Развитие артистичности, как фактор формирования активной жизненной позиции младших школьников в условиях современного образовательного пространства

087

Развитие артистичности, как фактор формирования
активной жизненной позиции младших школьников
в условиях современного образовательного пространства
Синягина Жанна Николаевна
Аннотация: В статье ставится задача рассмотреть эффект воздействия театральной деятельности на эмоциональное раскрепощение ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению. В результате анализа показано, что занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность радоваться, тревожиться и сопереживать. Овладевая навыками выразительного чтения, используя жесты, мимику и телодвижения, дети становятся творческими и активными, умеющими мыслить и чувствовать.
Ключевые слова: эмоциональное раскрепощение; сценическое искусство; выразительное чтение; театрально-игровая деятельность
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка, в первую очередь, на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность; Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это и может дать театрализованная деятельность.
С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств - музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Каждый хочет в совершенстве владеть словом для решения своих личных и профессиональных проблем. Яркая, убедительная, привлекательная речь особенно необходима учителю и воспитателю, так как эмоционально окрашенное слово является инструментом педагогического воздействия.
У всех звуков, из которых складывается слово, своя душа, своя природа, своё содержание, которые должен почувствовать говорящий. Если же слово не связано с жизнью и произносится формально, механически, вяло, бездушно, пусто, то оно подобно трупу, в котором не бьётся пульс. Живое слово насыщено изнутри.
Выразительность устной речи позволяет развивать во внеурочной деятельности литературно-театральный кружок «Арт-фантазия». Каждое занятие начинается с упражнений по технике речи. Используются такие средства выразительности устной речи как: дыхание (непроизвольное, произвольное); дикция (ясность и чистота произношения); интонация; пауза (логическая, психологическая), темп (медленный, быстрый, прерывистый), ритм; мелодика речи (движение голоса), ударение (фразовое, логическое, эмфатическое).
Программа кружка состоит из пяти разделов.
Раздел – “Театральная игра” – направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относится к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Раздел - “Ритмопластика” – включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей учащихся, обретение ими чувства гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Раздел - “Культура и техника речи” – объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словами, развивающие связанную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Таким образом, условно все упражнения можно разделить на три вида:
Дыхательные и артикуляционные упражнения.
Дикционные и интонационные упражнения.
Творческие игры со словами.
Раздел - “Основа театральной культуры” – призван обеспечить условия для овладения детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональными терминами театрального искусства.
1. «Особенности театрального искусства»
2. «Виды театрального искусства»
3. «Рождение спектакля»
4. «Театр снаружи и изнутри»
5. «Культура зрителя»
Раздел – “Подготовка спектакля” – является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы:
1.“Знакомство с пьесой”
2.“От этюдов к спектаклю”.
Главная задача этих занятий – снять приобретенные зажимы, развить познавательный интерес к театрально-игровой деятельности, выработать навыки работы в группе и – самое главное – научить получать удовольствие от своей работы и работы товарищей.
Предлагаемые занятия предполагают работу одновременно со всем классом, так как занятия направлены на знакомство, создание в классе дружеской атмосферы, взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом, развитие эмоционально-волевой сферы, совершенствование внимания, памяти, воображения, процессов мышления, нравственных представлений. Такая форма работы позволяет выявить детей с личностными проблемами.
Все игры и упражнения проводятся в музыкальном сопровождении. Это позволяет сделать занятия более эффективными и эмоциональными.
Именно внеурочная деятельность литературно – театрального кружка дает детям реальную возможность познакомиться с искусством шире и использовать неязыковые средства выразительности. Невербальные средства: мимика, жесты, телодвижения, жесты, поза – все это является дополнительными средствами воздействия на слушателей.
Учащиеся, которые овладевают навыками выразительного чтения – дети творческие, умеющие мыслить и чувствовать. Такие ребята легко справляются и с докладом, и с конкурсом чтецов. Им легко и интересно учиться, а главное они доставляют радость всем тем, кто их слушает. Эти дети проявляют активность и творчество в учебной, внеклассной и внеурочной деятельности.

Литература
Аксенов В.Н. Искусство художественного слова. М., 1954. – С. 95.
Актуальные проблемы методики чтения. М., 1992.
Буяльский Б. А. Искусство выразительного чтения. – М., 1986. –С.4.
Богуславская Н.Е., Кунина Н.А. Веселый этикет. Екатеринбург, 1997.
Бондаренко А. Интересен ли знак ударения? / / Начальная школа. – 1989. - №12. – С. 21-22.
Боярский Б.А. Искусство выразительного чтения. М., 1986.
Генералова И.А. Интегративный предмет «Театр», или Воспитание искусством. М., 1997.
Гиппиус С. Гимнастика чувств. –Л; М., 1967. – С.17.
Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. –М., 1981. – С. 103-104.
Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. М.,1992.
Дмитриева Е. Д. Практикум по выразительному чтению. – М., 1981. – С. 37 – 38.
Добрынина Л. Н. Выразительное чтение художественных произведений в начальной школе. – М., 1950. – С.17
Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. – М., 1970.
Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. 2006
Кияновский А.А., Санько С.Н. Школьный театр в начальной школе. 2000.
Майман Р.Р. и др. Выразительное чтение. Практика. – М., 1980. – С.16 – 17.
Макаренко А.С. О моем опыте/ /Собр. Соч.: В 8т. – М., 1984. – Т. 4. –С.261.
Методика обучения младших школьников чтению детской литературы. – М., 1995
Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. М., 1975.
Новицкая Л.П. Изучение элементов психотехники актёра. Тренинг и муштра.
Озаровский Ю. Музыка живого слова. 1914.
Осокин В.В. Эмоионально-образная выразительность чтения учителя / / Выразительное чтение. М., 1963. – С. 45.
Острогорский В. П. Выразительное чтение. – М., 1911. – С. 49-50
Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.
Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М.,1978.
Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве // Собр. соч.: В 8 т. T.I, M., 1954.
Станиславский К.С. Работа актера над собой. – Ч.2// Собр. Соч.: В 8 т. – М., 1955. – Т. 2. – С. 88.
Топорков В.О. Станиславский на репетиции. М., 1950.
Уроки театра на уроках в школе. / Сост. А.П. Ершова. М..1992.

Zh. N. Sinyagina
Artistry development as the factor of formation of an active living position of younger school students in the conditions of modern educational space.

Summary: The task of the article is to consider the effect of theatrical activity impact on emotional freedom of the child, learning to feel and imagine. As a result of the analysis it is shown that theatrics activity not only introduces children the world of wonder, but also develop the sphere of feelings, partnership, compassion, develop the ability to rejoice, be anxious and empathize. Children become active and creative able to think and feel seizing the skills of expressive reading, using gestures and mimicry.
Keywords: emotional freedom; theatrics; expressive reading; theatrical and game activity.









13PAGE 15


13PAGE 14415




15