Эссе на тему: Мои педагогические находки


Эссе: «Мои педагогические находки»
«Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию...» (Л. Толстой)
Учитель… Педагог. А кто он такой? Учитель не только тот, кто дает уроки, учит детей, проверяет домашние задания. Педагогу нужно всегда быть в центре событий, быть современным, уметь подготовить ребят к взрослой жизни, где они должны быть востребованными, конкурентоспособными, а также научить самим находить и добиваться своего, а не «ждать у моря погоды».
Образование с каждым годом меняется, появляются новые технологии и методы преподавания. Учитель должен успевать все попробовать в своей работе и найти самое лучшее в своей работе.
Я окончила Тувинский государственный университет, а именно филологический факультет. Работая в школе девять лет, я выработала главное: привить любовь к родному языку и литературе, как к учебному предмету, повысить языковую культуру, углубить и расширить знания. И сегодня я полностью согласилась с высказыванием великого человека Конфуция «Учитель и ученик растут вместе...».
Считаю отличной методической находкой использование на уроках интерактивных методов. Особенно хорошо они действуют в технологии групповой работы. Групповая работа эффективна тем, что во время работы каждый ребенок осознает свою ответственность, обязанность и значимость для своей группы. Потому что в этой методике очень важно то, чтобы работали все ребята, а не два или три лидера. И эту работу целесообразнее начать уже с начальных классов.
Можно с уверенностью сказать, что использование на уроках родного языка и литературы материалов русского и других языков стала привычкой. Например, при изучении пьесы Виктора Көк-оола «Хайыраан бот» уместно использование в виде сопоставления пьесы «Ромео и Джульетта» Уильяма Шекспира, а также можно работать с пьесой Салчака Тока «Дөңгүр-оол» с комедией Дениса Фонвизина «Недоросль». Работу можно строить сопоставлением образов главных героев, выявление авторской позиции и проблем произведений. Ещё физминутки делаем на трёх языках: на родном, на русском и на английском. Например, «Алдын хүн хүннеп турзун», «Пусть всегда будет солнце», «May there always be sunshine». Такого рода сопоставления вызывают интерес, а самое главное желание самим решить «задачу урока». Ученики сами читают, выделяют главное, находят как сходства, так и различия.
Обучение детей в системе диалог культур прививает любовь и уважение к обычаям и традициям как своего, так и других народов. Необходимо научить детей жить в обществе носителей различных языков и при этом чувствовать себя не «чужими», понимать и принимать их традиции и ценности, но и своих не забывать.
Кроме технологии «диалог культур», часто использую элементы технологии критического мышления через чтение и письмо. Так как уже третий год подряд работаю с девятыми классами, мне эта технология очень помогает. Ведь главными целями учителя, работающего в 9 классе, являются формирование стиля мышления, самовыражение, выявление различных точек зрения, в том числе и своего, развитие аналитического мышления, выбирать главную и отделить второстепенную информацию, понимать свои и чужие ошибки в рассуждениях, делать выводы. А достичь всего этого поможет именно технология критического мышления.
В этом году с 6-ым классом начала вести внеурочное занятие «Ыраажы-Хем». Вместе с ребятами выпускаем школьную газету один раз в четверть. Основными целями работы являются: привитие интереса у учащихся к поэзии, подбор школьной информации и их корректировка. В газете публикуем стихи-самосочинения и сочинение-описания, новости о школьной жизни, поздравления к знаменательным датам. Считаю, что сочинения в основном на свободные темы дают лучше понять внутренний мир детей, уровень его словарного запаса, особенности мышления. И каждый раз проверяю их сочинения, убеждаюсь в том, что я не ошиблась своей профессией. Потому что проникнуть в мир ребенка и смотреть на все их глазами бывает порой очень интереснее и увлекательнее, чем реальность. Очень уважаю и люблю своих учеников, горжусь ими.
Закончу свое эссе словами великого русского писателя Льва Толстого: «если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ник делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».
Монгуш Чаяна Анатольевна,
учитель родного языка и литературы
МБОУ СОШ с.Хондергей Дзун-Хемчикского кожууна РТ