Праздник русской берёзки Нет дерева сердцу милей…






Праздник русской берёзки

«Нет дерева сердцу милей»




















Цель: развитие чувства прекрасного, понятия Родины, бережного отношения к природе, развитие творческих способностей учащихся; показать детям на примере березы красоту и ценность природы для человека, необходимость заботливого к ней отношения.(


Действующие лица:
Хозяин и Хозяйка дома; Чтецы.
Оформление:
Репродукции картин русских художников; композиции из природного материала; изделия из бересты; книжная выставка "Невеста русского леса".
ЧТЕЦ:
Чуть солнце пригрело откосы
И стало, в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве
кружевной
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд ее легкий чудесен.
Нет дерева сердцу милей.
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Он делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется в шуме березы
Есть русская наша душа.
В. А. Рождественский. Березка.

ХОЗЯИН:
Березы, березы!.. Вы давно бескорыстно и надежно
дружите с людьми. В глубокой древности вы пришли в их жилища, в далекие времена были для них источником света и тепла. Во многих сказках герой отправляется за тридевять земель, в тридесятое царство искать чудо чудное, диво дивное. А ведь чудес и здесь полным-полно! Вот одно из них. Рядом с домом, или у дороги, или в поле где только не растет красавица береза! Она и в самом деле дерево удивительное! Можно весь свет обойти нигде такого растения не встретишь. У нее единственной в мире белая кора. Разве не чудо?..

ХОЗЯЙКА: Древние славяне почитали березу священным деревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. В христианские времена береза была связана с весенними церковными праздниками. С приходом теплых дней, в четверг на седьмой неделе после Пасхи, отмечался девичий праздник Семик, а в воскресенье праздновалась Троица. В эти радостные
дни береза была окружена всеобщим вниманием. Девушки украшали березу лентами, водили вокруг нее хороводы, пели песни, плели венки и гадали.

(Девочки исполняют несколько отрывков из троицких песен.)
Радуйся, белая березка.
Идут к тебе девки красные.
Девки красные, косы русые.
Несут тебе песню звонкую.
Песню звонкую, ленты пестрые!
Береза, березонька.
Завивайся, кудрявая!
К тебе девушки пришли,
Тебе ленты принесли!
УЖ мы, девушки, дело сделали,
уж мы белую березоньку завили,
уж мы первый веночек
за батюшку,
А второй веночек за матушку,
УЖ мы третий веночек
за саму себя.

ХОЗЯИН: Береза не только участвовала в праздниках. С ней крестьяне-земледельцы связывали немало примет. Лопаются сережки у березки время сеять хлеб. Овес сей, когда береза распускается. Весной березовый сок невкусен хлеб уродится на славу.
Хотите узнать, какое будет лето? Присмотритесь к березам. Если весною береза перед ольхою лист распустит, то лето будет сухое, если ольха наперед мокрое. Из березы течет много сока к дождливому лету.
О том, какой будет весна, березы рассказывают осенью. Листья начинают желтеть с верхушки ждите ранней весны, снизу поздней, а если равномерно средней.
И зиму березы могут предсказать. В начале октября с них лист не опал снег ляжет поздно.

ХОЗЯЙКА: Много загадок сложил о березе русский народ.
Летели синицы,
Сели на косицы.

На полянке девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках.

Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки

Стоят столбики беленые, На них шапочки зеленые.
В белом сарафане
Встала на поляне.
ХОЗЯИН: А вот старинная крестьянская загадка целая "энциклопедия березовой жизни". Попробуйте-ка угадать о чем в ней говорится: "Стоит
древо древлянское. На этом древнем древе семь угодьев. Первое угодье в избе обиходье. Другое угодье в кругу вертится. Третье угодье старому и малому потеха. Четвертое угодье по церкви крыша. Пятое угодье -по дорожке след. Шестое угодье во всю ночь свет. Седьмое угодье всему миру масло".
Ребята пытаются отгадать загадку "по частям "; Хозяйка дает пояснения.
ХОЗЯЙКА: "В избе обиходе" это некий предмет для наведения порядка, не так ли? С помощью чего поддерживают чистоту в избе? (Веник, метелка.) Другое угодье" невозможно отдать, не представив себе главных женских занятий прядения и тканья. И самопрялку с крутящимся колесом, и легкое веретенце делали из березовой древесины. (Показывает иллюстрацию.) А что такое "старому и «алому потеха"? (Игрушки.) Понятно, что игрушками потешают детей, а при чем тут "старый"? (Это дедушка с удовольствием мастерит игрушки для внуков.) А какие игрушки можно сделать из березы? Посмотрите на нашу выставку. (Плетеные погремушки из бересты; "жар-птицы", или "птицы счастья " из щепы; резные фигурки из древесины или капа.)

