Урок-путешествие «Сказки пушкинской поры»

Тема урока: Викторина «Сказки пушкинской поры».
Автор: Чигинцева Виктория Викторовна, МБОУ «СОШ№ 7», г. Колпашево
Аудитория: 5-6 классы
Цель:
способствовать формированию интереса к литературе, творчеству А.С. Пушкина и его современников;
развивать память, устную речь;
совершенствовать навыки общения, сопоставления фактов.
Оборудование: карточки, портреты поэтов и известных людей пушкинской поры, репродукция картины М. Врубеля «Царевна - лебедь», компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
Тип урока: урок - путешествие в форме викторины.
Правила игры: игра проводится в два этапа. Первый этап – отборочный тур, в котором учувствуют шестеро учащихся. За правильные ответы участники отборочного тура получают карточки – 100 миль. Второй этап – финальный, в котором участвуют трое детей, набравших наибольшее количество карточек. За ответ на каждый из трех вопросов финала участники получают приз. Остальные учащиеся являются болельщиками и помощниками учитель (они могут раздавать карточки и задавать подготовленные учителем вопросы).
Ход викторины
Ведущий. Здравствуйте, друзья! Сегодня мы отправимся в путешествие к «звездам». Эти «звезды» составляют «созвездие» од названием «Сказки пушкинской поры». Мы вспомним хорошо знакомые вам имена не только сказочных героев, но и людей, окружавших и самого Александра Сергеевича Пушкина.
Вопросы отборочного тура:
По-гречески его имя означает «защитник». Родился он в Москве. Отец – офицер гвардии, майор. Сам он служил в Коллегии иностранных дел, имел звание камер-юнкера. свои статьи, памфлеты подписывал «Феофилакт Косичкин». Его знают персы и турки, арабы и китайцы, немцы и французы. Кто этот человек? (А.С. Пушкин).
(Ведущий открывает портрет А.С. Пушкина.)
Назовите имя художника – автора этой картины. (Ведущий демонстрирует картину «Пушкин на лицейском экзамене».)

1) Н.Н. Ге; 2) И.Е. Репин; 3) П.А. Федотов 4) П.П. Соколов.
3. В 1815 году на публичном экзамене А. Пушкин прочел свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» в присутствии знаменитого поэта. Назовите имя этого поэта, принимавшего у Пушкина экзамен по русской словесности.

1) В.Г. Бенедиктов; 2) К.Н. Батюшков;
3) Г.Р. Державин ; 4) В.А. Жуковский.
Ведущий. А.С. Пушкин не писал сказок специально для детей, но случилось так, что уже почти двести лет сказки Пушкина – любимое чтение детей и взрослых. Когда вы были маленькими, вам читали сказки взрослые, сейчас вы читаете их самостоятельно, а пройдут годы – вы прочитаете эти сказки своим детям и откроете для себя что-то совсем новое. И так бесконечно. Пушкин будет с нами всю жизнь.
Продолжаем наше путешествие. Ученица 6-го класса прочтет отрывки из сказок А.С. Пушкина. Внимательно слушайте и отвечайте на вопросы.
Ученица.
И царица налетела
На Чернавку: «Как ты смела
Обмануть меня? И в чем?»
Та призналася во всем:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила: иль не жить,
Иль царевну погубить. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
4.Какой рогаткой угрожала царица? (Рогатка – ошейник с длинными остриями, который надевали на шею заключенным, колодникам.)
Ученица.
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрызли шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки. («Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. Узнаете, кто это? О каком персонаже идет речь в отрывке?(Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»).
6. Что такое кичка?
1) накидка, платок; 2) высокая шапка, отороченная мехом;
3) кокошник; 4) женский головной убор с рогами.

7. В 1820 году после выхода в свет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» известный поэт подарил свой портрет Пушкину с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Кто этот известный поэт?
1) Г.Р. Державин; 2) В.А. Жуковский; 3) Д.И. Давыдов; 4) И.А. Крылов.

