Роль наглядности в процессе обучения младших школьников иностранному языку


РОЛЬ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУПонятие «наглядность»
Термин «наглядность» трактуется как «глядение» на что-то и поэтому при обучении рекомендуется использовать картины, предметы и их изображения . Традиционно понятие «наглядность» рассматривается у разных авторов как особенность познания, средство, форма, свойство и как дидактический принцип обучения. С давних времен до настоящих дней наглядность считается эффективным средством обучения и является одной из актуальных проблем в классической дидактике.  Разработкой данного вопроса занимались такие учёные как Я. А. Коменский, И. Т. Песталоцци, К. Д. Ушинский и другие. Если рассмотреть имеющиеся понятия наглядности, то мы увидим, что единой трактовки данного термина нет. В процессе познания окружающей действительности участвуют все органы чувств человека. Поэтому наглядность выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений.
Проанализировав в Российской Педагогической энциклопедии, понятие наглядности, можно прийти к выводу, что наглядность – это такое средство познавательных процессов, когда при взаимодействии субъекта со знаковыми системами в его сознании генерируются наглядные образы, т.е. формируется зрительное представление излагаемого материала. Обучающая модель, по возможности, должна быть зримой. На практике могут существовать разные виды наглядных пособий по одной и той же теме учебного курса .
Наглядность так же можно определить как специально организованный показ языкового материала и его употребление в речи с целью помочь обучающемуся в его понимании, усвоении, использовании.
Основная задача наглядности – базировать развитие мышления учащихся на чувственно-наглядных впечатлениях, связать школу с жизнью. И в то же время обучение происходит не в реальной жизни, а в школе.
Применение наглядности в обучении младших школьников
Наблюдение, иллюстрация и демонстрация — это основные приемы наглядного метода обучения. Иллюстрация — это хороший прием для привлечения внимания. Учитель свой рассказ сопровождает рисунками мелом по доске. Тогда дети воспринимают информацию не только на слух, но у них создается образное представление о предмете. Рисунок является пояснением слов учителя, а рассказ поясняет содержание изображения.
При наглядном методе обучения в работу у школьника включается зрительная память. Это дает возможность к лучшему и простому запоминананию материала. У человека есть три системы восприятия кинетическая, зрительная и слуховая. Эти системы развиты неравномерно. Одна из них может работать лучше, другая хуже. При включении в работу сразу трех систем получается самое продуктивное восприятие учебного материала. Если учитель пытается донести информацию до ученика только при помощи рассказа, то он значительно сужает восприятие ребенка.
Наглядность - это основа, на которой новый язык усваивается своеобразно, и формируются речевые процессы обучающихся. Использование средств наглядности обеспечивает легкость и быстроту воспроизведения в сознании связей от слова иностранного языка, обозначающего понятие, к образу предмета и явления, и связей от образа предмета, воспринимаемого в момент говорения, к иноязычному слову, выражающему понятие.
Е. И. Пассов считает, что цель применения изобразительных смысловых опор - «вызвать необходимые ассоциации между изображением (идеей, смыслом) и тем, что станет содержательным материалом высказывания», так как «к зрительному образу легко и прочно привязываются даже отвлеченные идеи». По его мнению, в данных опорах «могут быть гиперболизированы те свойства и качества предметов, которые важны для того, чтобы схватить суть и определить направление движения мысли говорящего».
Наглядность позволяет создавать речевые ситуации на уроке и варьировать их в соответствии с заданной тематикой и поставленной задачей обучения, а также является одним их способов создания условий реального общения, придавая разыгрываемым ситуациям естественность и коммуникативную направленность. Использование наглядности на уроке, позволяет учителю применять разные формы работы (парную, фронтальную, групповую, индивидуальную). В процессе выполнения разработанных условных ситуаций, предполагающих использование наглядности, младшие школьники овладевают навыками ситуативно-обусловленного говорения.
Воздействуя на органы чувств (зрение, слух), средства наглядности обеспечивают разностороннее полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний из жизни.
Средства наглядности повышают интерес обучающихся к изучению иностранного языка, делают более легким процесс усвоения лексики, речевых клише, поддерживают внимание и интерес детей.
При этом следует иметь в виду цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные средства, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке речевого явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления, понятия или речевого навыка.
Так же важно отметить, что наглядность выполняет важные в обучении иностранному языку функции. Безусловно, это обучающая функция, которая имеет место при введении, в качестве которого могут выступать как новые лексические единицы, так и простые грамматические конструкции, необходимые для изучения на младшей ступени. Необходимо отметить, что правильное использование   наглядности не требует опоры на родной язык.
Наглядность, вызывающая зрительные и слуховые образы, стимулирует высказывание учащегося, помогает воссоздать ситуацию общения. Путём повторения и затем проигрывания подобных речевых ситуаций, нововведенный материал закрепляется и доводится до автоматизма.  Сами того не замечая, учащиеся, увлеченные процессом, начинают использовать введённым материал в свободном общении.
     Наряду с обучающей функцией, учитель может также использовать успешно предметно-образную наглядность для скрытого контроля. Разыгрывая ситуации общения на определённые темы, учитель может проконтролировать знание учащимися как лексических единиц, так и грамматических явлений.
Использование наглядности на уроке, позволяет учителю применять разные формы работы (парную, фронтальную, групповую, индивидуальную). В процессе выполнения разработанных условных ситуаций, предполагающих использование предметно-образной наглядности, младшие школьники овладевают навыками ситуативно-обусловленного говорения.
        Немаловажную роль играет в обучении и эмоциональная функция наглядности. Наглядность в виде сооружённых самими детьми красочных макетов, кукол-марионеток служит эффективным средством актуализации положительного эмоционального опыта учащихся и таким образом помимо мотивации для иноязычного высказывания данный вид наглядности усиливает эмоциональный эффект. Это обуславливается, во-первых, содержанием предметно-образной наглядности (например, макета), который отражает ситуации из окружающей ребёнка действительности с участием таких же детей, как он сам. Во-вторых, участвуя в ситуативном общении, ребёнок отождествляет себя с одним из героев сцены, что также способствует повышению эмоционального фона.  Это функция выполняется также благодаря продуманному колориту, основанному на психофизиологическом воздействии цвета на организм, и организации используемой предметно-образной  наглядности.
       Говоря об эмоциональном воздействии на обучаемых, необходимо отметить и воспитательную функцию наглядности. Разыгрываемые ситуации по разным тематикам позволяют воспитывать у обучаемых такие чувства как доброта, любовь, справедливость, взаимопомощь, умение работать в коллективе и другие, оказывая тем самым влияние на формирование качеств личности учащегося.