.2.3 Агрегатные индексы
4
2


Практические занятия
ПЗ 8 Расчет Индексов в статистике.
2



Самостоятельная работа
- Подготовить сообщение на тему «Оценка существенности связи»
2


ТЕМА 3.3 Статистический анализ структуры.
Уметь:
- рассчитать прирост и темп роста удельного веса;
- рассчитывать коэффициенты Джини и Лоренца;
- строить кривую концентрации.
Знать:
- понятие и виды структур;
- показатели структуры и структурных сдвигов;
-показатели сводной оценки структурных изменений во времени.




Содержание учебного материала
3.3.1 Структура. Виды структур: моментные и интервальные; фактические, перспективные, прогнозные, оптимальные, стандартные.
3.3.2 Абсолютный прирост удельного веса, темп роста удельного веса.
3.3.3 Концентрация. Централизация. Кривая концентрации (Лоренца).
2
2


Практические занятия - не предусмотрено




Самостоятельная работа
- Составить сообщение по теме «Методы анализа основной тенденции в рядах динамики».
2


ТЕМА 3.4.
Статистическое изучение связи между явлениями
Уметь:
- строить модели связи;
- решать уравнение регрессии;
- рассчитывать коэффициенты корреляции и регрессии.
Знать:
- о факторных и результативных признаках в статистике;
- о функциональной связи и стохастической зависимости;
- о количественных критериях оценки тесноты связи;
- о задачах корреляционно-регрессивного анализа;
- многофакторную регрессию;
методы оценки существенной связи




Содержание учебного материала
3.4.1 Причинно-следственные связи между явлениями.
3.4.2 Качественный анализ изучаемого явления. Построение модели связи. Интерпретация результатов.
3.4.3 Функциональная связь и стохастическая зависимость. Прямая и обратная связь; линейная и нелинейная связь.
3.4.4 Корреляция, и ее виды. Корреляционный анализ
2
2


Практические занятия не предусмотрены




Самостоятельная работа Творческое задание:
Построить модель связи между явлениями и анализ модели. по темам
Работа с конспектами лекций при подготовке к контрольной работе.
4



Контрольная работа по разделу 3
1


КУРСОВАЯ РАБОТА ( ПРОЕКТ)- не предусмотрен



ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ - не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) –
не предусмотрена



ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ: дифференцированный зачет
2





3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономики статистики, финансирования и кредитования».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя:

Технические средства обучения:
калькуляторы.

Инструменты:
указка;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник – М.: ИНФРА – М, 2011.
Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник – М.: ИНФРА – М, 2008
Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности / под ред. О.Э Башиной, А.А. Спирина – М.: Финансы и статистики, 2006.
Плошко В.Г., Елисеева И.И. История статистики – М.: Финансы и статистика, 2007.
Практикум по теории статистики / под ред. проф. Шмойловой – М.: Финансы и статистика, 2008.
Теория статистики: Учебник / под ред. проф. Р.А. Шмойловой – 3-е издание, перераб. – М.: Финансы и статистика, 2011 – 560 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Джини К. Средние величины – М.: Статистика, 2007.
Елисеева И.И., Лаптев В.И. Маркетинг средствами статистики – М.: ИНФРА – М, 2009.
Иващенко Г.А., Кильдишев Г.С., Шмойлова Р.А. Статистическое изучение основной тенденции и взаимосвязи в рядах динамики – Томск: Издательство Томского университета, 2009
Ковальский Г.В. Индексный метод в экономике – М.: Финансы и статистика, 2009.
Популярный экономико-статистический словарь – справочник / под ред. И.И. Елисеевой – М.: Финансы и статистика, 2011.
Торвей Ф. Индексы потребительских цен: Методология и руководство – М.: Финансы и статистика, 2010
Интернет-Ресурсы

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, устных и письменных опросов, тестирования , а также внеаудиторной самостоятельной работы.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы
контроля и оценки результатов обучения

УМЕНИЯ


У 1 использовать основные методы и приемы статистики для решения практических задач профессиональной деятельности;
Текущий контроль –устные опросы
экспертная оценка выполнения ПР 1
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1, 2,

У 2; собирать и регистрировать статистическую информацию;

Текущий контроль –устные опросы
экспертная оценка выполнения ПР 2
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1, 2, 3

У 3; проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;

Текущий контроль –устные опросы экспертная оценка выполнения ПР 3
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1, 3,

У4 выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы
Текущий контроль –устные опросы
экспертная оценка выполнения ПР 4,6
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1, 2, 3

ЗНАНИЯ


З1 предмет, метод и задачи статистики;


Текущий контроль –устные опросы .
экспертная оценка выполнения ПР 2,3,5
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1, 2

З2 принципы организации государственной статистики;
Текущий контроль –устные опросы .
экспертная оценка выполнения ПР 4
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 2, 3,

З3 современные тенденции развития статистического учета;

Текущий контроль –устные и тестовые опросы ,экспертная оценка выполнения ПР 4,5
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 2

З4 основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации
Текущий контроль –устные опросы .
экспертная оценка выполнения ПР 1,7
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 1, 2, 3

З5 основные формы и виды действующей статистической отчетности;

Текущий контроль – устный опрос
экспертная оценка выполнения ПР 6,7,8
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 3

З6 статистические наблюдения; сводки и группировки, способы наглядного представления статистических данных, статистические величины, абсолютные. средние показатели вариации, ряды динамики и распределения, индексы.
Текущий (оперативный) контроль –устные опросы ,экспертная оценка выполнения ПР 4
Рубежный контроль – экспертная оценка выполнения КР 2, 3,



Итоговая аттестация–в форме дифференцированного зачета

ПР - практическая работа
КР – контрольная работа








13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 815