Компетентностно-ориентированные задания по математике в 5-6 классах

Ковалева Н.А.
учитель математики

Компетентностно-ориентированные задания по математике в 5-6 классах
как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся

Современному обществу нужны выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 04.02. 2010 г. пр -271). А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, компетенций и компетентностей, более соответствующих пониманию современных целей образования. Введение этих понятий в практику школы потребовало изменения содержания и методов образования, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся к окончанию образования и при изучении отдельных предметов. 
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Для разделения общего и индивидуального необходимо развести понятия «компетенция» и «компетентность». Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Образовательные компетентности:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

С позиции компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей: информационной, самоорганизационной, коммуникативной. А какое содержание прячется за каждой из перечисленных компетентностей?
Обработка и классификация информации по заданному основанию - информационная компетентность;
Планирование деятельности и строгое выполнение алгоритма - самоорганизационная компетентность (разрешение проблем);
Написание текста заданной структуры и умение ответить на вопросы слушателей при выступлении, коллективные дела - коммуникативная компетентность.
Учебный процесс должен строиться на заданиях разных видов, каждый из которых предназначен для реализации конкретных целей.
Рассмотрим некоторые их виды и цели использования:
Учебное задание, цель – осознание учебных задач, освоение предметного содержания.
Текстовая задача, цель – формирование обобщающих умений и освоение предметного содержания.
Проблемная задача, цель – общее развитие: интеллект, воля, эмоции, творчество.
Практическое задание, цель – формирование предметных знаний и умений на познавательном материале.
Компетентностно-ориентированное задание, цель – формирование умений действовать в социально-значимой ситуации.
Если компетентность - это умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни, то компетентностно-ориентированное задание предназначено для реализации данной цели.
Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.
Поэтому, для формирования перечисленных выше компетентностей на уроках математики уместно использовать компетентностно-ориентированные задания. Эти задания легко узнаваемы:
Во-первых, это деятельностные задания, которые моделируют жизненную ситуацию.
Во–вторых, они строятся на актуальном для обучающихся материале.
В–третьих, данные задания имеют четкую структуру:
















13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Алгоритм конструирования компетентностно - ориентированных заданий следующий:
Определение аспектов компетентности, подлежащих формированию, оценке;
Формулирование задачной формулировки на основе выбранного аспекта;
Поиск источников, позволяющих реализовать планируемую деятельность;
Формулирование стимула;
Создание ключей, модельных ответов, шкал.

Приведем примеры компетентностно-ориентированных заданий, используемых на уроках математики в 5-ом классе.
Пример 1.
Тема «Решение задач с помощью уравнений».
Ключевая компетентность: компетентность разрешения проблем (самоорганизационная).
Аспект: идентификация (определение) проблемы.
Текст задания:
Вы – диспетчер автопарка, сдаете экзамен на профпригодность. Бегло прочитайте текст задачи. Какой информации не хватает для ее решения? «Из двух пунктов А и В навстречу друг другу выехали грузовая и легковая машины. В пункте С они встретились. Скорость легковой машины на 20 км/ч больше скорости грузовой. Найдите скорости обеих машин, если расстояние между пунктами 200 км».
Подчеркните правильный ответ:
Скорость грузовой автомашины.
Скорость легковой автомашины.
Время, которое была в пути каждая машина.
Место встречи грузовой и легковой машин.
Инструмент проверки: ключ
1 балл - ответ3
0 баллов - другие ответы
Часто сталкиваемся с проблемой, когда ученик, прочитав условие задачи, не может ответить на вопрос, что от него требуется. Все акценты по тексту задачи вынужден расставлять учитель. Приведенные выше задания приучают школьников критически относиться к формулировке задачи, позволяют моделировать жизненные ситуации, требуют внимания и логических рассуждений.
Пример 2.
Тема «Натуральные числа».
Ключевая компетентность - информационная.
Аспект: первичная обработка информации.
Текст задания:
Вы работаете диспетчером на станции «Скорая помощь». По вызову Вам необходимо отправить машину в пункт Д. По данной схеме Выберите наиболее короткий маршрут движения машины скорой помощи от станции «Скорая помощь» (А) до пункта Д.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Подчеркните правильный ответ:
АКД;
АСД;
АЕД.
Инструмент проверки: ключ
1балл - ответ2
0 баллов - другие ответы
Данные задачи позволяют систематизировать извлеченную информацию и переводить ее с графического представления в текстовое и наоборот, развивают образное мышление школьников, умение работать с моделью..
Пример 3.
Тема «Проценты».
Ключевая компетентность – коммуникативная, информационная.
Аспект: письменная коммуникация, первичная обработка информации.
Текст задания:
Вы являетесь директором школы. По запросу управления образования необходимо подготовить отчет итогов учебного года по форме:
% обучающихся, имеющих оценку «5»-
% обучающихся, имеющих оценки «4» и «5» -
% обучающихся имеющих оценку «3» -
% обучающихся, имеющих оценку «2» -
Источник информации (таблица):

Количество обучающихся в школе
(чел.)
«5»
(чел.)
«4» и «5»
(чел.)
«3»
(чел.)

720
36
288
360


Инструмент проверки: (модельный ответ)
% обучающихся, имеющих оценку «5» - 5%;
% обучающихся, имеющих оценки «4» и «5» - 40%;
% обучающихся имеющих оценку «3» - 50%;
% обучающихся, имеющих оценку «2» - 5%.
1балл - ответ соответствует модельному
0 баллов - другие ответы
Актуальность коммуникативной компетенции обусловлена невысоким уровнем обучающихся составлять письменное сообщение заданной структуры, а подобные задачи способствуют развитию умения составлять письменный документ в соответствии с целю коммуникации.
Итак, формирование ключевых компетентностей на уроках математики в основной школе занимает особое место. Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по математике и способности их применения на практике. Опыт показывает, что использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики способствует осознанию обучающимися роли математики в современном мире, применению математических знаний для решения проблем, оцениванию нового опыта, контролю эффективности собственных действий.

Литература
Виленкин, Н.Я. и др. Математика [Текст]/ Н.Я. Виленкин : Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений – М.: Издательство «Мнемозина», 2008.
Иванов, Д.А., Митрофанов, К.Г., Соколова, О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие [Текст]/ Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова,.-М.: АПКиППРО, 2005.101 с.
Компетентностный подход // Школьные технологии №1, 2005 год, с.7
Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Текст]/ А.В. Хуторской // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля.





Ключевые (реализуемые на общем для всех предметов содержании)

Общепредметные (реализуемые на содержании, образовательной области)

Предметные (формируемые в рамках отдельных предметов)

Задает деятельность

Мотивирует на выполнение


Стимул

Источник

Задачная формулировка

Инструмент проверки

Структура компетенотностно-ориентированного задания

Содержит необходимую информацию

Определяет критерии оценивания


С

А

Д

153

37

48

96

Е

К

51

84