Эссе Мои методические находки


Муниципальное бюджетное учреждение
Хадынская средняя общеобразовательная школа
Пий-Хемского кожууна Республики Тыва
Эссе на тему:
«Мои методически находки»
учителя русского языка и литературы
МБОУ Хадынской СОШ
Пий-Хемского кожууна
Республики Тыва
Монгуш Людмилы Чараш-ооловны

Хадын.
Эссе на тему: «Мои методически находки»
учителя русского языка и литературы
МБОУ Хадынской СОШ Пий-Хемского кожууна Республики Тыва
Монгуш Людмилы Чараш-ооловны
Велика и ответственна роль учителя русского языка в школе с поликультурным компонентом. Он не только учит детей своему предмету, но и решает средствами русского языка важные воспитательные задачи.
Родным языком дети овладевают задолго до поступления в школу, а с русским большей частью начинают знакомиться только в школе. При этом дети сразу попадают в условия учебного двуязычия, когда им даются знания и прививаются умения и навыки параллельно на двух языках – родном и русском, и это не только облегчает учащимся-тувинцам изучение русского языка, но и выдвигает свою проблему. Суть этой проблемы в том, что, с одной стороны, изучение русского языка опирается на знания родного языка, с другой – родной язык затрудняет усвоение русского языка.
Русский и тувинский языки относятся к разным языковым группам. Я считаю, что успех работы учителя русского языка в поликультурной среде во многом зависит от того, в какой степени он сумеет учесть особенности родного языка учащихся.
Учитель русского языка, работающий с учащимися - тувинцами, должен хорошо знать не только строй и богатство русского языка, но и особенности родного языка учащихся: без этого он не может достичь в своей работе желаемых результатов.
У каждого учителя есть свои секреты мастерства, свои секреты обучения. В моей работе – это обучение русскому языку с опорой на знания учащихся по родному языку.
Поэтому, работая в школе в течение многих лет, я выделила главное в своей педагогической деятельности: привить любовь к русскому языку, пробудить интерес к нему как учебному предмету, повысить общую языковую культуру, углубить и расширить знания обучающихся, помочь старшеклассникам сориентироваться в выборе профессии. Кому, как ни учителю-словеснику, важно помочь ученику выбрать профиль, удовлетворить его познавательные интересы в гуманитарной области? Каждый раз задаю себе вопрос: как организовать работу на уроке, чтобы заинтересовать ученика, мотивировать на самостоятельное приобретение новых знаний?
С самого начала необходимо с нашей категорией детей тщательно работать над словом, поскольку словарный запас у детей очень мал, а речь не развита. Даже, казалось бы, общеупотребительные слова часто не могут быть поняты и истолкованы ими верно. Следует проводить работу по подбору синонимов и антонимов, а также использование родного языка, а в частности, переводного способа толкования слов, в силу того, что нередко именно посредством перевода на родной язык можно наиболее точно и минимальной затратой времени раскрыть значение незнакомого слова.
Привлечение родного языка необходимо также в тех случаях, когда понимание синонима или антонима к слову представляет большую трудность для учащихся, чем само объясняемое слово, например:
изуродованы – искажены; лихой – удалой; избалованный – изнеженный и т.д.
Известно, однако, что значительную часть лексического состава языка представляют многозначные слова, объем значений, которых не совпадает в двух языках. И еще, некоторые слова могут вообще отсутствовать в лексической системе другого языка, кроме того, в учебных текстах имеется также немало слов, связанных с традиционным русским бытом, исконно русской культурой, многие из которых сейчас малоупотребительны или устарели. Это, в основном, фольклорная лексика сказок, песен, басен, пословиц и поговорок (красна девица, Баба-Яга, Серый Волк, избушка на курьих ножках и т.д.).
При работе над расширением словарного запаса применяю технологию достижения оптимального чтения, куда входят диктанты по методике Федоренко, жужжащее чтение по методике Зайцева, чтение перед сном, ведение читательских дневников детьми.
Чтобы расширить кругозор учащихся, научить их формулировать собственное мнение, а также объективно оценивать себя, других считаю отличной методической находкой использование на уроках интерактивных методов. Особенно хорошо они действуют в технологии групповой работы. Мне кажется, что именно работа в группах разного состава, распределение ответственности, анализ ошибок позволяет раскрыться личности ребенка в полном объеме. Роль учителя здесь тоже меняется: он занимается организацией общего направления, определяет время и порядок, дает консультации... При этом у учеников появляются дополнительные источники информации: словари разных типов, книги, энциклопедии, компьютерные программы. Учащиеся обращаются к социальному опыту своих товарищей. При этом ребята учатся общению, умению преодолевать конфликты, находить совместные пути решения проблем, идти на компромиссы. Важно проследить, чтобы в группе работали все члены, а не два-три лидера. 