Хорошо! Что значит "по церкви крыша", вы, наверное, догадываетесь. (Для кровли годится березовая дранка.) "По дорожке след" оставляет обувь. Что можно сотворить из березы? (Берестяные лапти.) О том, как береза давала "во всю ночь свет", вы, конечно, знаете из сказок и песен. (Лучина.) А вот о "седьмом угодье" вы, наверное, не догадаетесь. Что значит "всему миру масло"? Неужели береза масличное растение, как заморская олива или наш родной подсолнечник? Конечно, нет. Речь идет не о масле, которое употребляют в пищу, а о смазочном материале. Чем смазывают тележные оси, чтобы колеса не скрипели? (Дегшем.) Вот мы и разгадали загадку о "семи угодьях". Но этим не исчерпывается та польза, которую приносит нам белоствольная красавица. Само дерево используют как строительный материал. Древесина березы очень прочная, идет на изготовление мебели, лучших сортов фанеры. Кора березы береста заменяла писчую бумагу. Применяли бересту и как ранозаживляющий пластырь при ранах и ожогах. Делали из бересты и музыкальные инструменты, и даже легкие лодки! Почти вся домашняя утварь в крестьянских избах делалась из бересты: корзины, плетеные короба, посуда для солений, парений, воды. В такой посуде, словно в термосе, вода не сразу замерзает даже в трескучий мороз, а в жару не нагревается: солнце бересту не пропекает. Даже дань в старину собирали в берестяные корзины. А сколько удовольствия ребятам приносит сбор "лесной дани" грибов и ягод! Ну-ка, отгадайте, какие ягодки лежат в нашей корзинке. (Из берестяной корзинки или туеска достает карточки с загадками.


Засверкали под ногами
Бусины ядреные:
Хочешь рви с кустов
горстями,
Хочешь ешь моченые.
(Брусника.)
Колючки с крапивой соседи,
А я переполнена радостью:
И люди спешат, и медведи
Моей насладиться сладостью.
(Малина.)
На усах расту я тонких
На болотах самых топких,
И за кислым витамином
Толпы лезут по трясинам.
(Клюква.)
Созревая, я желтею,
Но не так, как брюква.
Я похожа на малинку,
А расту, как клюква.
(Морошка.)
5. Я черная, красная, белая,
Я всем хороша, когда спелая.
И листьев узором нарядным
Равняюсь с листом
виноградным. (Смородина.)
Я порой чернее ночи,
Неба синего синей.
Кто побольше съесть
захочет
Разукрасится сильней.
(Черника.)
7. Пламенею без огня,
Снегирей спасаю,
И нередко про меня
В песнях вспоминают.
(Рябина.)
8. Я к родной земле приникла
И краснею возле пня,
Потому и называют
Люди ласково меня.
(Земляника.)

ХОЗЯИН: А еще и люди, и медведи, а также дятлы и синицы, бабочки и даже муравьи охотно лакомятся по весне березовым соком.
(Исполняется песня В. Баснера на стихи М. Матусовского "Березовый сок ".)
Лишь только подснежник
Распустится в срок,
Лишь только приблизятся
Первые грозы.
На белых стволах
Появляется сок
То плачут березы...

В теплую пору сокодвижения вся Русь заготовляла березовый сок. Он придавал людям бодрость и силу. Березовый сок не только вкусный напиток, но еще и лечебное средство, применяемое в народной медицине.
Есть и еще одно народно-медицинское средство "от всех болезней" русская баня! А березовый веник не просто атрибут, а хорошее массажное средство. Недаром, выходя из бани, человек чувствует себя помолодевшим!

ХОЗЯЙКА: Белая береза гостеприимное дерево. На нем охотно гнездятся птицы. Лесная "горница" радушно принимает к себе разные кустарники, травы, цветы. В березовых лесах живет много лекарственных растений. Отгадайте, что за целебные травы выросли под нашими березками. (Берет с выставки листочки с загадками.)
1. Растет она вокруг, она
и враг, и друг.
Как иглы волоски покрыли все листки.
Сломи хоть волосок
и капнет едкий сок
На кожу хоть ори!
Ой-ой, волдыри...
Но если дружишь с ней
ты многих здоровей:
В ней витаминов клад.
Весной ее едят. (Крапива.)
2. А вот трава
всем травушкам трава!
"Медовым цветом"
с давних пор зовется.
Уж то ли дело: как пчела
напьется
Нектара из цветов
жди лучший мед!
Да на самих цветках чай
завари.
И созывай друзей
на чаепитье.
Еще траву "пуховиком"
зовут.
Как семена с пушинками
созреют,
Так молодицы и бегут скорее
Подушки для детей
пушком набить.
(Иван-чай, или кипрей.)
3. Скромна собой, кустиста,
низкоросла,
Вдоль тропок да меж
грядочек живет
Трава-ушастик, круглые
листочки.
Поранил руку приложил
листок,
И тут же кровь утешится,
уймется.
А если боль в желудке
пьешь настой.
(Подорожник.)