Ведущий. Да, это В.А. Жуковский, автор баллад и стихотворений, активный член литературных обществ и журналов. Одно время Жуковский служил при дворе, был чтецом императрицы Марии Федоровны, а потом классным наставником царских детей, будущего императора Александра II.
С Пушкиным его связывали теплые дружеские отношения. Летом 1831 года они оба жили в Царском Селе, у них было шутливое соревнование в пересказе сказочных сюжетов. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», а Жуковский переводил с немецкого сказку братьев Гримм «Царевна-шиповник» и создал свой вариант, который был своеобразен и понятен русскому человеку.
8. Как называл эту сказку в русском варианте В.А. Жуковский?(«Спящая царевна»)
9. Какая еще сказка с таким же сюжетом вам известна и кто ее автор? (Ш. Перро «Спящая красавица»)
Ведущий. Близким другом Пушкина и Жуковского был Владимир Федорович Одоевский – писатель, педагог, ученый, сотрудник и издатель многих журналов, в том числе и для детей, помощник директора Публичной библиотеки в Петербурге.
Посмотрите сцену из сказки В.Ф. Одоевского и ответьте на вопросы.
Действующие лица: Миша, Колокольчик.
Миша. Позвольте узнать, с кем я имею честь говорить?
Колокольчик. Динь-динь-динь, я мальчик-колокольчик, житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать, динь-динь-динь.
Миша. Я вам очень благодарен за ваше приглашение. Весело вы живете. Век бы с вами оставался. Целый день вы ничего не делаете, у вас ни уроков, ни учителей, да еще и музыка целый день.
Колокольчик. Динь-динь-динь! Уж нашел у нас веселье. Нет, Миша, плохое нам житьё. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку? Мы бы уроков не боялись. Вся наша беда именно в том, что у нас нет никакого дела, нет у нас ни книжек, ни картинок, нечем заняться целый день, играй да играй, а ведь это, Миша, очень-очень скучно.
10. Где находится этот замечательный городок? Как называется сказка? (В табакерке. «Городок в табакерке».)

11. Какую еще вы знаете сказку Одоевского – своеобразное переложение русской народной сказки? («Мороз Иванович»)

Ведущий. Петр Павлович Ершов с А.С. Пушкиным был едва знаком. Приехал он из далекого Тобольска учиться в Петербургском университете, студентом написал единственную сказку, сделавшую его имя знаменитым. Прочел ее и А.С. Пушкин. Прочел и сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».
12. О какой сказке идет речь? («Конек-горбунок»)
13. А вот как П.П. Ершов описывает конька-горбунка:

Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами,
Да с аршинными ушами.
Скажите, какой величины был конек-горбунок. Для этого ответьте на вопрос: Чему равен вершок?
15 см; 2) 4,4 см; 3) 10, 5 см; 4) 20 см.
Подсказка.
4,4*3+129 см – это два аршина: рост в вершках мерили сверх двух аршинов, - рост конька-горбунка = 142,2 см. А уши (аршинные) – 71,12 см.
14. Прослушайте отрывок из сказки и дайте ответ на вопрос.
Вот Иван к царю идет
И такую речь ведет:
«Для царевниной поимки
Надо, царь, мне две ширинки,
Шитый золотом шатер
Да обеденный прибор»
Какую ширинку просил Иван?
широкое полотенце, платок; 2) котомка;
3) веревка; 4) широкая домотканая рубаха.
Ведущий. Итак, закончился наш путь к звездам. Самым активным участникам путешествия предстоит пройти еще один этап – ответить на три вопроса финала (с призом за каждый правильный ответ).
В то время, как жюри подводит итоги и выбирает финалистов, учащиеся показывают инсценированные эпизоды из сказок А.С. Пушкина.
Вопросы финального этапа
Кто из русских композиторов является автором оперы «Сказка о царе Салтане»?


П.И. Чайковский; 3) С.В. Рахманинов;
Н.А. Римский - Корсаков; 4) М.И. Глинка.
Какая из этих сказок принадлежит перу А.С. Пушкина?
«Сказка о царе Берендее»; 2) «Сказка о Медведихе»
3) «Щелкунчик» ; 4) «Мальчик с пальчик».
3. Кто является автором картины «Царевна-лебедь»? (демонстрируется репродукция картины)

1) В. Васнецов; 2) К. Брюлов; 3) О. Кипренский; 4) М. Врубель.







Рисунок 5Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 3Рисунок 12Рисунок 10Рисунок 13Рисунок 1715