Рабочая программа по дисциплине Статистика

мИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«Статистика»
специальности
120714 Земельно-имущественные отношения
Квалификация - Специалист по земельно-имущественным отношениям
(базовая подготовка)



















2014-2015


УТВЕРЖДЕНА
Зам. директора по УР ГБОУ СПО ПТТТиС
Н.В. Козырицкая

«28» августа 2014г.


РАССМОТРЕНА
Предметной цикловой комиссией
учетно-экономических и юридических
дисциплин
Протокол № 1
от «28» августа 2014 г.
Председатель комиссии
__________________ Т.К. Жидкова




Рабочая программа учебной дисциплины «Статистика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 120714 «Земельно-имущественные отношения», базовый уровень среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ N 693 от 23 июня 2010 г., зарегистрированного Министерством юстиции РФ 27 июля 2010 г. (рег. № 17985), и разъяснений по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденных Департаментом государственной политики и образования Министерства образования и науки РФ 27 августа 2009 года.

Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Пятигорский техникум торговли, технологий и сервиса»


Разработчик:

Иванова Мария Дмитриевна, преподаватель профессиональных дисциплин ГБОУ СПО ПТТТиС








СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С. 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С. 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С. 12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С. 13


































3
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Статистика»

Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Статистика» является частью основной профессиональной образовательной программы базовой подготовки в соответствии с ФГОС СПО по специальности 120714 «Земельно-имущественные отношения», входящей в укрупненной группы специальностей 120000 Геодезия и землеустройство.

1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Статистика» является общепрофессиональной и относится к профессиональному циклу дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Учебная дисциплина «Статистика» способствует формированию общих компетенций (ОК 1-5) и профессиональных компетенций (ПК 1.5, 2.4, 4.1, 4.5) специалиста по квалификации «Специалист по земельно-имущественным отношениям».

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- собирать и регистрировать статистическую информацию;
- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
- выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;
- осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в т.ч. с использованием средств вычислительной техники;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- предмет, метод и задачи статистики;
- общие основы статистической науки;
- принципы организации государственной статистики;
- современные тенденции развития статистического учета;
- основные способы сбора, обработки. Анализа и наглядного представления информации;
- основные формы и виды действующей статистической отчетности;
- технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.
4
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося – 51 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 34 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 17 часов.







































5
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем
часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
34

в том числе:


практические занятия
16

курсовая работа
-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
17

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа
17

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета в 4 семестре


























6
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Статистика»

Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем
часов
Уровень
освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Введение в статистику

4


Тема 1.1. Предмет. Метод, задачи статистики и принципы организации государственной статистики в РФ
Содержание учебного материала
4



1



Предмет и задачи статистики. История развития статистики. Особенности статистической методологии. Статистическая совокупность. Закон больших чисел. Статистические показатели. Система государственной статистики в РФ. Задачи и принципы организации государственного статистического учета. Иерархическая структура органов государственной статистики. Современные тенденции развития статистического учета.

2



1




Самостоятельная работа обучающихся
2
3


Реферат «Функции органов государственной статистики».
Найти необходимую информацию по вопросу «Развитие промышленности, сельского хозяйства, науки, образования в Ставропольском крае» и составить конспект.



Раздел 2. Статистическое наблюдение

4


Тема 2.1. Этапы проведения, формы, виды и способы организации статистического наблюдения
Содержание учебного материала
4



1


2
Статистическое наблюдение и этапы его проведения. Цели и задачи статистического наблюдения. Объекты и единицы статистического наблюдения. Точность статистического наблюдения.
Виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов: непрерывное (текущее), периодическое и единовременное. Виды статистического наблюдения по охвату единиц совокупности: сплошное, выборочное, основного массива, монографическое. Формы статистического наблюдения.
1


1
1


1




7


Самостоятельная работа обучающихся
2
3


Разработка программно-методологических вопросов статистического наблюдения.
Найти необходимую информацию по вопросу «Перепись населения» и составить доклад.



Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных

12


Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки. Методы группировки в статистике
Содержание учебного материала
4



1


2
Статистическая сводка. Виды сводки по глубине и форме обработки материала, технике выполнения. Программа статистической сводки. Результаты сводки.
Группировка статистических данных. Группировочные признаки. Принцип оптимизации чисел. Формула Стерджесса. Простые и сложные группировки.
1


1
2


2


Самостоятельная работа обучающихся
2



Работа с тестовыми заданиями по теме 3.1.
Выполнение практического задания на построение рядов распределения и их графическое изображение.

3

Тема 3.2. Способы наглядного представления статистических данных
Содержание учебного материала
8



1
Статистические таблицы. Подлежащее и сказуемое статистической таблицы. Правила построения таблиц в статистике. Статистические графики.
2
1


Практические занятия
4

2


№ 1. Группировка статистических данных в соответствии с поставленными задачами. Построение рядов распределения и их графическое изображение.




№ 2. Построение различных видов статистических таблиц и изображение статистических данных на графиках.




Самостоятельная работа обучающихся
2
3


Составить кроссворд по теме 3.3.
Выполнение практических заданий на составление таблиц и построение графиков.



