Статья Компетентностно — ориентированные задания на уроках биологии

Компетентностно - ориентированные задания на уроках биологии.
Сабитов Р.Ш.,
учитель биологии первой квалификационной категории
МБОУ «Староромашкинская средняя общеобразовательная школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Невозможно представить современную систему образования без кропотливой работы по изучению, освоению и внедрению современных образовательных технологий.
Наиболее актуальными в работе учителя биологии являются проблемы внедрения в практику современных образовательных технологий, направленных на реализацию задач формирования ключевых компетентностей обучающихся.
Уже сегодня стало понятно, что обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые, в свою очередь, подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
На мой взгляд, необходимо уделить внимание, начиная работу по новым ФГОСам это: целеполагание, организация усвоения новых знаний и способов действий, рефлексия.
На уроке ученик находится в сотрудничестве с учителем, поддерживает диалог с учащимися в процессе поиска знаний. В ходе урока создаются условия благоприятного эмоционального фона, где учитель является организатором самостоятельной деятельности учащихся. Этапы компетентностно–ориентированной модели образовательного процесса отражают деятельность учащегося – осознание, самореализацию и рефлексию.
Использование компетентностно – ориентированных задач различных типов в процессе учебного процесса дает возможность ученику на доступном для него уровне не только качественно усваивать готовые знания, но и активно, самостоятельно участвовать в образовательном процессе. При этом учитель, используя компетентностно - ориентированные задачи, имеет возможность воплощать в жизнь системно – деятельностный поход, формируя познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия, ведь акцент на уроке делается на деятельность учеников, и добывании новых знаний с применением имеющихся в новых, важных для жизни ситуациях. Уроки с использованием компетентностно – ориентированных задач, построенные на взаимодействии школьников между собой и учителем, становятся динамичными, интересными и очень полезными для всех участников образовательного процесса, а значит и современными, системно – деятельностными, актуальными.
Признаки компетентностно - ориентированного задания:
- имитация жизненной ситуации;
- обучающий характер, адаптация к возрастному уровню учащихся;
- выход за рамки одной образовательной области;
- наличие заметно большего, по сравнению с обычными учебными задачами, набора данных, среди которых могут быть и лишнее;
-часть необходимых данных отсутствует; предполагается, что учащиеся должны самостоятельно найти их в справочной литературе.
При выполнении заданий предлагаю опорный конспект по ключевой теме, чтобы учащиеся шли от известного образца к самостоятельному пополнению знания.
Примеры заданий:
9 класс, урок "Экологическая сукцессия".
Постройте прогноз развития вторичной сукцессии леса после пожара.
Опорный конспект:
Сукцессии в природе имеют различные масштабы. Иерархичность в организации сообществ проявляется и в иерархичности сукцессионных процессов: более крупные преобразования экосистем складываются из более мелких. Даже в стабильных экосистемах с хорошо отрегулированным круговоротом веществ постоянно осуществляется множество локальных сукцессионных смен, поддерживающих сложную внутреннюю структуру сообществ.
Выделяют два основных типа сукцессий: 1) с участием как автотрофного, так и гетеротрофного населения; 2) с участием лишь гетеротрофов.
Сукцессии со сменой растительности могут быть первичными; они начинаются на лишенных жизни местах, и вторичными восстановительными. В настоящее время практически вся доступная жизни поверхность суши занята различными сообществами и поэтому возникновение свободных от живых существ участков имеет локальный характер.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

8 класс, урок «Состав и функции крови»
У человека постоянная слабость, быстрая утомляемость даже при незначительной физической и умственной нагрузке, бледная кожа, шум в ушах, мелькание «мушек» перед глазами, потеря аппетита, нарушение вкуса. Однако только анализ крови может точно показать, что человек страдает только этим заболеванием.
Вопросы:
1. Что это за заболевание?
2. Каковы возможные причины этого заболевания?
3. Предложите способы профилактики этой болезни.
Опорный конспект:
Кровь – это биологическая жидкость, которая доставляет всем клеткам организма кислород, питательные и защитные вещества, а также выводит углекислый газ, продукты обмена и токсические соединения. Единственным веществом в крови, переносящим кислород, является гемоглобин. Гемоглобин входит в состав эритроцитов. Многие заболевания крови связаны с нарушением строения гемоглобина. Для образования полноценного гемоглобина, необходимо железо, которое поступает в организм с пищей. При недостатке железа происходит уменьшение уровня гемоглобина, а значит, к клеткам организма поступает мало кислорода. Возникает железодефицитная анемия или малокровие, последствия которой очень опасны. Организм человека постоянно расходует железо. Единственным источником поступления железа является пища. Рацион человека должен включать продукты питания, богатые железом. Аскорбиновая кислота способствует усвоению железа. А кофе и все виды чая этому препятствуют, поэтому пить чай рекомендуется не ранее, чем через 30 - 40 минут после еды.
Большую роль в формировании компетенций играют организация и обеспечение самостоятельной работы учащихся. Усиление роли самостоятельной работы означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в школе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у учащихся способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний. Поэтому, на наш взгляд, необходимо перевести ученика из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего формулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Поэтому необходимо признать, что самостоятельная работа является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи. А это и есть компетентностно-ориентированные задания.

Литературы

Блинова В.И. ,Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. М: АРКТИ, 2007.
Демидова М. Компетентностно - ориентированные задания в научно - естественном образовании. Народное образование. - 2008. № 4
Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании//Завуч.-2008.-№ 1.








13PAGE \* MERGEFORMAT14215




Oђ Заголовок 115