Исследовательская работа на тему:Что читали наши бабушки и дедушки?


Тезисы
Тема :Что читали наши бабушки и дедушки?
Автор проекта: ученица 5 а класса
МОБУ Гимназия №2 с.Бураево
Гильмутдинова Лиана Научный руководитель:ГильмутдиноваГ.Ф.
Данная работа посвящена теме «Что читали наши бабушки и дедушки?»Целью исследования является сравнение детских читательских интересов людей разных поколений .В процессе работы были использованы эмпирические и теоретические методы: поисковый, метод анкетирования, беседы, наблюдения, аналитический, сравнения, классификации, обобщения, оформления.В работе рассматриваются вопросы эволюции книги, роль книги в современном мире; сделан анализ читательских интересов людей разных поколений в их детстве и современных детей, подобраны пословицы и афоризмы о книге и чтении.В результате исследования сделан вывод, что читательские интересы разных поколений в детстве изменяются в зависимости от исторических событий, общественного мнения, материальных условий, научного прогресса.
Содержание I.Введение ………………………….……………………………………………………….3II. Основная часть:………………..…………………………………………………………41. История рождения книги……………………………………….....……… 42. Знаменитые люди в истории книги ………………………………….….. 63. Книга в современном мире ……………………………………….……… 74. Что читали в детстве люди старших поколений ………………….……. 85. Книга в моей жизни ………………………………………………….…… 91) «Призраки прочитанных книг» ….…………………….……92) Творчество, навеянное чтением……………………………103) «Не всякий, кто читает, в чтении силу знает» …………………..104) Анализ анкетирования………………………………………....….11III. Выводы ………………………………………………………..………………..…….12IV. Источники информации ………………………………………………………..……13V. Приложения ……………………………………………………………………….I - XII

I.Введение Данная работа посвящена изучению читательских интересов людей разных поколений в детстве.Новизна и практическая значимость данной работы состоит в том, что впервые систематизируются результаты нашего исследования, рассматривается круг чтения людей разных поколений в детстве и отношение к книге учащихся 5-а класса МОБУ Гимназия №2 с.Бураево . Результаты работы могут послужить основой для дальнейшего изучения чтения и читателя.Цель данного исследования - сравнить детские читательские интересы людей разных поколений .Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:1) изучить литературу о чтении и пользе чтения;2) ознакомиться с историей создания книги;3) узнать, какие детские книги остались в памяти у людей старшего поколения;4) провести исследование читательской культуры учащихся 5 «А» класса.Объект и предмет исследованияОбъект - люди разных поколений.Предмет - чтение.Методы исследования:В работе использовались эмпирические и теоретические методы.Эмпирические:Поисковый – поиск материаловАнкетирования, интервьирования, наблюдения среди учащихся 5 А класса, учителей МОБУ Гимназия №2 с.Бураево .Теоретические:Аналитический - библиографический и исторический анализ.Сравнения, классификации, обобщения полученных результатов.ГипотезаЧитательские интересы детей разных поколений с течением времени меняются.
3
II. Основная часть В работе я изучала историю зарождения книги, её эволюцию, а также историю печатной детской книги . Я установила, что каждая книга – это новое открытие! Читая, мы получаем возможность совершить путешествие во времени и погрузиться в глубину столетий, увидеть настоящее и заглянуть в будущее. Книга сыграла и продолжает играть важную роль в развитии нашей цивилизации. Гигантская, накопленная за века библиотека – надежная память человечества, где запечатлены его свершения и мечты, прозрения и заблуждения. Ещё «Повесть временных лет» говорит о ценности книг: "Книги суть реки, напояющие вселенную, источники мудрости, в них - неисчётная глубина". Чтобы развиваться, человеку необходимо знакомиться со всемирной классикой и больше читать. Читательская культура – основа личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и духовного развития личности.История рождения книги В ходе исследования мной было установлено, что в глубокой древности, когда человек перестал быть первобытным дикарём, он научился выращивать зерно, разводить скот, строить себе жилища. И тогда ему захотелось расширить связи при общении на больших расстояниях и научиться хранить и передавать знания будущим поколениям. В конце концов, человек научился читать, считать и писать. Тогда-то ему и понадобилась бумага! Для того, чтобы переписывать население больших городов, чтобы считать налоги…А вместе с письменностью и бумагой пришла книга. Но сначала это были наскальные рисунки в пещерах, потом папирус в Египте, бамбуковые дощечки в Китае, глиняные таблички в Вавилоне. Через многие столетия появились церковные книги средневековья, потом первая в России печатная книга «Апостол», далее первая печатная газета «Куранты» и так до наших дней…
Исследование позволило понять, что эволюция книги воплощает все основные достижения человечества.Все, наверняка, знают, что такое Библия . Именно в Библии и в Евангелии рассказывается о рождении Христа и его странствиях. Рассказывается и о том, как, бежав со всеми остальными иудеями из Египта, великий мудрец Моисей услышал голос Господа Бога, который сказал: «Моисей, поднимись на тот холм». Моисей послушался и взошёл. И тогда с неба ему на руки спустились 2 глиняных таблички, на которых было написано 10 Божьих заповедей. Эти дощечки называются скрижалями. Мы считаем, что зарождение книги началось именно с этих дощечек.Древние египтяне изобрели папирус . Длина такого свитка достигала порой 150 метров. 5
На смену папирусу пришёл новый писчий материал – пергамент .
