Рабочая программа по дисциплине Статистика

Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум»







Рабочая программа учебной дисциплины

ОП.02 «Статистика»
по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям)















п. Венцы
2016 г.

Рассмотрена на заседании учебно-
методического объединения
преподавателей социально-экономического профиля
Протокол № «____» ___________2016 г.

Председатель _____________Г.А.Ермошина

Утверждена
решением педагогического совета
Протокол № 1 от «29 » августа 2016г.

Председатель __________В.А.Шайгородский


Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 «Статистика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 832, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 19 августа 2014 г, регистрационный № 33638, с учетом Профессионального стандарта «Бухгалтер», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 декабря 2014 года,№1061н, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 23 января 2015 г, регистрационный № 35697.


Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Венцы-Заря сельскохозяйственный техникум»

Разработчик:

Зинченко Н.Н преподаватель экономических дисциплин ГБПОУ КК ВЗСТ _________

Рецензенты:

Несынова Е.В.
преподаватель экономических дисциплин ГБПОУ КК ВЗСТ
Квалификация по диплому: Экономист-менеджер __________



Поповченко Т.А.
Главный бухгалтер ГБПОУ КК ВЗСТ
Квалификация по диплому: Экономист __________




Рукинова Т.К.
Главный бухгалтер ООО «Альпика» г.Гулькевичи
Квалификация по диплому:
Экономист по бухгалтерскому учету в сельском хозяйстве. __________




СОДЕРЖАНИЕ





ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации учебной дисциплины

12

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14






















ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. Статистика
1. 1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в обязательную часть профессионального цикла, относится к блоку общепрофессиональные дисциплины ОП.02. Статистика
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Цели дисциплины - овладение студентами способами организации и проведения статистического наблюдения, статистическими методами обработки и анализа статистических данных. Задачи дисциплины - раскрыть предмет и метод статистики как науки, задачи ее организации в современных экономических условиях;
помочь студентам овладеть основными приемами обработки статистических данных, приобрести навыки вычисления статистических показателей;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Собирать и регистрировать статистическую информацию;
Проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
Выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;
Осуществлять комплексный анализ изучаемых социально- экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
предмет, метод и задачи статистики;
общие основы статистической науки;
принципы организации государственной статистики;
современные тенденции развития статистического учёта;
основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления
информации;
основные формы и виды действующей статистической отчётности;
технику расчета статистических показателей, характеризующих
социально-экономические явления.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов; самостоятельной работы обучающегося 18 часов.


















2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
36

в том числе:


практические занятия
12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
18

Итоговая аттестация в форме экзамена


Тематический план и содержание учебной дисциплины «Статистика»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа студентов
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Введение в статистику

2


Тема 1.1. Предмет,
метод, задачи статистики и
принципы организации
государственной статистики в РФ
Предмет, метод и задачи статистики. История статистики, особенности статистической методологии, статистическая совокупность, статистические показатели, закон больших чисел, единицы статистической совокупности и вариация признаков, система государственной статистики в РФ. Иерархическая структура органов государственной статистики, функции органов государственной статистики. Современные технологии организации статистического учета, задачи и принципы организации государственного статистического учета. Основные формы и виды действующей статистической отчётности.























Самостоятельная работа студентов:
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы. Написание рефератов по истории статистики, по функциям органов государственной статистики, на основе средств массовой информации приготовить сообщение, характеризующее развитие промышленности, сельского хозяйства, науки, образования в регионе.
2


Раздел 2. Статистическое наблюдение

2


Тема 2.1. Этапы проведения и программно-методологические вопросы статистического наблюдения

Статистическое наблюдение и этапы его проведения. Цели и задачи статистического наблюдения. Программа статистического наблюдения. Объекты и единицы статистического наблюдения. Статистический формуляр. Статистический момент и срок (период) статистического наблюдения. Точность статистического наблюдения. Ошибки регистрации и ошибки репрезентативности. Арифметический и логический контроль качества информации.



Тема 2.2. Формы, виды и способы организации статистического наблюдения.
Виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов: непрерывное (текущее, периодическое и единовременное. Виды статистического наблюдения по охвату единиц совокупности: сплошное, выборочное, основного массива, монографическое. Непосредственное наблюдение. Документальный способ. Опрос и его виды: экспедиционный, саморегистрации, корреспондентский, анкетный явочный. Формы статистического наблюдения. Статистическая отчетность и ее виды. Специально организованное статистическое наблюдение. Перепись населения. Регистровая форма наблюдения.




