Компетентностно — ориентированные задания по биологии


Компетентностно – ориентированные задания по биологии
Раздел – Закономерности полного доминирования. 9 класс
Компетентность: Коммуникативная. Информационная.
Аспект продуктивная групповая коммуникация - Фиксируют итоговый продукт (результат) коммуникации и могут объяснить, за счет каких промежуточных результатов он был получен. Уровень 2.
Аспект: Извлечение первичной информации.- Воспринимает требуемое содержание фактической/оценочной информации, извлекая необходимую фактическую информацию, определяя причинно-следственные связи. Уровень 2.
1. Введение в проблему: Ольге очень нравятся голубые глаза, но она, ее родители и родственники всегда имели только карие глаза. Поэтому она решила, во что бы то ни стало выйти замуж за голубоглазого мужчину, чтобы у ее ребенка были голубые глаза. Выполнима ли мечта девушки?
Стимул: Если вы учтете, что голубой цвет глаз определяется рецессивным геном, то возможно объясните Ольге, поможет ли брак с голубоглазым мужчиной осуществить ее мечту.
Задачная формулировка: Выполнима ли мечта девушки? Определите возможность (%) рождения у Ольги голубоглазого ребенка в браке с голубоглазым мужчиной.
Закономерности наследования групп крови - 9 класс
2.Введение в проблему: По статистическим данным известно, что 10% мужчин воспитывают не своих детей, живя в браке и думая, что это их дети.
Определение отцовства по группе крови на сегодняшний день довольно распространенное явление. Так как в современной медицине наиболее часто используется система АВО, то именно ее и используют для определения отцовства. Данная процедура позволяет определить родство человека с высокой точностью.
Женщина 4 группы крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имевшего 1 группу крови, утверждая, что он отец ее ребенка. У ребенка 1 группа крови. Вы разбираете данное заявление и должны предоставить суду полную информацию. Предположите, какое решение вынесет суд?
Стимул: Знание закономерностей наследования группы крови поможет подготовить полную информацию по данному иску.
Задачная формулировка: Предположите, какое решение вынесет суд? Дайте обоснование этого решения.

3. Тема урока: Анализаторы /8 класс/
Характеристика задания
Компетентность разрешения проблемы
Аспект: Идентификация (определение) проблемы
Уровень III - Самостоятельно анализирует реальную (жизненную) ситуацию, выявляет и формулирует проблему.
Компетентность информационная
Аспект: извлечение первичной информации
Уровень II - Извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы.
Введение в проблему: 1.Иван-царевич слез с коня,
припал ухом к сырой земле и говорит: «Слышу я конский топот». Ваш младший брат, слушая сказку, которую вы ему рассказывали, спрашивает: Как Иван – царевич услышал, что погоня уже близко?
2. В литературе есть сведения о том, что выдающийся композитор Л.Бетховен сочинил “Лунную сонату” будучи частично глухим. Говорят, он брал в зубы палочку и плотно прижимал ее к деке рояля.
3.
Стимул. Анализ приведенной информации поможет ответить на вопрос младшего брата и объяснить механизм восприятия звука.
Задачная формулировка: Сопоставьте приведенные факты, рассмотрите рисунок, выполните задание и ответьте на вопросы.
Задание: Закройте уши бирушами и попробуйте услышать постукивание по поверхности стола так, как слушал Бетховен.
Вопросы:
1.Возможно, ли то, что Иван –царевич и Л.Бетховен могли так что –либо услышать?
2. Какой компонент слухового анализатора в данной ситуации в таком случае будет способствовать восприятию звука? Дайте пояснение.
Тема: Анализаторы. Слуховой анализатор (8кл)
Характеристика задания
Компетентность : коммуникативная, информационная
Аспект: Публичное выступление, извлечение первичной информации
Уровень II: определяет содержание и жанр в соответствии с заданной целевой аудиторией и целью коммуникации….
Уровень I Воспринимает содержание в результате прочтения……
Стимул: Вы готовите выступление на тему «Причины нарушений органа слуха».
Задание: Приведите несколько причин, по которым вы рекомендовали бы вашим одноклассникам не пользоваться постоянно наушниками, какими современными и комфортными они не были бы.