Эссе От образования на всю жизнь, к образованию через всю жизнь. (Участие в конкурсе Учитель года.


Наши знания никогда не могут иметь конца именно
потому, что предмет познаний бесконечен .
Б.Паскаль
Все люди когда-то задумываются о выборе профессии. Каким будет твой дальнейший путь? Как найти своё место в жизни? Это очень важное решение в жизни каждого человека. Ты должен сделать свой выбор!
Возвращаясь в своё прошлое, вспоминаю , что для меня такой выбор был сделан именно в начальной школе, когда дети только начинают задумываться, чем они хотят заниматься в дальнейшей взрослой жизни. Помню, как сильно хотела учиться в школе, как с радостью ступила на её порог и с первого дня, с первого урока полюбила свою первую учительницу Зарубину Людмилу Григорьевну. Я буду помнить её всю жизнь. Её невозможно было не любить. Это был умный, справедливый . добрый, огромной души педагог, готовый всегда прийти на помощь, всё разъяснить. Я восхищалась каждым её движением, ловила каждое её слово, старалась ничего не пропустить на уроке. Она учила быть целеустремлёнными, самим всего добиваться , преодолевать любые трудности, всегда быть первыми. А ещё она любила нас и свою работу.
Л.Н.Толстой сказал : «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он - совершенный учитель». Мне посчастливилось, что такой учитель повстречался на моём жизненном пути и определил мою дальнейшую судьбу. Так началось моё образование «на всю жизнь». Именно с тех пор я больше себя никем и не представляла, как учителем начальных классов. И даже сейчас, имея уже немалый опыт преподавательской деятельности, всё время вспоминаю её уроки и применяю в своей работе некоторые старые, но очень верные «приёмчики» от Людмилы Григорьевны. О таких людях часто говорят «Учитель от Бога». Да, наверное, именно Всевышний определяет, кому в этой жизни предназначено быть Учителем с большой буквы.
Приходят на ум слова одного из педагогов, что «некоторые дети так любят школу, что хотят в ней остаться на всю жизнь». Прочитав это высказывание, я подумала: «Как точно подмечено и как будто бы про меня». (Наверное , так считают многие мои коллеги). Закончив школу, я не могла и мысли допустить, что больше в неё не вернусь. Как и теперь, приближаясь к пенсионному возрасту, со страхом думаю, что очень скоро всё-таки придётся расстаться со школой… Но жизнь продолжается.
Став учителем начальных классов и проработав 30 лет в школе, я поняла и ощутила на себе, как нужна этим маленьким «солнышкам». Каждое утро слышать их радостный смех, видеть улыбки, обсуждать их фантастические истории, наблюдать, как они взрослеют. Позади уже девять выпусков. И каждый был по - своему интересен, незабываем. Помнишь каждого ученика, его родителей. Многие стали важными людьми, многие не добились успехов, а некоторых уже нет в живых .И каждый из них прошёл через твоё сердце. Анализируя всё это, понимаешь, насколько важна роль первого учителя в жизни каждого ребёнка, какая ответственность лежит на тебе за их судьбы. Невольно вспоминается легенда о мудреце, у которого был талантливый ученик, захотевший доказать, что он превосходит своего учителя. Поймав в ладонь мотылька, он спросил : «Скажи, учитель, у меня в руках бабочка живая или мёртвая?» А сам подумал : «Скажет «живая» - умертвлю её в руке, скажет «мёртвая» - отпущу на волю». Мудрец ответил «Всё в твоих руках». Так и в руках учителя начинаются судьбы многих детей. Именно от учителя зависит, насколько раскроется личность ребёнка, проявится его талант, способности, насколько благополучным будет его будущее.
Каков же он, современный учитель? Почему, обучая других, ему самому нужно всё время учиться?
«Кто не идёт вперёд, тот отстаёт на шаг», - гласит народная мудрость. Сколько бы человек не жил, он постоянно учится. Учится профессии, учится дружить, учится мечтать, любить, словом, учится жить. Через ошибки, жизненные трудности мы становимся мудрее, получаем второе, «жизненное» образование. «Современное образование рассматривается нами как непрерывное образование во всех сферах жизни. Его нельзя свести к привычному самообразованию или самостоятельному обучению по учебникам, так как сегодня социальная среда обладает ещё большим образовательным воздействием, нежели школа» ( Н.В. Андрейчук) В современном мире усиливается влияние социальной среды, знания при этом могут нести случайный характер, могут быть неистинными, а нравственные ценности и идеалы вообще могут теряться. Углубляется разрыв между поколениями. Мы видим , к чему привело такое образование на Украине.
И понимаешь, что сегодня учитель, как никогда, должен постоянно заниматься своим образованием. Один из основных критериев , предъявляемых к современному учителю - «стремление к постоянному совершенствованию». Педагог - это «вечный студент». Ему всегда «не хватает» знаний. Учиться всегда и у всех, кто способен преподнести урок – вот истина его жизни. Мы живём среди детей, живём жизнью детей, и дети тоже учат нас многому. Что греха таить, многие разбираются лучше нас в компьютерах , в современной технике, в моде. И в этом мы должны с ними сотрудничать. Не нужно бояться ошибиться, нужно бояться бездействия. Не оправдывать своё незнание о чём-либо, а сделать так, чтобы это знать. Работать «на пределе», доказывать всем, а прежде всего самой себе, что не зря носишь гордое звание «учитель». Главным помощником должен быть не методист, не учёный , а ты сам.
Трудно? А кто говорил, что будет легко? Профессия учителя - это бесконечный, непрерывный труд, обучение и каждодневный подвиг. Учитель всегда мысленно в работе. Даже во сне представляешь себе какие-то моменты урока, прокручиваешь беседы с родителями, болеешь душой за неблагополучных детей.
К образованию «через всю жизнь» учитель идёт крутой дорожкой, всё время меняющейся, обновляющейся, зовущей вперёд! Вперёд к знаниям!