Разработка НОД в старшей группе по ООМ (ОО Познание). Тема перелетные птицы


Разработка НОД по ООМ (ОО «Познавательное развитие») в старшей группе
Тема «Птицы осенью»
Цель НОД: расширить представления о перелетных и зимующих птицах.
Задачи:
Образовательные: дать детям понимание причин отлета птиц в теплые края, расширить словарный запас.
Развивающие: развивать слуховое внимание, память. Мышление.
Воспитательные: воспитывать внимательность, усидчивость, умение слушать вопросы воспитателя и ответы товарищей.
Оборудование: магнитная доска, картинки с зимующими и перелетными птицами, аудиозапись с голосами птиц, мячик.Ход НОД.
Воспитатель: Послушайте стихотворение Е. Благининой «Улетают, улетели…»
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде на гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? Куда же птицы улетели?
Дети: Стихотворение про осень. Птицы улетают осенью на юг.
Воспитатель: В природе существует большое разнообразие птиц. Где бы ты не гулял: в городском парке, на берегу моря, в лесу – везде ты можешь увидеть птиц. Тело птиц покрыто перьями, которые помогают им сохранить тепло и придают неповторимую окраску. Птицы живут в гнездах, которые строят их листьев, травы, веточек, пуха, но некоторые птицы могут жить на камнях. Самка откладывает яйца. А затем высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.
Воспитатель: А почему птицы улетают? (Если дети затрудняются с ответом, воспитатель задает наводящие вопросы)
Дети: Потому что становится холодно. Становится мало корма – насекомых. Многие или прячутся или погибают. Также замерзают водоемы и негде становится жить водоплавающим птицам – уткам, гусям, лебедям.
Воспитатель: А как отличить насекомоядных птиц? Знаете? По клюву – он прямой, удлиненный или заостренный, чтобы удобнее было ловить птиц. Это, например, скворец, ласточка, соловей.
А чем отличаются водоплавающие птицы?
Дети: у них есть специальные перепонки на лапках.
2.Воспитатель: А теперь подойдите к магнитной доске и посмотрите на картинки. Как вы думаете, почему они разделены на две группы? Правильно, в одной стороне доски прикреплены изображения перелетных птиц, а с другой – зимующих. Назовите, каких птиц вы узнали.
Дети с опорой на картинки называют сначала зимующих птиц, затем перелетных.
3.Воспитатель: А хотите сейчас отправится в путешествие по лесу? Для этого надо закрыть крепко глазки и произнести заклинание:
Глазки закрываем, в лес перелетаем. Фокс, покс!
Дети закрывают глаза. Воспитатель включает аудиозапись с голосами птиц. Дети отгадывают, какую птицу они слышат.
Воспитатель: Ну что ж пора возвращаться в наш детский сад. Для этого надо сказать заклинание:
Глазки закрываем, в садик прилетаем. Фокс, покс!
4. Физкультминутка.
Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц. Если дети слышат название перелетной птицы, надо замахать руками, а если название зимующей птицы – присесть на корточки.
Ворона, аист, скворец, воробей, голубь, утка, гусь, ласточка, клест.
5. Словесная игра. Воспитатель называет птицу, а дети должны сказать, как эта птица подает голос.
Соловей….поет,
Ласточка…щебечет,
Журавль…курлычет,
Ворона…каркает,
Утка…крякает,
Курица…квохчет,
Воробей…чирикает,
Голубь…воркует.
6. Воспитатель: Давайте в заключение поиграем и вспомним названия птиц. Воспитатель кидает детям по очереди мячик, дети должны поймать его и назвать перелетную птицу.