Материал был прочным, но на изготовление одной книги могло пойти целое стадо. Называлась она кодексом . В древней Руси на пергаменте писали летописи и книги. Всем хорош был пергамент, и прочен. И долговечен, и удобен для письма. Только стоил он очень дорого: ведь на изготовление одной книги в 700 страниц нужно истребить целое стадо животных. Приобрести такие книги могли лишь очень богатые люди.Папирус и пергамент были очень дороги, поэтому стали писать письма и книги, черновики на дощечках, покрытых воском. На Руси писали на коре обыкновенной берёзы – бересте.Впервые бумага была изготовлена в Китае в 105 г. н.э .(приложение VIII, фото 1) Она оказалась дешевле и легче других писчих материалов. Бумага пришла в Европу от арабов. Начиная с ХII в., бумага стала самым удобным материалом для письма.Первыми создателями рукописных книг были монахи. Труд писца был очень почётен и приравнивался к великому подвигу. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. А художник заполнял страницы рисунками, причудливым шрифтом писал заглавие. Затем книгу одевали в переплёт, украшали серебром и драгоценными камнями. Крышкипереплёта замыкались застёжками. Одна книга делалась очень долго и стоила очень дорого (за неё давали табун лошадей).Таким образом, книги были подлинным произведением искусства и дорогим удовольствием.Знаменитые люди в истории книги Исследуя историю развития книги я установила, что Кирилл – монах и Мефодий – епископ (приложение IX, фото3), привезли с собой в Россию славянскую азбуку(приложение IX, фото4). Эта азбука называлась кириллицей, в честь одного из её создателей. Спрос на книги возрастал. Люди стремились ускорить и упростить процесс изготовления книг. И, хотя, впервые тексты печатать начали ещё в седьмом столетии в Корее, сначала при помощи доски с вырезанными буквами, а затем в Китае с использованием наборного текста, но настоящий прорыв в книгопечатании совершил немецкий изобретатель Гутенберг Иоганн (приложение IX, фото1). И.Гутенберг, немецкий ювелир и гравер, первым в Европе применил разборный шрифт и деревянный пресс для печатания книг (1450-е г.). Так был изобретён первый печатный станок. Первой книгой, отпечатанной Гутенбергом, была, конечно же, Библия, причём выполнена она была в рукописном стиле. Объяснением этому было недоверие, оказываемое публикой печатным книгам и считавшей их появление вмешательством дьявола, а кроме того, рукописные книги стоили гораздо дороже. Исследование показало, что история русской печатной книги – путь, отмеченный вехами счастья и горечи, блеска и унижений. Это путь от . 6
древнейших славянских изданий Франциско Скорины к Московскому печатному двору.Более четырехсот лет назад неистовый Иван Федоров Москвитин, бывший дьякон церкви Николы Гостунского и сын Белой Руси Петр Тимофеевич Мстиславец, таясь от царских прислужников, опасаясь и слуг господних, отпечатали первую русскую книгу «Апостол» (приложение VIII, фото2).А спустя почти столетие появилась на Руси первая детская книга – «Большой букварь». Сочинил ее и отпечатал ученик славного Симеона Полоцкого, поэт, монах Карион Истомин, автор и переводчик многих педагогических трудов, тот,кто впоследствии в «Книге вразумления» наставлял мудрости одиннадцатилетнего Петра I.Издавна детская книга воспитывала сердце и ум ребенка. У колыбели ее стояли великие люди России: Ломоносов и Державин, Карамзин и Пушкин, Чернышевский и Белинский... В первом российском журнале для детей, который основал Н. И. Новиков (приложение VIII, фото3), печатались сказки Пушкина и Ершова, басни Крылова, стихи Некрасова, рассказы Даля и Ушинского. Своеобразным учебником жизни была и есть детская книга, развивающая воображение ребенка, согретая теплотой чувств.