ХОЗЯИН: К образу березы часто обращаются художники. Трудно сказать, когда она особенно мила. Хороша береза во все времена года и в любую погоду.
Русский художник Н. Жуков [ 1 ] писал о нашей красавице: "Какое русское, какое очаровательное дерево береза! Наблюдая в лесу, я понял, что береза это воистину крестьянское дерево. В нем и русская печь, и половик, и хомутовая рубашка, и курочка ряба. А молодые березки, тоненькие, пряменькие, напоминают девичью красу, стройную и статную: с гибкой талией, с русыми косами. И вспоминается много-много русских имен, таких же милых и светлых. Смотришь на березу и слышишь деревенские хороводные песни, переливчатые звуки гармошки, обязательно вспомнишь Есенина, и в душе любовно обнимаешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое".
ХОЗЯЙКА: Сергей Есенин, замечательный русский поэт, назвал Россию "страной березового ситца". В его стихах березка уподобляется нежной, юной, чистой девушке.
ЧТЕЦ:
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О, тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.
С. А. Есенин. 'Зеленая прическа...".
ХОЗЯИН: Дань восхищения отдавали березке многие поэты. Они писали стихи для детей и для взрослых.
ЧТИЦА:
Если б дали березе расческу,
Изменила б береза прическу:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.
И. П. Токмакова. Береза.
ЧТИЦА:
Зеленым облаком береза
В ржаное поле забрела.
Ей носят новости стрекозы
Из леса, где она жила.
Она стоит на перепутье,
Чуть отражается в ручье,
Наполненная светлой грустью,
С гнездом грачиным на плече.
Г. П. Новицкая. Береза.
ХОЗЯЙКА: Не обошли вниманием белоствольную березку и русские композиторы. Тема знаменитой русской народной песни "Во поле береза стояла" звучит в финале 4-й симфонии Петра Ильича Чайковского. (Звучит фрагмент произведения.)
Широко известен вальс "Березка", написанный военным капельмейстером русской армии
Евгением Михайловичем Дрейзиным. (Звучит вальс; исполняется хореографическая композиция.)
ХОЗЯИН: В городе и в лесу, в работе и в праздновании, в беде и в радости всюду и всегда береза радует нас и помогает нам. Персонаж одной чеховской пьесы (2] говорит: "Когда я сажаю березы и потом вижу, как они зеленеют и качаются от ветра, душа моя наполняется гордостью". Давайте же и мы будем сажать деревья, растить их и беречь!

