Внеклассное мероприятие по русскому языку. Подготовка к сочинению Под маминым крылом…


Подготовка к сочинению по теме: «Под маминым крылом…»
Цель: Активизировать творческие литературные способности детей.
 ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
-Какой праздник состоится в ноябре?
-День матери.
В этот день все женщины получают подарки. Мы с вами тоже сделаем своим мамам подарки. Это будут наши творческие работы, в которых мы найдем самые нежные, ласковые слова признательности, слова – объяснения в любви. А еще эти работы примут участие в окружном конкурсе «Под маминым крылом…»
Познакомить учеников с положением конкурса.
Подготовленный ученик читает стихотворение Н. Саксонской «Разговор о маме»:right0От чистого сердца, Простыми словами Давайте, друзья, Потолкуем о маме.
Мы любим ее, Как хорошего друга, За то, что у нас С нею все сообща.
За то, что, когда Нам приходится туго, Мы можем всплакнуть У родного плеча.
Мы любим ее и за то, Что порою Становятся строже В морщинках глаза.
Но стоит с повинной Прийти головою –Исчезнут морщинки, Умчится гроза.
За то, что всегда Без утайки и прямо Мы можем доверить Ей сердце свое.
И просто за то, Что она – наша мама, Мы крепко и нежно Любим ее.
Учитель. Кому посвящено это стихотворение?
Дети. Маме.
У. У одного древнего народа для названия солнца и мамы употребляется одно и то же слово. Почему?
Д. Солнце дает свет, тепло, дарит нам жизнь. И мама – самый светлый, самый лучший и дорогой для каждого из нас человек, который подарил нам жизнь. В трудную минуту мы всегда зовем на помощь маму. Она раньше всех встает, позже всех ложится. Мама заботится о нас, радуется и горюет вместе с нами.
У. Какие пословицы сложили народы мира, говоря о маме, о материнской любви?
Дети называют пословицы, которые искали дома сами.
Д. Материнская ласка конца не имеет.– В материнском сердце для всех детей ласки хватит.– Всякой матери свое дитя мило.– Птица рада весне, а дитя – матери.– Без отца – полсироты, а без матери – и вся сирота.– Ближе матери друга нет.– Нет лучшего дружка, чем родная матушка.– При солнышке тепло, а при матери добро.– Роднее матери родни нет.– Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.– У сына болит пальчик, у матери сердце.
III. Подготовка к сочинению «Обыкновенное чудо»
У. Мы знакомы с такой формой творческой работы как сочинение. Сформулируйте тему своего сочинения.
Д. Сочинение о маме.
У. Назовите основную мысль сочинения.
Д. Моя мама – самая лучшая, самая красивая, добрая, нежная...
– Моя мама – мой лучший, верный друг. Она не оставит меня в беде.
У. Придумайте заголовок для сочинения.
Д. «Моя мама».
У. Выберем эпиграф для сочинения. Что называется эпиграфом?
Д. Краткое изречение, которое помещается перед произведением, выражая его главную мысль или отношение автора к событиям.
У. Прочитайте отрывки из стихотворений, записанные на доске.
На доске:
Мы любим ее, Как хорошего друга, За то, что у нас С нею все сообща.
(Н. Саксонская)
Мама, мама!Это ласка нежных рук.Мама, мама!Это самый верный друг.
(М. Пляцковский)
Весна стучится в окна, Поет на все лады; Блестят на солнце стекла И лужицы воды.
(С. Вигдоров)
Люблю свою маму, Скажу я вам прямо, Ну просто за то, Что она моя мама!
(Л. Дымова)
– Какой эпиграф вы выберете? Почему?
Дети отвечают.
– Какой из них лишний? Почему?
Д. Не соответствует теме стихотворение Вигдорова.
У. Назовите основные части плана сочинения.
Д. Вводная, основная, заключительная.
У. Посмотрите на примерный план сочинения.
На доске:
I. Имя и отчество моей мамы.
II. Моя мамочка:
1. Моя мама самая красивая и добрая:
– походка;– волосы;– глаза;– характер.
2. У моей мамы золотые руки.
3. Мама – мой лучший друг.
III. Я люблю свою маму.
 Что вы можете сказать о плане?
Д. Он сложный, так как отдельные его части включают в себя подпункты и мелкие части.
У. О чем мы напишем во вводной части? в основной? в заключительной?Дети отвечают.
– Какой выберем стиль речи?
Д. Художественный, то есть речь, в которой словами рисуется то, о чем человек хочет сказать, используя эпитеты, сравнения, яркие образные выражения.
У. Какие типы речи будут присутствовать в нашем сочинении?
Д. Описание, рассуждение.
У. Какие вопросы можно поставить к тексту сочинения?
Д. Описание – какая? Рассуждение – почему?
У. В сочинении мы будем доказывать, что наша мама – самый верный, надежный друг. Значит, сочинение будет с элементами описания и рассуждения.
Каждый ребенок приводит свои примеры и доказательства того, что его мама – самый лучший и надежный друг.