Самостоятельная работа студентов: Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы. Разработка программно-методологических вопросов статистического наблюдения; придумать примеры на все виды статистического наблюдения; на способы проведения наблюдения; подготовка сообщений по данным сельскохозяйственной переписи, по данным переписи населения.
2


Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных.

6


Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки
Статистическая сводка. Виды сводки по глубине и форме обработки материала, технике выполнения. Программа статистической сводки. Результаты сводки.



Тема 3.2. Метод группировки в статистике
Группировка статистических данных. Группировочные признаки. Принцип оптимизации числа групп. Формула Стерджесса. Простые и сложные группировки. Факторные и результативные признаки. Перегруппировка статистических данных.



Тема 3.3. Ряды распределения в статистике
Ряд распределения. Атрибутивные и вариационные ряды распределения. Элементы вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения. Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма, кумулята, огива.




Практические занятия.1
Построение рядов распределения и их графическое изображение.




Самостоятельная работа студентов:
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Разработка программы сложной сводки по представленным первичным данным, определение величины равного интервала. Решение задач на группировку статистических данных, выполнение заданий на построение рядов распределения и их графическое изображение.
2


Раздел 4. Способы наглядного представления статистических данных

4



Статистические таблицы. Подлежащее и сказуемое статистической таблицы. Простые, групповые и комбинированные статистической таблицы. Простая и сложная разработка сказуемого статистической таблицы. Правила построения таблиц в статистике. Структурный и содержательный анализ статистической таблицы. Статистические графики. Элементы статистического графика: графический образ, поле графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликация графика. Виды графика по форме графического образа и способу построения.




Практические занятия.2 Построение различных видов статистических таблиц и изображение данных на графиках.




Самостоятельная работа студентов:
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: составление кроссвордов, по данной теме; решение задач на построение таблиц и графиков.
2


Раздел5.Статистические показатели

8


Тема 5.1. Абсолютные и относительные величины в статистике
Индивидуальные и сводные абсолютные показатели. Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей. Коэффициенты, проценты, промилле в статистике. Относительные показатели динамики. Планового задания, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения.



Тема 5.2. Средние величины в статистике
Степенные средние величины в статистике: средняя арифметическая, квадратическая, гармоническая. Правило мажорантности степенных средних в статистике. Расчет среднего показателя способом моментов. Взвешенные и невзвешенные (простые) средние степенные величины в статистике.



Тема 5.3.Показатели вариации в статистике
Вариация. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение. Способы расчета дисперсии. Относительные показатели вариации: коэффициенты ассиляции, вариации. Анализ структуры вариационных рядов распределения




Практические занятия 3
Расчет различных видов относительных величин.




Самостоятельная работа студентов:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Решение задач на анализ статистических данных с помощью относительных величин, на расчет среднего уровня изучаемого явления, на свойства средней арифметической, на расчет показателей вариации, на расчет структурных средних величин
2


Раздел 6. Ряды динамики в статистике

6


Тема 6.1. Виды и методы анализа рядов динамики
Ряды динамики. Виды рядов динамики: моментные и интервальные; абсолютных, относительных и средних величин; с равноотстоящими уровнями во времени; стационарные и нестационарные. Показатели изменения уровней рядов динамики: базисные, цепные и средние абсолютные приросты, коэффициенты и темпы роста.




Тема 6.2. Методы анализа основной тенденции (тренда) в рядах динамики, сезонных колебаний
Основные компоненты динамического ряда; основная тенденция (тренд); динамические (коньюктурные), сезонные и случайные колебания. Тренд. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики. Сезонные колебания, индексы сезонных колебаний и сезонная волна.




Практические занятия 4
Расчет показателей ряда динамики.






Самостоятельная работа студентов:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Решение задач на расчет показателей и средних показателей ряда динамики; на расчет индексов сезонности, на выявление основной тенденции ряда динамики различными способами.
2


Раздел 7. Индексы в статистике

4



Индексы. Классификация индексов в статистике по степени охвата явления, базе сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления, периоду исчисления. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс, Средние индексы. Индексы структурных сдвигов. Факторный анализ.




Практические занятия.5
Расчет общих индексов агрегатной формы.




Самостоятельная работа студентов:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Решение задач на расчет индивидуальных и общих индексов, факторный анализ; на расчет средних индексов, на расчет средних индексов переменного, постоянного состава, структурных сдвигов.
2


Раздел 8. Выборочное наблюдение в статистике

2


Тема 8.1. Способы формирования выборочной совокупности
Выборочное наблюдение. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор. Бесповторный и повторный отбор. Виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная. Малая выборка.