В результате исследования выяснили, что сказка, былина, народная песня – вот истоки детской литературы. И не случайно главными героями «лицевых картинок» и «потешных листов» – далеких предвестников нынешней книжки для малышей, – дошедших до нас, были Илья Муромец да Никита Кожемяка, Бова Королевич и Еруслан Лазаревич. Молодецкая удаль, необычайные приключения, победа добра над злом... Ни времени, ни тлену неподвластны эти вечные мотивы...Книга в современном миреВ ходе исследования установлено, что книга всегда считалась величайшим шагом в истории человечества. И все относились к книге с уважением… Например, жители блокадного Ленинграда, чтобы хоть как-то согреться морозной зимой, сжигали стулья, столы, шкафы, но берегли книги. После войны люди тоже очень бережно относились к книгам. Одни книги обменивали на другие, читали вдвоём, втроём, а может, даже вчетвером.Но жизнь не стоит на месте. «Цифровая революция» не обошла стороной и книгу. В настоящее время в Интернете функционируют большое количество ресурсов и сайтов, на которых можно найти электронные версии книг самых разнообразных жанров. Сейчас, когда есть Интернет и новейшие технологии, всё стало доступным и возможным. В том числе и книга.Мы считаем, что книга доступна всем, но не каждый умеет ею правильно распоряжаться. И только настоящий читатель может получить максимальную пользу от чтения.Сейчас трудно найти человека, который не умеет читать. Но кому-то не хочется тратить свои деньги на замечательную книгу, а вместо этого он
7
покупает себе электронную книгу и говорит, что это удобно! Да, она не занимает много места и вмещает в себя целую библиотеку.Есть люди, которые не любят читать. Им проще посмотреть фильм, чем тратить время на чтение книги.Были времена, нашу страну считали “самой читающей в мире”. Достойное звание, стоит полагать. Ведь это означает - самая думающая страна в мире. В наше же время большинство людей предпочли книгам – телевизор, компьютер и др. Но стоит ли она того, эта замена?Видные мыслители, ученые, литераторы, общественные деятели, педагоги важное место отводили книге как источнику знаний, духовного и умственного развития человека. Великий русский писатель Максим Горький писал: «Книга - такое же явление жизни, как человек, она - тоже факт живой, говорящий, и она менее «вещь», чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком.».Что читали в детстве люди старших поколенийВ ходе исследовательской работы мной были взяты интервью у людей старшего возраста ). Это были люди разных поколений: мои учителя (Семёнова Т. М. – воспитатель группы продлённого дня, Гильмутдинова Г.Ф. –мой классный руководитель, Закирова Н.Р. – учитель русского языка и литературы); моя мама –Гильмутдинова Лариса ; мои тётя и дядя (Шайдуллина Фанзия Агзамовна и Пугавьёв Владимир Петрович), моя бабушка – Пугавьёва Татьяна Минаевна и жители с.Бураево (Пугавьёва Ирина Ивановна, Семенков Николай Фёдорович, Богданова Элеонора Ананьевна) Интервьюирование помогло установить, что детские книги остались в памяти у людей старшего поколения. Конечно, большинство вспоминает, как им читали в детстве сказки: русские народные, сказки иностранных писателей, русских писателей. Конкретно можно назвать «Аленький цветочек» А. Аксакова, «Снежную королеву» Г.