Внеклассное мероприятие по истории Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен (8-11 класс)


Остроушко Максим Иванович
Учитель истории и обществознания
МКОУ Ковалёвская СОШ
С. Ковалёво 
Внеклассное мероприятие по истории для 8-11 классов
«Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».
Список использованной литературы.
Великая Отечественная война 1941- 1945 гг. Энциклопедия для школьников. М.: Олма-Пресс, 2000 г.
Дорожкина Н.И. Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций: 5-11 классы.-М.: ВАКО, 209 г.
http://festival.1september.ru/articles/613237/Внеклассное мероприятие по истории для 8-11 классов
«Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».
Цели:
знакомить учащихся с историко – литературным наследием нашей страны;
воспитывать уважение к героическому прошлому нашего народа, к подвигу защитников Отечества;
использовать дополнительную возможность для сохранения памяти о Великой Отечественной войне, для воспитания чувств патриотизма.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация выполненная в программе PowerPoint.
Ход мероприятия
На экране слайд 1 презентации с названием темы мероприятия.
Ученица: Я зарастаю памятью, как лесом зарастает пустошь.
И птицы – память по утрам поют,
И ветер – память по ночам гудит,
Деревья-память целый день лепечут.
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память-дождь,
И память снег летит и пасть не может.
На экране демонстрируется слайд 2 – портреты героев войны. Выходят двое учеников.
Ведущий. Прошло более 70лет со дня Великой Победы СССР над фашистской Германией, но людская память до сих пор хранит имена героев-патриотов, чей подвиг стал хрестоматийным: З. Космодеймьянской, А. Матросова, Н. Гастелло, А. Маресьева, героев-молодогвардейцев…Но сколько безымянных героев-солдат лежит в земле родной и чужой!
Ученик. Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, недолюбив,
Не докупив последней папиросы…
Ученица. Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось?
Звучит первый куплет песни «Священная война».
Ученица. На грозную битву вставайте,
Защитники русской земли!
Прощайте, прощайте, прощайте!
Пожары пылают вдали…
В суровых боях защищайте
Столицу родную свою!
Прощайте, прощайте, прощайте!
Желаем удачи в бою!
Ученик. Как могут эти дни забыться,
Когда на просеке лесной
Мы пили воду из копытца,
Смывая с губ засохший зной.
Качалось небо в пятнах алых,
И плакал ветер-голосей.
Мы оставляли на привалах
Зарытых наскоро друзей.
Ученик. Ракет зеленые огни
По бледным лицам полоснули.
Пониже голову пригни
И, как шальной, не лезь под пули.
Приказ: «Вперед!»
Команда: «Встать!»
Опять товарища бужу я.
А кто-то звал родную мать,
А кто-то вспоминал чужую.
Прощайте, прощайте, прощайте!
На экране слайды 3,4, – кадры времен войны.
Ведущий. Фотографии, материалы военной кинохроники, фамилии на обелисках да оставшиеся в живых родные хранят о них память.
Ученица. Проснемся, уснем ли – война, война.
Ночью ли, днем ли – война, война.
Сжимает нам горло, лишает сна,
Путает имена.
О чем ни подумай – война, война.
Наш спутник угрюмый – она одна.
Чем дальше от битвы, тем сердцу тесней,
Тем горше с ней.
Восходы, закаты- все ты одна,
Какая тоска ты – война, война!
Ученик. Я читаю письмо, что уже пожелтело годами.
На конверте в углу номер почты стоит полевой.
Его в сорок втором мой отец написал моей маме
Перед тем, как уйти в свой последний решительный бой.
На экране слайд 5 с изображением поля боя.
Ученик (в военной форме) Из книги Б. Окуджавы: «Я познакомился с тобой, война. У меня на ладонях большие ссадины. В голове моей шум. Спать хочется. Ты желаешь отучить меня от всего, к чему я привык. Ты хочешь научить меня подчиняться тебе беспрекословно. Крик командира – беги, исполняй, падай, ползи…Шуршание мины – зарывайся в землю, рой ее носом, руками, ногами, не испытывай при этом страха. Гибнут друзья – рой могилу, сыпь землю, стреляй в небо – три раза».
