Методическая разработка социального проекта «Наши бабушки и дедушки»


Социальный проект
"Наши бабушки и дедушки".
Цели и задачи:
- формировать у детей интерес к познанию истории своей семьи; убеждения о важности семьи в жизни человека; духовные и нравственные качества, мировоззрение обучающихся, их гражданское, сознательное и бережное отношение к пожилым людям;
- воспитывать у учащихся чувства любви и уважения к бабушкам и дедушкам, гордости за свою семью;
- развивать познавательные способности детей, включать их в творческо-поисковую деятельность; связную речь и обогащать словарный запас, расширять кругозор.
В результате проекта ученики должны оценить своё отношение к бабушкам и дедушкам, предложить пути улучшения отношений к ним, оказания посильной помощи, выразить свою благодарность за постоянную заботу, помощь и поддержку, что поможет им социализироваться, попробовать себя в роли ответственных и активных членов социума и получить навык толерантного общения.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Вы начать урок готовы? (Да!)
Будем думать, рассуждать
И красиво отвечать!
2.Актуализация знаний.
- Как вы понимаете русскую народную пословицу: «В гостях хорошо, а дома лучше»?
- Родной дом- это исток, начало начал, крепость, кров, очаг, причал. У каждого он свой. Родной дом - это и детство в нем, и сказки, и родные люди.
- «Постройка» дома. Когда строят дом?
(Дом строят, когда надо где-то жить, когда создается семья.)
- Изначально дом называли - жилище, изба. В древне - русском языке слово «истба» означало «баня - теплое помещение». Чтобы всем в доме было тепло, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужно, чтобы в моём доме была доброта. А вам? (Уважение, понимание, уют, забота, любовь…)
- Мы построили дом, в котором тепло. Соберите в ладони свое тепло, пусть его будет много. Почувствуйте это тепло, раскройте ладони и поделитесь теплом друг с другом.
3.Презентация проекта.
- А кто кроме вас и ваших родителей, наполняет дом теплом, добротой, заботой и любовью? (Бабушки и дедушки)
Доброта.Мимо стульев, книг, игрушек,Мимо рыжего кота,Пухлых розовых подушекШла по дому доброта.Шла по дому доброта,Всех любя и всех жалея,Даже старая тахтаСтала мягче и теплее.Доброта неспешно шла,Поправляя одеяло,К детям тихо подошла –Доброй песней укачала.Платья, кофточки, рубашкиНаполнялись добротой,В доброте купались чашки,Дом светился красотой.На поднос вскочили плюшки,Чайник принялся плясать.В старых часиках кукушкаСтала снова куковать!Кто же, кто она такаядоброта? Скажу вам я:Доброту я с детства знаю.Это бабушка моя!
(Е. Раннева)
- Сегодня мы представляем презентацию проекта «Наши бабушки и дедушки».
- Цели нашего проекта?
1.Узнать историю своей семьи
2. Подарить радость бабушкам и дедушкам.
- Этапы проекта:
Рисунки, поделки, творческие работы, стихи, частушки, песни, сообщения.
Акция «Забота».
Сбор материала по группам: пословицы и поговорки, анкета,
Высказывания великих людей.
Портфолио, родословная.
Редактирование и оформление.
Презентация.
- 14 декабря 1990 года Генеральная Ассамблея ООН постановила считать 1 октября Международным Днём пожилых людей. Этот праздник возник в XX веке. Сначала День пожилых людей начали отмечать в Европе, затем в Америке, а потом - во всём мире. Например, в Японии есть особый праздник "День почитания пожилых людей". Но японцы называют их иначе - "люди серебряного возраста". Праздник отмечают в сентябре. Согласно очень старой традиции, прожив 5 раз по 12 лет, японец достигает 60-летнего возраста и входит в новое состояние... он возвращается в младенчество. Напоминанием такого возвращения становится красный жилет и маленькая шапочка, которые дети и внуки дарят своим близким в их праздник. Цвет жилета меняется с возрастом. На 70 и 77 лет готовят жилет сиреневого цвета, на 80, 88, 90 лет - желтый, а на 99 лет - белый. А в Польше отмечают День бабушки 21 января и, следом за ним, 22 января - День дедушки. В эти дни маленькие и взрослые внуки поздравляют своих любимых бабушек и дедушек, дарят им цветы и подарки, обязательно заходят в гости. А те с радостью встречают своих внуков и, как правило, угощают сладкими пирогами.