Х. Андерсена, русские сказки «Коза-дереза», «Теремок», «Три медведя», «Конек-горбунок» П. Ершова, «Маленькая баба Яга» О. Пройслера, «Приключения Буратино или Золотой ключик» А. Толстого, «Путешествие голубой стрелы» , «Чипполино», «Джельсомино в стране лжецов» Д. Родари, сказки А.С. Пушкина. В школьном возрасте самыми любимыми были произведения А. Гайдара: «Тимур и его команда», «Голубая чашка», «Дальние страны». Запомнились роман В. Каверина «Два капитана», трилогия В. Осеевой «Динка», повесть «Четвертая высота» Ильиной. Юность прошла под впечатлением от книг: «Дикая собака Динго или Повесть о первой любви» Р. Фраермана, «Молодая гвардия» А. Фадеева,«Робинзон Крузо» Д.Дефо, «Три мушкетера» А. Дюма, «Человек-амфибия» А. Беляева и многие другие. «Много читали о войне и о подвигах пионеров-героев… Например, Алексеев С. «Наташка» , Драгунский В. «Арбузный переулок» (отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве), Георгиевская С. «Галина мама» (в небольшой повести 8для малышей рассказывается о воинской доблести), Герман Ю. «Вот как это было» (повесть написана от имени маленького героя Мишки, который описывает войну и блокаду) и др.»-вспоминают бабушки и дедушки.Дети советских времён любили читать о детстве Володи Ульянова (Ленина) . Это книги: «Рассказы о Володе Ульянове» Л. Кон, «Детские и школьные годы Ильича» А. И. Ульянова, «Ёлка в Сокольниках» А. Кононов, «Рассказы о Ленине» М. Зощенко и др., в которых описываются различные факты из жизни Ленина, о положительных чертах вождя. В советское время рассказы были включены в списки обязательного чтения для младших школьников.Мы установили, что эти книги не просто были интересными для чтения, но и побуждали к действию. «Любимыми книгами были книги А. Гайдара. Мы верили во все доброе, идеалами для нас тогда были честные, порядочные люди. Мы хотели быть похожими на друзей Тимура, ходили к старым людям, ветеранам войны, помогали им по хозяйству, приносили продукты из магазина» - рассказывает моя учительница Гильмутдинова Гульнария Фанавиевна . Книга в моей жизниИсследование помогло мне понять, что книга играет очень важную роль в моей жизни. Она для меня стала и учителем, и другом, и советчиком. Я родилась в читающей семье. В нашей семье книгу любят и ценят все. А любовь к чтению мне прививала мама с раннего детства. И книга для нас, действительно, лучший подарок.Мне нравится, что книгу можно купить, потрогать, понести, открыть, пролистать, полюбоваться красивой обложкой, посмотреть картинки и понюхать.«Призраки прочитанных книг»Я много читаю. Обычно перед сном, особенно по выходным. Когда мне очень нравится книга, читаю с интересом. И порой я думаю, что наш дом заселён «призраками прочитанных книг». Когда открываешь любимую книгу, все проблемы и заботы уходят в сторону. Непогода за окном стихает, ты и не замечаешь, как переносишься в другой мир. Мир, где живут твои любимые герои, ты так увлекаешься и сопереживаешь им, что не замечаешь, как летит время и перелистываются страницы. Просмотр фильмов, или электронные книги это совсем другое… Книга заставляет думать, воображение и фантазия работают в полной мере.Я помню всех героев когда-то прочитанных книг. Они напоминают мне о том, как правильно вести себя в той или иной ситуации, советуют в любом случае оставаться самим собой.Творчество, навеянное чтениемДля меня самое главное в процессе чтения– это миг, когда просыпается фантазия и разыгрывается воображение. Я так полюбила читать, что начала сама пробовать себя в творчестве.Я стала рисовать иллюстрации к прочитанным произведениям. Это получилось совершенно случайно. Рисовала обо всём 9 .
