Урок Древнехристианская книжность на Руси. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»


Предмет: литература Класс: 5а,б,в Дата: 29.09 Тип урока: комбинированный
Технологическая карта
Тема
Древнехристианская книжность на Руси. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Цели:

Образовательная: знать историю развития древнерусской литературы, древнехристианской книжности, представление о древнерусской литературе; познакомить с созданием и основной мыслью повести «Подвиг отрока»
Развивающая: совершенствовать навыки осознанного и выразительного чтения художественных произведений; совершенствовать умение анализировать художественное произведение; развивать умение формулировать тему произведения, делать выводы по прочитанному; обучать составлению цитатного плана;развивать у учащихся интерес к литературе, формировать эстетический вкус, развивать творческие способности; развивать устную речь учащихся.
Воспитывающая: воспитание уважения к истокам культуры своего народа, интереса к древнерусской литературе, истории русского народа, воспитывать чувство гордости за славное историческое прошлое России

Оборудование
Т,У

Этап урока, цель
Задания для учащихся,
Деятельность
учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты УУД

I. Самоопределение к деятельности
Цель.
знать и понимать цели и задачи
Работа над формулировкой темы:
- Что для этого надо знать?
- Что должны уметь? Что для этого надо изучить?
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Озвучивает тему и цель урока.
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Слушают, пытаются участвовать в объяснении ситуации затруднения и формулировке проблемы урока. Составляют план и последовательность действий
Учащиеся определяют цель урока для себя

II. Проверка д/з
Цель. Контроль результата усвоения
вопросы
задает
отвечают
Проверка и закрепление полученных знаний

III. Формулирование темы урока, постановка цели
Цель.
расширить кругозор детей
Вопросы.
Что мы знаем о древнерусской литературе?
Какова история развития древнерусской литературы?
А какими были книги в то время?
Выдвигает проблему.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Участвуют в организованной учителем совместной деятельности, отвечают на мини-вопросы учителя
Выбирают наиболее эффективные способы решения поставленной задачи в зависимости от конкретных условий
Составляют план и последовательность действий
Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать
недостающую информацию

IV. Изучение нового
Цель.
Осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий
Вопросы.
Какой подвиг совершил отрок-киевлянин?
В чем заключалась хитрость воеводы Претича?
Что помогло отроку справиться с заданием воеводы?
Какие черты характера вы увидели в отроке? (Смелость, бесстрашие, ум, желание защитить свой город.)
Какая тема пронизывает это произведение? (Любовь к Родине – вот основная  тема  повести.  Все  герои  сплотились,  все  преследуют  одну цель – прогнать врага с родной земли. Не имея возможности победить врага силой, жители применили такое оружие, как хитрость. После чего их действия увенчались успехом.)

Работа над репродукцией картины А.Иванова «Подвиг молодого киевлянина»
Что изобразил художник на ближнем и дальнем планах картины; какие чувства отразились на лице юноши; почему он так стремителен
Вступительное слово.
Спрашивает.
Просит прочитать
Размышляют, приводят примеры.
Читают отрывки. Отвечают на вопросы.













Учащиеся отмечают, что изобразил художник на ближнем и дальнем планах картины; какие чувства отразились на лице юноши; почему он так стремителен; высказывают мнение о картине (нравится или не нравится).
Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Умеют
с помощью вопросов добывать недостающую информацию

V. Закрепление нового
Цель.
>°побуждать к чтению, саморазвитию, самообразованию.
Составить цитатный план

Поясняет, как правильно составлять цитатный план
Составляют цитатный план (тетради)
Осуществляют контроль своей деятельности

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель.
воспитывать уважение к древнерусской литературе, языку древнерусской литературы
Наблюдение над языком повествования.

Просит выписать устаревшие (трудные слова), пояснить их значение.
Выписывают устаревшие (трудные слова), поясняют их значение.

Определяют свою степень овладения материалом

VII. Рефлексия
Цель.
Применение способов д-вий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса
Игра «Знаю - не знаю»
Чтение отрывка из книги «Земля родная» Д. С. Лихачева – «Прошлое должно служить современности!»

Побуждает к высказыванию своего мнения.Просит прочитать
Высказывают свое мнение.
Читают.

развивали устную речь, умение слушать других, знакомились с летописью, развивали память, артистические способности.

VIII. Д/З
Определяем дальнейшие цели по данной теме, записываем д/з.
Дает: комментарий к домашнему заданию;
Запись д/з стр. 51, вопросы 1-3




ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
В Х веке на Русь приходит новая вера – христианство. (Из предыдущих уроков  учащиеся  помнят, что до этого времени (988 г. н. э.) существовало язычество.) В связи с этим возникает необходимость в широком насаждении веры, и книги могут помочь в этом.
Прежде  всего  князь  Владимир приглашает в Россию ученых-филологов из Болгарии – братьев Кирилла и Мефодия. Они создают новую азбуку, которая и теперь используется нами и называется «кириллицей». С ее помощью письмо стало проще, доступнее. Старославянская письменность угасает.
С появлением новой, более легкой письменности, растет количество образованных людей.
Так, книга сыграла громадную роль в насаждении, а затем укреплении христианства на Руси. Сначала все книги были переводными, привозили их из Византии, Болгарии. Но уже в XI в. появляются сочинения древнерусских  писателей,  например, «Слово о Законе и Благодати» Илариона, летописи (жанр, свойственный только Руси), «Повесть временных лет» – XII в., различные «Жития»
Заканчивается период древнерусской литературы в XVII в.
«Повесть временных лет» – первый памятник литературы, дошедший до наших дней. Что значит «временных»? Минувших, давно прошедших. В это произведение включены легенды, предания. В них нашли отражение такие темы, как национально-патриотическая, борьбы княжеств за объединение и другие.
Повесть «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», вошедший в «Повесть временных лет», повествует о событиях, произошедших «В лето 6476 г.» (968 г.), о захвате русских земель печенегами.
СОСТАВЛЕНИЕ ЦИТАТНОГО ПЛАНА.
План (примерный)
1. «Пришли печенеги на Русскую землю, а Святослав был в Переяславце»
2. «затворилась Ольга в Киеве со внуками»
3. «Осадили печенеги город»
4. «Стали тужить люди искать, кто бы мог перейти на ту сторону»
5. «Вышел отрок с уздечкой».
6. «Сообщил о беде дружине».
7. «Дружина приблизилась к городу. Печенеги подумали, что пришел сам князь, и побежали от города».
8. Хитрость Претича.
9. «И подали они друг другу руки» (Претич и печенежский князь.)
10. «послали киевляне к Святославу»
11. «Святослав сел на коня и пришел в Киев с дружиною прогнал печенегов и был мир»

mђ Заголовок 215