Задания нужно давать так, чтобы они не дублировали, а дополняли друг друга. Такую работу на уроках русского языка я начинаю уже в пятом классе. От работы в парах (взаимопроверка, «Грамматическое домино» и т.д.), в группах сменного состава до серьезных «Вертушек». Причем стараюсь, чтобы каждый раз ученик пробовал себя в группе в разных ролях. 
В моих классах отработан прием владения терминами – это систематические словарные диктанты в различных вариациях: запись слов по формулировке термина, по рисунку, по чтению фрагмента из художественной литературы и т.д. Это позволяет развивать не только грамотное письмо, но и умение разбираться в прочитанном. Здесь тоже хорошо помогает групповая работа.
Активные формы в учебном процессе делают урок интересным, захватывающим, а во внеклассной работе без них просто не обойтись. Дети часто скучают, на проводимых мероприятиях, и чтобы этого не произошло, необходимо в воспитательной работе использовать активные нетрадиционные формы.
Если же говорить об активных методах в нашей сегодняшней жизни, то самыми эффективными являются методы самовоспитания, использование которых повышает инициативу детей, учитывать их индивидуальные особенности и тем самым усиливает воспитательное воздействие любого урока.
Поэтому для себя я открыла метод рефлексии. Внедряю развивающие дидактические приёмы и речевые обороты типа «Хочу спросить…», «Для меня сегодняшний урок…», «Я бы сделал так… и т.д.».
Ещё одной своей методической находкой считаю использование нетрадиционных форм учебных занятий - интегрированный урок, который проводится в течение целого учебного года в режиме погружения, в разных жанрах, с использованием большого количества приемов. Возможно проведение серии уроков в рамках целой темы. Ведут уроки 2-3 педагога, 60-80 % урочного времени отводится творчеству учащихся. Если речь идет об интегрированных гуманитарных уроках, то здесь используются различные способы воздействия на учащегося: показ репродукций картин, музыкальный ряд, телевидение, пресса, декламация, чтение и показ документов эпохи.
Также урок с дидактической игрой. Дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Структура дидактической игры: игровой замысел; правила, игровые действия; познавательное содержание, или дидактические задачи; оборудование; результат игры.
Основой дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении знаний и умений, применяемых при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Оборудование игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это и наличие технических средств обучения, и различные средства наглядности, и дидактические раздаточные материалы.
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока.
Следующая интересная находка - урок-диалог.
Методические особенности урока-диалога
Переопределение общей учебной проблемы каждым учащимся, порождение им своего вопроса как загадки, трудности, которая пробуждает мысль, а не снимает проблему.
Смысл урока-диалога - в постоянном воспроизведении ситуации «ученого незнания», в сгущении своего видения проблемы, своего неустранимого вопроса-парадокса.
Выполнение мысленных экспериментов в пространстве образа, выстроенного учеником. Цель - не решить проблему, а углубить ее, вывести на вечные проблемы бытия.
Позиция учителя: ставя учебную проблему, учитель выслушивает все варианты и переопределения. Учитель помогает выявить различные формы логики разных культур, различные точки зрения, и поддерживает их культурными концепциями.
Позиция ученика: ученик в учебном диалоге оказывается в пространстве разных культур.
Иногда среди учителей (особенно «старой» закалки) слышу негативные отзывы о компьютере. Разве только ленивый не ругает сегодня Глобальную сеть : и отвлекает это детей, и заставляет шаблонно мыслить… А если все это заставить работать «на себя»? Например, составленные мною компьютерные презентации вдохновили учащихся на собственные проекты. И теперь нередко в роли учителя со своим творчеством на уроке выступает ученик!
Русский язык – это такой предмет, результаты изучения которого и владение им определяются не только школьным обучением, но и в значительной мере и социумом, в котором живёт ребёнок, окружающей его языковой и нравственно-эстетической средой. Сегодня не только педагоги, учителя, методисты видят и понимают, что в преподавании русского языка не всё благополучно, об этом свидетельствуют не только экзаменационные испытания разного рода, но и реалии повседневной жизни. Обучение русскому языку происходит в сложных условиях: снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, речь засорена неоправданными заимствованиями и профессионализмами. Загрязнение языковой среды не может не оказать пагубного воздействия на речевую культуру личности.
Речь – это одна из высших психических функций человека. Правильная родная речь в двуязычном обучении – залог успешного освоения и овладения русским языком, а в дальнейшем и другими языками мира. И отсюда следует: чтобы стать успешным не только в учёбе, но и во всех сферах жизни, школьник должен освоить все правила родного и параллельно русского языка. Именно поэтому особая роль в развитии и совершенствовании речевой культуры общества, конечно же, принадлежит учителю.