Конспект Нод по познавательно-речевому развитию Путешествие с Брызгалкой в старшей группе



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 64» компенсирующего вида
Конспект открытого итогового занятия
по познавательно-речевому развитию в старшей группе
на тему: «Путешествие с Брызгалкой».
Составила воспитатель
Ланчева Е.А.
г. Новокузнецк
Программные задачи:
выявить знание детей о воде и её значении, обращаясь к коллективному и индивидуальному опыту детей;
продолжать развивать связную речь, отвечать на вопросы полным предложением;
закрепить умение сравнивать предметы по длине и ширине , делать выводы;
продолжать развивать умение определять свойства ткани;
уточнить некоторые свойства воды: прозрачная, растворяет, принимает форму предмета, в которую налита, отражает предметы, превращается в лёд и пар;
закрепить умение определять по вкусу, цвету, запаху сок
совершенствовать познавательные процессы: логическое мышление, внимание, память, речь;
воспитывать у детей интерес к опытно-исследовательской деятельности, любознательность;
воспитывать бережное отношение к воде.
Активизировать и обобщать словарь:
Прозрачная, бесцветная, жидкая, журчит, булькает, льётся, растворяет; широкая- узкая, длинная-короткая; напитки, апельсиновый, яблочный, соковыжималка; шерстяной, шёлковый, ситцевый
Ход занятия:
Организационный момент. Проблемная ситуация.
Дети заходят в группу, повсюду видны брызги воды.
Педагог: Что это у нас такое на полу, на столе? (брызги) Как вы думаете, откуда они взялись?
Дети высказывают свои предположения: накапало с потолка, кто-то пролил воду, прошёл дождик, а окно было открыто.
Сюрпризный момент.
Появляется Брызгалка.
Педагог: Это ты набрызгала?
Брызгалка: Да, я. Меня так и называют «Брызгалка». Ребята, я вас приглашаю в мир Воды. Как вы думаете , где в природе можно встретить воду? (река, море, океан, озеро, болото, ручей, лужа и т.д.)Зачем вода растениям? Где берут воду комнатные растения? Нужна ли вода животным? Нужна ли вода человеку? Что он с ней делает? А кто же может рассказать о воде, она какая и что может делать? (Прозрачная, бесцветная, жидкая, журчит, булькает, льётся, растворяет). У вас в группе тоже есть вода, откуда же она берётся?
Педагог:Ребята, подумайте и скажите Брызгалке, откуда берётся вода в кране? Ведь мы каждый день пользуемся этой водой, а она течёт, течёт и не кончается. (из реки)
Дети рассказывают: те, капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.
Педагог: Давайте представим, что на Земле вдруг не осталось воды. Что тогда будет? (растения, животные, люди-всё живое погибнет) Как нужно относиться к воде? (воду надо беречь, не оставлять надолго краны открытыми, нельзя бросать мусор в реку- засорять её)
Брызгалка: Да, вода нужна всем. Надо, чтобы её было много. Попрошу-ка я своего друга-дождика лить целыми днями. Здорово будет, правда?
Дети не соглашаются с Брызгалкой и высказывают свои предположения
(может случиться наводнение; нельзя играть под дождём, так как можно простыть)
Физкультминутка. Игровое задание:
-Как же рождается речка?
Положить перед детьми широкую и длинную полоску голубой ткани.
-На земле много разных рек- больших и маленьких, все они куда-то текут, бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите, чтобы у вас получилась своя большая речка? Посмотрите, вот полоска ткани /кладёт широкий кусок ткани на пол/-это речка. Она какая ? ( широкая, голубая, длинная). Я вам дам ленты, они какие? ( узкие, короче, чем речка, голубые, мокрые)- вы ручейки. Ручейки бегают по всей группе, но когда услышат сигнал «Ко мне» -все ручейки бегут к главной реке и соединяются с ней, впадают в большую реку со всех сторон.
Брызгалка: Хорошая у вас река получилась! Я обычно набираю воду в реке или луже и поливаю всё и всех вокруг. Вот и вас хочу угостить такой водичкой, попробуйте!
Предлагает детям пить грязную воду . ( Дети объясняют, что грязную воду пить нельзя, нужно пить кипячёную воду)
-Ребята, вы сказали вода-жидкая, а какие ещё напитки содержащие воду вы знаете? Давайте назовём полезные напитки, а то Брызгалка не знает.
Словесная игра « Полезные напитки»
Дети перечисляют полезные напитки: минеральная вода, травяной чай, кисель, компот, морс.
-Ребята, как назвать одним словом, всё то, что вы перечислили: напитки.
Педагог: Брызгалка, а ещё наши дети любят пить фруктовые соки. И у нас есть фрукты. Как вы думаете есть в них жидкость и как узнать, где её больше? ( нужно выдавить из фруктов жидкость) А поможет нам вот этот предмет, он сок выжимает –это соковыжималка.
Дети наблюдают, как отжимают сок из апельсина и яблока. Пробуют. Делают вывод.
Вывод: Больше жидкости у апельсина, потому что мякоть мягкая, сочная. А у яблока мякоть твёрдая и сока из него получилось меньше.
Педагог: Сок из апельсина какой? ( апельсиновый)
Сок из яблока какой ? ( яблочный)
Брызгалка: ( опрокидывает стаканчик с водой)- Я так люблю, когда везде мокро!
Педагог: Ну, что же ты наделала? Что теперь нам делать, ребята ? (вытереть)
А чем ? ( тряпочкой) Но ведь тряпочки бывают разные. Я вам дам кусочки- лоскутки разных тканей: шёлк, шерсть, хлопок. Вы попробуйте вытереть ими воду и сделать вывод, какая же ткань быстрее впитывает воду.
Вывод: Лучше вытирать разлитую воду лоскутком из хлопковой ткани.
Брызгалка звенит колокольчиком.
Брызгалка: Вы много знаете о моей стране, мне с вами было интересно. А вам, что понравилось больше всего?
Брызгалка прощается и дарит на память капельки на ниточках из цветного картона.