IV. Предупреждение лексических, грамматических и пунктуационных ошибок
У. Прочитайте опорные слова (про себя, вслух). Какие слова непонятны?
На доске:
стройнаякариесине-зеленыекаштановыезолотыесветло-русыеуверенная решительнаяроднаядобраясердечнаяласковаяжизнерадостнаяуважают любят красиваяголубыерусыечерныемягкаямилаялюбимаянежнаявеселаязаботливаяценят
– К какому существительному относятся эти признаки? О чем так можно сказать? О чем нужно помнить, когда вы будете писать сочинение?
Д. О знаках препинания и орфограммах.
У. Рассмотрите схемы.
На доске:
, а;  , но ;  , что;  за то, что;
потому что;
------ =, =, =    ------ =, ------ =
– Перечислите случаи, когда вы должны будете поставить эти знаки препинания.
Дети отвечают.
– Когда употребляют слова, записанные на доске?
На доске:
Я думаю, ...По-моему, ...Мне кажется, ...
Д. При рассуждении, когда люди могут с тобой не согласиться.
У. Будьте внимательны, чтобы не допустить ошибок во время работы.
Можно написать рассказ, сказку, фэнтези.
V. Физкультминутка
Упражнения для глаз
15 движений глазами справа налево, слева направо.
15 движений глазами вверх-вниз.
15 вращательных движений глазами справа налево.
15 вращательных движений глазами слева направо.
Крепко зажмурьте глаза. Откройте.
Закрыть глаза и представить большой белый экран. Мысленно раскрасить его, не допускать пробелов: желтым, зеленым, любимым цветом.
VI. «О маме любимой слагаю стихи…»
- У многих писателей и поэтов есть произведения, посвященные маме. Прочитайте отрывок из рассказа З.Воскресенской «Мама». (Чтение цепочкой.)
Мама.
Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно.
У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.
И сколько бы тебе ни было лет – пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.
- Почему это слово самое прекрасное на Земле? (мама – самый близкий человек)
- Почему каждому человеку нужна любовь матери?
- Какой праздник мы празднуем в марте?
8. Работа над произведением Ю. Коринца «Март».
1) Самостоятельное чтение
Третий месяц у ворот – Это к солнцу поворот.
Зимний сторож Снеговик Ёжится, мрачнеет. Старый к холоду привык, Он в тепле худеет. Верба за моим окном Почки распустила – Раньше всех в краю родном Расцвести решила. Принесу я ветку в дом И на стол поставлю. Завтра утром с Женским днём Маму я поздравлю.
- Что вы прочитали?
- Какое настроение вызвало? Почему?
2) Прочитайте автора, название.
Слайд VII Юрий Иосифович Коринец3) Рассказ учителя:
- Юрий Иосифович Коринец родился в Москве. В детстве увлекался рисованием и даже стал профессиональным художником. Работал в журнале, поступил в литературный институт. В его поэзии добро всегда побеждает зло, он умел увидеть чудо в обыденном, в любой предмет, вещь вдыхает как бы частицу своей души.
- Какое растение раньше всех расцвело?
-Как поздравил герой маму?
Слайд VIII
- Докажите, что это стихотворение (есть рифма)
- Назовите созвучные слова (рифмы)
4) Подготовка к выразительному чтению
а) Назовите инструменты выразительности.
Слайд IX
- Какой тон? (радостный)
- Темп? (умеренный)
- Паузы ( /, // )- Логическое ударение.
б) Поработайте карандашом. Расставьте паузы, подчеркните слова (логические ударения). Работа в парах.
в) Выразительное чтение стихотворения (2-3 чел.)
III. Сравнение произведений
1 в. – рассказ З.Воскресенской «Мама».
2 в. – стихотворение Ю.Коринца.
- Что общего? (Тема о детях и маме)
- Отличие (Разные авторы, жанр, название)
- Что вы можете сказать о героях произведений? (Заботятся о маме, любят, поздравляют с Женским днем)
IV. Обобщение
- Для чего писательница и поэт написали эти произведения? (рассказать, как поздравлять маму, чтобы принести радость слушателю)
8) Стихотворение С.Богомолова « Красивые мамы». (Чтение ученика.)
С. Богомолов «Красивые мамы»…
Красивые мамы , на свете вас много,
В глаза вы глядите открыто и прямо,
В какую бы даль ни звала вас дорога,
Нас всех провожают красивые мамы.
Мы маме так редко приносим букеты,
Но каждый так часто ее огорчает,
А добрая мама прощает все это,
Красивая мама все это прощает
Под грузом забот не сгибаясь, упрямо
Она выполняет свой долг терпеливо….
Красива по-своему каждая мама .Любовью своей материнской красива.
V. Рефлексия
- Какие открытия сделали на уроке?
- О чем урок заставил задуматься?
- Кто доволен своей работой? Нарисуйте свое настроение (радость, спокойствие, досада, удивление).
Слайд XI
VI. Домашнее задание (по выбору) Написать сочинение о маме