Дополнительные сообщения.
Сообщение 1.
Береза одно из самых почитаемых в славянской традиции деревьев и, как правило, выступает в качестве "доброго" дерева, оберегающего от злых сил; однако есть сведения и о том, что береза могла представляться и деревом 'запретным", опасным.
"Поверья о полезных и вредоносных свойствах березы сосуществуют у восточных и западных славян в одних и тех же регионах", отмечает исследователь Л. Н. Виноградова. В некоторых западнославянских землях березу считали обиталищем злых духов и верили, что именно потому в нее часто ударяет молния. Согласно поверьям, под одиноко растущей березой покоится душа умершего насильственной смертью, вместо сока под корой струится кровь. Во многих балладах и сказках невинно загубленная девушка превращается в березку; а дудочка, сделанная из нее, обличает "душегубцев". В белорусском Полесье никогда не сажали березу рядом с домом: считали, что в этом случае на хозяев нападут смертельные болезни. Во многих деревнях русского Севера "несчастливым" считалось место, на котором когда-то росли березы: на этом участке не строили жилья. Кое-где даже не пользовались березовыми дровами, не жгли березовую кору, думая, что от этого в избе заводятся клопы. В бы-личках народных ."страшных историях" береза часто упоминается в связи с нечистой силой. Например, ведьма летает не только на традиционном помеле, но и на березовой палке; березовым чурбаком становится резвый конь, на котором возвращается с шабаша случайно проникший туда герой; женщины, 'отнимающие молоко" у чужих коров, пользуются для этого березовыми ветвями; еда, поданная человеку ведьмой или чертом, превращается в березовую кору.
Сообщение 2.
И все же поверья о положительных свойствах березы получили в народе более широкое распространение. Березу специально сажали рядом с домом, чтобы семья жила благополучно, чтобы рос здоровым младенец, чтобы молния не ударила в дом, чтобы вредоносные силы не подобрались к людям. При постройке нового дома березовую ветку ставили в переднем углу: она обеспечивала здоровье хозяина и благополучие семьи. Березовые ветки уносили в поле и втыкали
в землю, чтобы получить хороший урожай льна или пшеницы.
Широко распространен был у славян своеобразный прием лечебной магии хождение к березе: специальным заговором мать или лекарка "передавала" дереву болезнь ребенка. Под березу выливали воду, в которой купали больного: считалось, что вместе с водой "выливается" и хворь. К березе обращались с просьбой об исцелении от недугов: трясли ствол, чтобы от человека отступила лихорадка; скручивали ветки и держали до тех пор, пока у больного не пройдут судороги.
Накануне Троицы все дома и хозяйственные постройки украшались зеленью молодыми ветками деревьев, травами и цветами, причем главную роль у восточных славян играла береза растущая или срубленная.
Широко известны лирические и обрядовые "девические" песни, в которых упоминается береза. Они связаны с традицией, дошедшей до наших дней. В Семик девушки ходили "завивать" или "заламывать" березку: гибкие ветви растущего деревца закручивали в кольцо, наподобие венка, перевивая лентами, или пригибали ветви к земле, переплетая с высокой травой; иногда надламывали верхушку молодой березки и украшали ее лентами. Кое-где верили, что девушка, первой севшая под "завитой" березкой, раньше всех выйдет замуж. В Троицын или Духов день вновь шли к березке и с песнями "развивали" ее, чтобы деревце "не обиделось". "Завивая" и "развивая" березку, девушки гадали по венкам и цветам, водили хороводы; в эти же дни "кумились" совершали своеобразный обряд закрепления дружбы, устраивали под березой обрядовую трапезу. Часто вслед за этим деревце срубали, наряжали в девичью рубаху,украшали цветами и лентами, ходили с березкой по деревне, а затем бросали в воду, в овраг или в костер. Иногда девушки "кумились" с березкой, просили у нее "счастья-долюшки", умывались березовым соком, чтобы стать красивыми и здоровыми.
Сообщение 3.
Вместе с тем береза, особенно "завитая", кое-где считалась опасным деревом, соотносившимся не только с "девичьей" обрядностью, но и с культом умерших. В троицком цикле христианская традиция "поминовения усопших" объе-
динилась с комплексом языческих представлений о вредоносности "заложных покойников". Таковыми считались умершие неестественной, в том числе преждевременной смертью, и особенно дети и девушки, не дожившие до вступления в брак. Именно они в устойчивой народной традиции называются русалками. Согласно поверьям, на Троицкой неделе, называемой также "русальной", они наиболее опасны могут задушить, "защекотать" или "затанцевать" насмерть случайных прохожих, заманить в "погибельное" место, наслать "сухоту" и прочие болезни. Рассматривая троицкие поверья, мы вновь сталкиваемся с двойственным представлением о березе. С одной стороны, в троицких песнях русалки "на березе качаются" или-"с березы спускаются", сидят "на кривой березе"; часто "белыми березками" иносказательно называют в похоронных причитаниях умерших сестер... С другой стороны, именно березовые ветки представлялись надежным оберегом от вредоносной деятельности нечистой силы и покойников. Зелень, приносимая в избу, служила временным пристанищем для душ умерших родных, поминаемых на Троицу. Березовыми веничками в "родительскую" субботу обметали могилки родственников. Считалось, что в троицкую "родительскую" субботу можно поминать даже "заложных покойников", хотя вообще христианская традиция относится к этому весьма сурово.
Березовые ветки широко использовались в народной магии. Заткнутые под крышу, они спасали строение от пожара или от града, воткнутые в землю стерегли посевы, отгоняли грызунов и других вредителей. Березовые венки, надетые на рога, оберегали корову от ведьм. Метла из березы, прислоненная к постели или колыбельке, охраняла новорожденного и его мать.
В русских лирических и обрядовых песнях, особенно свадебных, береза самый распространенный символ, отражающий понятия девичества, чистоты, скромности. Более поздняя, современная нам традиция устойчиво связала описание березы с принципами изображения России, родины, поэтому образ березы широко распространен не только в пейзажной и любовной, но и в гражданской лирике.
М. Е. ПОГОДИНА
























15