Тема 8.2. Методы оценки результатов выборочного наблюдения
Генеральная и выборочная совокупности. Полнота выборки. Ошибка выборочного наблюдения. Средняя и предельная ошибки выборки. Корректировка выборки. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность.




Практические занятия.6
Расчет ошибки выборки, генеральной совокупности












Самостоятельная работа студентов:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Разработать программу и организационный план проведения выборочного наблюдения в соответствии с поставленными целями и задачами, провести выборочное обследование, обработать и проанализировать результаты выборочного наблюдения.
Решение задач на расчет показателей генеральной совокупности, на расчет ошибок выборки.
2


Раздел 9. Статистическое изучение связи между явлениями

2


Тема 9.1. Методы изучения связи между явлениями Корреляционно-регрессионный анализ.
Причинно-следственные связи между явлениями. Качественный анализ изучаемого явления. Построение модели связи. Интерпретация результатов. Функциональная связь и стохастическая зависимость. Прямая и обратная связь. Линейные и нелинейные связи. Корреляция. Парная, частная и множественная корреляция. Корреляционный анализ. Коэффициенты корреляции.




Самостоятельная работа студентов:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Решение задач на расчет коэффициентов корреляции, регрессии, уравнение регрессии.
2



Всего
54


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).





3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета статистики.
Оборудование учебного кабинета: оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета 15 парт, 30 стульев.
Технические средства обучения: калькулятор, мультимедиапроектор с
лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
Закон РФ «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» от 13 мая 1992 г. № 2761-1 (ред. От 30.12.2001г.)
Положение о порядке ведения Государственного реестра предприятий. Утверждено Государственной налоговой службы РФ 12 апреля 1993 г., № ЮУ -4-12/65Н.
Башина О.Э. Общая теория статистики. Статистическая методология в коммерческой деятельности: учебник М., Финансы и статистика.2015.
Статистика: учебник для учреждений среднего профессионального
образования / Дуброва Т.А., Мхитарян B.C., Шмойлова Р.А., Минашкин В.Г.; Под ред. В.С.Мхитаряна. - 9-е изд. М.: Academia ( Академпресс), 2012 г. - 272 стр.; 21см - 2500 экз. - IS BN: 978-5-7695- 6703-2.
Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев Н.М. Общая теория статистики: учебник. М., ИНФРА – М, 2014.
Ефимова М.Р., Ганченко О.И., Петрова Е.В. Практикум по общей теории статистики: Учебное пособие – 2-е издание – М., Финансы и статистика. 2012.
Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: учебник /под редакцией И.И.Елисеевой. 5-е изд., перераб. И доп. М., Финансы и статистика, 2013
Методологические положения по статистике/Госкомстат России. М. Вып.1,1998; вып 2. 1998; вып.3. 2000; вып. 4. 2013.
В.Н.Салин, Э.Ю Чурилова, е.П.Шпаковская. Статистика: учебное пособие – М,: Кнорус, 2014
В.Н.Салин, Э.Ю Чурилова., Теория статистики для подготовки специалистов финансово-экономического профиля. М., Финансы и статистика,2012.
Практикум по теории статистики: учеб.пособие/Р.А.Шмойлова, В.Г.Минашкин, Н.А.Садовникова; под редак. Р.А.Шмойловой. 3-е издание., перераб. И доп. М.: Финансы и татистика, 2015
Харченко, Н.М. Статистика: учебник для студентов экономических колледжей / Н.М.Харченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2011. -368 е.; переплет- 2500 экз. - IS BN: 978-5-91131-822-2.

Дополнительная литература:

Журнал «Вопросы статистики»
Статистические ежегодники
Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Рябцев В.Н. Общая теория статистики. Учебник. М., «Инфа-М», 2012.
Гусаров В.М. Теория статистики. Учебное пособие. М., «Юнити», 2013.
Сиденко А.В. Статистика. Учебник-М, «Дело и Сервис», 2014.

Интернет-источники:


































КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1
2

Умения:


Собирать и регистрировать статистическую информацию
Внеаудиторная самостоятельная работа

Проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения
Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа

Выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы
Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа

Осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов с использованием средств вычислительной техники
Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, аудиторные проверочные работы

Знания:


Предмет, метод и задачи статистики;
Опрос, внеаудиторная самостоятельная работа

Общие основы статистической науки;
Опрос, внеаудиторная самостоятельная работа






Заголовок 115