Раздел 4. Статистические показатели

13





8
Тема 4.1. Абсолютные и относительные величины в статистике.
Содержание учебного материала
5



1



Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей. Коэффициенты, проценты. Относительные показатели динамики, планового задания, выполнения плана, структуры, интенсивности и сравнения.
2


1





Практические занятия
2
2


№ 3. Расчет различных видов относительных величин.




Самостоятельная работа обучающихся
1
3


Решение задач на анализ статистических данных с помощью относительных величин.
Выполнение тестовых заданий по теме 4.1.



Тема 4.2. Средние величины и показатели вариации
Содержание учебного материала
8



1


2
Средняя арифметическая, средняя арифметическая взвешенная величины. Средняя гармоническая величина. Средняя хронологическая. Структурные средние величины. Мода и медиана в статистике.
Вариация. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение. Способы расчета дисперсии. Коэффициент вариации.
1


1

1


1


Практические занятия
4

2


№ 4. Расчет средних величин.




№ 5. Расчет абсолютных и относительных показателей вариации.




Самостоятельная работа обучающихся
2
3


Решение задач на расчет среднего уровня изучаемого явления, на расчет показателей вариации с использованием программы MS Excel.
Выполнение тестовых заданий по теме 4.2.



Раздел 5. Ряды динамики в статистике

6


Тема 5.1. Виды и методы анализа рядов динамики сезонных колебаний
Содержание учебного материала
6



1



2
Ряды динамики. Виды рядов динамики: моментные и интервальные; абсолютных, относительных и средних величин; стационарные и нестационарные.
Показатели изменения уровней рядов динамики: базисные, цепные и средние абсолютные приросты, коэффициенты и темпы роста (прироста).
Сезонные колебания. Индексы сезонных колебаний и сезонная волна.
1



1
1



1


9

Практические занятия
2
2


№ 6. Расчет показателей ряда динамики.




Самостоятельная работа обучающихся
2
3


Решение задач на расчет показателей и средних величин ряда динамики. Выполнение практических заданий на выявление основной тенденции ряда динамики различными способами.



Раздел 6. Индексы в статистике

5


Тема 6.1. Индексы, классификация индексов в статистике
Содержание учебного материала
5



1
Индексы. Классификация индексов в статистике: по степени охвату явления, базе сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления, периоду исчисления. Факторный анализ.
2
1


Практические занятия
2
2


№ 7. Расчет общих, средних индексов и индексов структурных сдвигов.




Самостоятельная работа обучающихся
1
3


Решение задач на расчет индивидуальных и общих индексов.
Выполнение тестовых заданий по теме 6.1.



Раздел 7. Выборочное наблюдение в статистике

7


Тема 7.1. Способы формирования выборочной совокупности
Содержание учебного материала
7



1
Выборочное наблюдение. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор. Виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная. Малая выборка в статистике. Генеральная и выборочные совокупности. Полнота выборки. Ошибки выборочного наблюдения.
2

1


Практические занятия
2
2


№ 8. Расчет ошибки выборки, генеральной совокупности.




Самостоятельная работа обучающихся
3
3


Разработать программу и организационный план проведения выборочного наблюдения в соответствии с поставленными целями и задачами, провести выборочное обследование, обработать и проанализировать результаты выборочного наблюдения.




Всего
51



10
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).






















11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины проводится в учебном кабинете «Статистика».

Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия: раздаточный дидактический материал;
- презентации в программе MS Power Point по разделам программы учебной дисциплины.

Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением MS Windows XP, MS Office;
- проектор Acer Projector;
- калькуляторы.

Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Закон РФ от 13.05.1992г. № 2761-I «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности».
Федеральный закон РФ от 25.01.2002г. № 8-ФЗ «О всероссийской переписи населения».
Замедлина Е.А. Статистика: Учеб.пособие. – М.: Изд-во РОИР, 2006.
Сергеева И.И., Чекулина Т.А., Тимофеева С.А. Статистика: Учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Дополнительные источники:
Сизова Т.М. Статистика: Учеб.пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2005.
Октябрьский П.Я. Статистика: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
Шмойлова Р.А. Практикум по теории статистики. – М.: Финансы и статистика, 2009.
Интернет-ресурсы:
Специализированная интернет-библиотека электронных книг elibrus: http://elibrus.lgb.ru/
Электронная библиотека Куб: http://www.koob.ru/

12
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1
2

Умения


- собирать и регистрировать статистическую информацию
Устный опрос. Тестирование.

- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
Экспертная оценка выполнения практических заданий №№ 1-2

- выполнять расчеты статистических показателей и формулировать основные выводы;
Экспертная оценка выполнения практических заданий №№ 3-7
Аудиторные проверочные работы.

- осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов с использованием средств вычислительной техники;
Письменный опрос. Экспертная оценка выполнения практических заданий №№ 7-8.

Знания


- предмет, метод и задачи статистики;
Устный опрос

- общие основы статистической науки;
Устный опрос

- принципы организации государственной статистики;
Устный опрос

- современные тенденции развития статистического учета;
Устный опрос

- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
Тестирование.
Контроль знаний по карточкам-заданиям.

- основные формы и виды действующей статистической отчетности;
Устный опрос

- технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.
Устный опрос.
Контроль знаний по карточкам-заданиям.
Тестирование.








13








13PAGE 15


13PAGE 15






15