Экспериментальная работа Гобелен в художественной школе


КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
По истории изобразительного искусства
«ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
класс
Преподавателя художественного отделения
МБОУ ДОД «ДМШ п. Стодолище»
КАЗАКОВОЙ И.В.
2013 г.
Тема урока: «Цветоведение» (1класс)
Цели урока:
-Воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к изучению науки о цвете.
-Развивающая: развить навыки использования полученных знаний о цветоведении на практике.
-Обучающая: продолжить знакомство обучающихся с терминами в цветоведении.
Задачи:
-Изучить понятия «Цветовой круг», «Основные и дополнительные цвета», «Тёплые, холодные цвета», «Насыщенность», «Контраст», «Светлота», «Воздушная перспектива», «Колорит». -Закрепление теоретических знаний в работе с репродукциями.
Оборудование для учащихся:
- тетради, ручки;
- иллюстративный раздаточный материал;
-наглядные пособия.
Оборудование для преподавателя:
-Презентация на электронном носителе;
-методические наглядные пособия;
-доска, маркер.
Структура урока:
1-организационный момент – 5 мин.
2-изучение нового материала- 40 мин.
а).Введение в тему урока – 5 мин.
б).Объяснение новой темы и презентация нового учебного материала- 20 мин.
в).Задание с репродукциями картин -10 мин.
-2-
3-Подведение итогов, закрепление полученных знаний – 5 мин.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие; проверка готовности учащихся и кабинета к уроку.
2.Изучение нового материала.
а). Введение в тему урока
Основные термины:
Основные и дополнительные цвета – 8 цветов и их оттенков, расположенных в цветовом круге.
Тёплые цвета – жёлтый, оранжевый, красный и их оттенки.
Холодные цвета – синий, голубой, фиолетовый и их оттенки.
Насыщенность – предельная яркость цвета.
Контраст – противопоставление светлого тёмному, яркого бледному и т.д..
Светлота – стремление цвета к белому.
Колорит – цветовое единство картины.
б).Объяснение новой темы и презентация нового учебного материала
Цветоведение – наука о цвете. Цвет служит одним из основных средств художественной выразительности. «Цвет вообще, - писал Гёте, - вызывает в людях большую радость». Наиболее распространённые понятия о красоте в народной эстетике связаны с цветом; они нашли отражение и в народном декоративно – прикладном искусстве и в метафорах русского фольклора,таких, как «море синее», «красная девица» и других. В цветоведении есть свои правила и законы. Чтобы получить новые оттенки каждого цвета, можно прибавлять к нему разное количество белого или чёрного. Получаемый при этом цветовой тон будет отличаться НАСЫЩЕННОСТЬЮ и светлотой.
Светлые или бледные цвета: это цвета, содержащие то или иное количество белого цвета.
Темные цвета: это цвета, содержащие чёрный или дополнительный цвета.
-3-
Яркие или насыщенные цвета: это цвета, в принципе не содержащие ни белый, ни серый, ни чёрный, ни дополнительные цвета. Тусклые цвета - это цвета, содержащие то или иное количество серого или дополнительного цветов. При психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета. Это влияние очень тесно связанно с оптическими свойствами цвета.
Психофизиологическое воздействие цвета в значительной степени зависит от: большей или меньшей насыщенности цвета, размера цветового пятна, расстояния и направления откуда воздействует цвет. Цвет ,расположенный по вертикали воспринимается легким, диагональ - динамика, горизонталь - устойчивость.
Итак, каждый цвет по-разному влияет на наше настроение, мысли, идеи и даже поступки.
Теплые цвета: это цвета, расположенные в хроматическом круге, начиная с желтого и заканчивая красно-фиолетовым. Однако, учитывая феномен влияния одного цвета на другой, например, красно-фиолетовый может казаться более теплым, если он расположен рядом с холодным зеленым цветом, и более холодным, если рядом с ним расположен теплый цвет, например, оранжевый.
Холодные цвета: это цвета от сине-фиолетового до желто-зеленого. Однако, желто-зеленый может казаться более холодным рядом с красным и более теплым рядом с синим.
Цвет имеет огромное значение в жизни человека: он может оказывать влияние
на наше настроение, самочувствие, и люди научились этим пользоваться.
ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ:
Запишите определения:
Тёплые цвета – жёлтый, оранжевый, красный и их оттенки.
Холодные цвета – синий, голубой, фиолетовый и их оттенки.
Насыщенность – предельная яркость цвета.
Контраст – противопоставление светлого - тёмному, яркого- бледному и т.д..
Светлота – стремление цвета к белому.
-4-
Колорит – цветовое единство картины.
в). Задание с репродукциями картин.
Учащимся раздаются репродукции картин по которым они должны
определить все новые понятия ,термины и показать их.
3.Подведение итогов, закрепление полученных знаний
Проводится опрос учащихся для закрепления полученных знаний. Выставляются оценки за работу на уроке.
Список используемой литературы:
1. Гнедич П.П. Мировая живопись. – М.:Эксмо, 2012.-240с.: ил.
2.Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 2010. – 158 с.: ил.
3.Популярная художественная энциклопедия. – М: Эксмо,2011 – 447стр. : ил.
-5-