- В преддверии Дня пожилых людей наш класс принял участие в конкурсе рисунков «Наши бабушки, наши дедушки», который организовал «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Вымского района». Выставка рисунков была оформлена в центральной детской библиотеке села Айкино. Кроме этого во внеурочное время ребята в группах выполняли следующие задания:
Узнать значение слова: бабушка, дедушка; ласковое обращение; пословицы и поговорки.
Найти высказывания великих людей о старости.
Узнать профессии бабушек и дедушек.
Исследовать: как вы помогаете бабушке и дедушке; что их радует? Что бабушка и дедушка делают для вас?
Исследовать: сколько бабушек и дедушек; их возраст; самые молодые – сколько лет; кто старше всех: сколько вместе прожили лет.
Откуда родом бабушки и дедушки?
- Значение слова: бабушка, дедушка; ласковое обращение; пословицы и поговорки (Выступает с сообщением группа № 1).
- Творческая группа ребят нашего класса участвовала в акции «Забота», выступала перед ветеранами педагогического труда в школе и ветеранами села в музее и в Доме культуры.
День пожилого человека
Пожилой человек – это тот, кто живет очень долго,Преисполненный чувства гражданского долга,Кто умеет любить, кто умеет мечтать,Кто чужие ошибки умеет прощать!Пусть он возрастом стар, человек пожилой,Но душою и сердцем всегда молодой,Жизнь умеет ценить и живет для других!Мы поздравить пришли всех людей пожилых!Пожелать, чтоб родные относились с любовью!Пожелать вам удачи, долгих лет и здоровья!Чтобы ваша душа была счастьем согрета!Знайте, вы нам нужны еще многие лета!
(Н. Веденяпина)
- Высказывания великих людей о старости (Выступает с сообщением группа № 2)
- Профессии бабушек и дедушек (Выступает с сообщением группа № 3)
- На каникулах ребята приняли участие в конкурсно - игровой программе «Наши бабушки, наши дедушки». 28 октября Международный день бабушек и дедушек. Ученики нашего класса пригласили своих бабушек и дедушек, и перед ними выступила творческая группа: читали стихи, пели частушки. Все участвовали в конкурсах. Дети сделали подарки. Были вручены благодарности ребятам и классному руководителю за участие в акции «Наши бабушки, наши дедушки». (Звучит песня «Бабушка и дедушка» в исполнении учеников)
- Исследование: как вы помогаете бабушке и дедушке; что их радует? Что бабушка и дедушка делают для вас? (Выступает с сообщением группа № 4)
- На классном часе ребята рассказывали о своих бабушках и дедушках, готовили сообщения и презентации. Лучшие работы войдут в портфолио учеников.
- Исследование: сколько бабушек и дедушек; их возраст; самые молодые – сколько лет; кто старше всех: сколько вместе прожили лет; откуда родом бабушки и дедушки. (Выступает с сообщением группа № 5 и № 6)
- На занятиях по риторике ребята изучали родословную семьи, а на уроках изо и технологии создавали генеалогическое древо.
- Творческая работа учеников: презентации и стихи собственного сочинения.
4. Рефлексия.
- Для подведения итогов нашей работы над проектом предлагаю вам в группах сочинить синквейн: бабушка, дедушка, дети, дом, семья, проект (разноуровневая работа).
- Что нового узнали, участвуя в проекте? Во всем мире с глубоким почтением относятся к пожилым людям. Долг каждого из нас - сделать так, чтобы люди не только жили дольше, но и чтобы жизнь их была более разнообразной, полноценной, приносящей удовлетворение.
Семья-это счастье, любовь и удача,
Семья-это летом поездка на дачу.
Семья-это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья-это труд, друг о друге забота,
Семья-это много домашней работы.
Семья-это важно! Семья-это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая эта семья!
- Хорошо, когда в вашем сердце живут близкие люди и когда вы живете в их сердцах. Пусть ваш домашний очаг всегда светится любовью и счастьем!