, что наиболее нравилось в прочитанных произведениях.Ещё я пробую писать стихи. В этом мне помогает моя мама .Конечно, они пока наивны и несовершенны, но, надеюсь, всё ещё впереди, потому что писательская работа доставляет мне удовольствие.«Не всякий, кто читает, в чтении силу знает».В рамках исследовательской работы мы проводили классные часы посвящённые чтению: «Роль книги в жизни человека», «Чудо – имя которого книга», «Книга – твой друг» и др. Проводили беседы о пользе чтения, об интересных фактах чтения, изучали пословицы и афоризмы о чтении и книгах . Изучив пословицы и поговорки о книгах и чтении , мы убедились, что они образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений. Не зря их называют жемчужинами народного творчества.Все мы помним русскую народную пословицу: «Не всякий, кто читает, в чтении силу знает». Нам показалось интересным узнать, как читают книги мои одноклассники. Мырешили это выяснить. Для исследования был выбран метод анкетирования. Нами была составлена анкета, состоящая из нескольких вопросов В анкетировании приняли участие 26 читателей в возрасте 12 лет.Цель данного анкетирования: 1) определение места и значения чтения и книги в жизни и развитии моих сверстников, выявить их литературные пристрастия; 2) подготовка к конференции «Шаг в будущее».Анализ результатов анкетированияПервый вопрос помог нам выяснить, любят ли мои одноклассники читать книги? Анкета показала, что только5 человека (что составляет 16 % детей) в нашем классе не любят читать, а остальные 21человек (что составляет 84 %) делают это с удовольствием (приложение II, таблица 1).Второй вопрос – о регулярности чтения. Учащиеся 5-а класса в среднем проводят от 0,5 часа до 1 часа в день за книгой. Так ответили 20человек из 27 опрошенных. Трое учащихся читают немного больше – около 1,5 часа. Ещё трое (Бикбулатов Радмир, Нуртдинова Найля, Гайфуллин Ильнар) проводят за книгой больше 1,5 часа в сутки. И лишь три из респондентов признались, что читают менее получаса в день и не каждый день Третий вопрос анкеты был направлен на выявление любимых литературных жанров читателей и звучал так: «Какие книги вам больше нравится читать?». Из шести вариантов ответов требовалось выбрать самые предпочитаемые жанры.Все люди разные. И каждый читает то, что ему нравится:Читаем мы обычно для души.У каждого свои есть предпочтения:Романы, пьесы, стихи -Кому что больше нравится для чтения. . 10
Анализируя анкеты учащихся, мы установили, что 64 % респондентов любят читать приключенческую литературу (Жаль, что классикой мало интересуются учащиеся, так как именно классика является основой формирования хорошего читательского вкуса.)Четвёртый вопрос анкеты помог нам выяснить у кого сколько книг в семейной библиотеке .Мы установили, что не у всех респондентов есть домашняя библиотека . Подводя итог анкетирования, мы сделали выводы:- самые популярные жанры этой возрастной группы: фантастика, детективы, ужастики;- у многих моих одноклассников достаточно развита потребность в книге не только как в источнике информации, но и как в необходимом спутнике жизни.Однако, к сожалению, некоторые не считают чтение важным элементом своей жизни. Поэтому представляется необходимым прививать современным школьникам интерес к книге и чтению.Исследования помогли нам понять, что книга зарождалась в глубокой древности и всегда считалась величайшим шагом в истории человечества.Данная исследовательская работа дала нам возможность:1) изучить литературу о чтении и пользе чтения;2) ознакомиться с историей создания книги;3) узнать, какие детские книги остались в памяти у людей старшего поколения;4) провести исследование читательской культуры учащихся 5 «А» класса.III. ВЫВОДЫАнализируя воспоминания информантов и результаты анкетирования сверстников, мы сделали следующие выводы:1) многие из перечисленных книг детства старших поколений известны и любимы нашим поколением;2) есть книги, которые пользуются меньшим спросом у современной детворы. Это произведения А.Гайдара: «Тимур и его команда», «Голубая чашка», «Дальние страны» и др., а также произведения о подвигах и героях Великой Отечественной войны. В школьном возрасте детей второй половины XX века эти произведения были любимыми произведениями;3) существуют книги, которыми зачитывались дети советской России, но их современные дети не читают. Это книги о Ленине. С течением времени меняется история, а вместе с ней меняются взгляды людей и их интересы, в том числе и читательские.Таким образом, в результате исследования наше предположение о том, что читательские интересы детей разных поколений с течением времени меняются, подтвердилось.