На первом плане появляются солдаты.
1-й солдат. Здравствуй, мама! Пишу тебе из окопа. Сегодня мы приняли первый бой…
2-й солдат. Родная, здравствуй! Вчера у нас был большой бой, а сегодня затишье. Меня немного ранило, но я в строю, продолжаю бить фрицев…
3-й солдат. Мама, не волнуйся за меня. Мы страшно воюем, и поэтому я скоро вернусь…
На экране слайд 6 – изображение братской могилы, военного обелиска.
Ученица. Уснул, мое сокровище, не встанет ото сна.
Не выветрилась кровь еще, земля еще красна.
И новая трава еще над ним не проросла.
И рядом спят товарищи, не встанут ото сна.
И птицы поднебесные, когда на юг летят,
Могилы эти тесные в полете разглядят.
И земляки солдатские, когда в поля пойдут,
Могилы эти братские не вспашут, обойдут.
Ветрами чисто метены, без памятных камней,
Хранит земля отметины погибших сыновей.
И если чудо сбудется в далекие года,
Война людьми забудется, землею – никогда!
Ученик. Победа нашего народа в Великой Отечественной войне досталась страшной ценой. И пока не похоронен последний солдат этой войны, она для нас не закончится.
На экране слайд 7 с изображением Могилы Неизвестного Солдата.
Ведущий. 8 мая 1967 г. состоялось открытие мемориала Могилы Неизвестного солдата. Авторами этого комплекса являются архитекторы Д. Бурдон, В. Климов, Ю. Рабаев, М. Швехман и скульптор Н. Томский. В этот день здесь был зажжен мемориальный вечный огонь, факел с которым принесли сюда с Марсова поля в Ленинграде А. Маресьев и воины Таманской дивизии.
Ведущий. На площадке из серого гранита расположена надгробная плита. На плите- скульптурная эмблема из бронзы: на знамени лежат солдатская каска и ветвь лавра. Перед надгробной плитой укреплена бронзовая пятиконечная звезда, в центра которой горит вечный огонь. Направо от вечного огня славы, установлены гранитные блоки с названием городов – героев. В них находится обагренная кровью советских воинов земля.
На экране слайд 8 с изображением зимней избы. Завывание вьюги.
Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.
Сестра: Как холодно! И мама не идет.Быть может, хлебушка она нам принесет.Ну хоть бы крошечку где отыскать,Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!Но все равно молчу.Ведь там, где папа наш сейчас,Потяжелее, чем у нас.Не разрываются снаряды здесь,И дом у нас с тобою есть. А главное – фашисты далеко.Да и кому в стране легко!
Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,Чай с маминым печеньем,Которые по праздникам пекла она.Сейчас я съела б все одна!
Брат: Опять ты о еде заговорила!Уж лучше б душу не травила!Чем чаще вспоминаешь ты о ней,Тем голод чувствуешь сильней.И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра: А вот и мамины шаги слышны!
Брат: Не вздумай хныкать перед ней,Дай отдохнуть сначала ей.
Слайд 9 с изображением Парада Победы.
Ведущий: Свыше 20 миллионов людей потеряла наша страна в той войне. Язык цифр скуп. Но вы все же вслушайтесь и представьте... Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 20 миллионов минут, а это более 38 лет поминальной молитвы.
Ведущий: В эти дни, когда оживает природа, мы остро ощущаем, как прекрасна жизнь. Как дорога она нам! И понимаем, что за всё. Что мы имеем – жизнь и праздники в нашей жизни, – мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в тех условиях, когда казалось, что невозможно было выжить. Уходят из жизни ветераны… Солдаты Великой Отечественной, мы в вечном долгу перед вами, кто совершил невозможное – отстоял честь и независимость нашей страны! Памяти павших будем достойны!
Ученица: Я зарастаю памятью, как лесом зарастает пустошь.
И птицы – память по утрам поют,
И ветер – память по ночам гудит,
Деревья-память целый день лепечут.
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память-дождь,
И память снег летит и пасть не может.