11
IV. Источники информации1.
2. Смородинская М.Д., Маркова Ю.П. О культуре чтения: что нужно знать каждому.-М.: Книга, 1984.3. Чирва А. Книга в твоих руках (Книга для учащихся - М.,»Просвещение», 19854. Чубарьян О.С. Человек и книга.-М.: Наука, 1978.5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Книга6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Повесть_временных_лет7. http://russian.china.org.cn/Sci-Edu-Cult/txt/2005-03/02/content_2158185.htm8. http://ru.wikisource.org/wiki/О_царе_Петре,_прелюбезный_сыне_(Карион_Истомин)
12
Приложение IВопросы для информантов1. Ваша фамилия, имя, отчество и год рождения.2. Где проходило Ваше детство?3. Любимые занятия в детстве.4. Любили ли Вы читать?5. Что читали?6. Какие Ваши любимые произведения детских лет?7. Как относитесь к чтению сейчас?8. Какие детские журналы были во времена Вашего детства?9. Сохранились ли у Вас детские книги времён Вашего детства?
Анкета читателя (для уч-ся 5-а класса.)Фамилия, имя __________________________________1. Любите ли вы читать?а)Да. б) Нет.2.Сколько времени вы проводите за книгой?a) 0,5 часа; б) 1 час; в) 1,5 часа;г) другой вариант_______________________________3. Какие книги вам больше нравится читать?a) классику; б) приключения; в) детективы; г) фантастику;д) другое___________________________4. Сколько примерно книг в вашей семейной библиотеке?a) около 100; б) около 1000; в) больше 1000;г) у меня нет семейной библиотеки.
Приложение IIТаблица 1.Любят читать 21 человека, что составляет 84 %Не любят читать 5человека, что составляет 16 %
Таблица 2.30 минут 9 человек, что составляет 37 %1час 5человека, что составляет 26 %1,5 часа6 человека, что составляет 16 %другое 6 человека, что составляет 21 %
Таблица 3. (многие учащиеся отмечали по 2-3 жанра)Приключения 12 человек, что составляет 63 %Классика 2 человек, что составляет 15 %Детективы 4 человека, что составляет 21 %Фантастика 5человек, что составляет 31 %Другое 3 человека, что составляет 16 %
Таблица 4.более 3 человека, что составляет 16 %около 10 человек, что составляет 42 %Нет семейной библиотеки 10 человек, что составляет 42 %
Приложение II• Любите ли ты читать?
• Сколько времени ты проводите за чтением?
• Какие книги тебе больше нравится читать?
• Сколько примерно книг в вашей семейной библиотеке?
Приложение III
Приложение IVСтихи Гильмутдиновой Лианы, ученицы 5-А класса
Бегемот-Эй! Послушайте скорей!Лев совсем не царь зверей!Эта челюсть такова,Что прокусит даже льва!Почему не видно тронаИли царственной короны?-Хо-хо-хо, мои пять тоннНикакой не сдержит трон!
ОрелНа скале он строит дом,Жить ему не страшно в нем.Два могучие крылаУ хозяина орла.
Дятел.Дерево долбил, долбил,И жуков он там добыл.Даром времени не тратилДлинноклювый пёстрый дятел.
СнегириОднажды на калину,На засохшую малинуНапали снегири.И вьются, и клюются,И ягодой плюютсяДо утренней зари.С зарёю улетают..Как шоколадки тают!
***Событий много в истории разных…У ветеранов – звёздочек красных.А у соседе машина – «Победа»!Вся грудь в орденах у нашего деда!Ведь воевал под БерлиномОн где-то…ЛетоУж я летом отдыхала:Я на солнце загорала,Я купалась в речке синей,Чтобы стать красивой, сильной.Я гуляла, рисовала.Книжки тоже я читала!Я на роликах каталась.Хорошо мне отдыхалось!
***Лето – чудная пора!Просыпаюсь я с утра,Загляну в окно скорей –А за ним много зверей…Чёрные и белые,Даже загорелые!Например, лягушки,Мелкие подружки.Загорели дочерна!..Летом жизнь чудес полна!
***Наша школа, просто класс!Я зайду туда сейчас.Буду хорошо учиться.От уроков не отбиться!Дали нам заданье на дом…Орфограммы льются градом.
***Выпал беленький снежок.Бегал по полю Пушок.Заморозил бедный лапки!..Теплые свяжу ему я тапки.Пусть он лапки не морозитИ на санках меня возит!