МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Моим стихам…настанет свой черёд » (поэтический вечер по творчеству М.И.Цветаевой)


Министерство культуры Новосибирской области
Барабинский филиал
государственного автономного профессионального
образовательного учреждения Новосибирской области
«Новосибирский областной колледж культуры и искусств»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Моим стихам…настанет свой черёд »(поэтический вечер по творчеству М.И.Цветаевой)
Барабинск 2017
Оформление : фотопортрет М.И. Цветаевой, геральдика-кисти рябины, записи музыкальных шедевров, презентация о Марине Цветаевой, выставка книг поэтессы и сборники её стихотворений; ноты песен и романсов на стихи Цветаевой, музыкальное сопровождение.
Цель: - дать представление о поэтическом мире Марины Цветаевой;
- заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой;
- увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и страстная любовь.
Звучит Первый концерт П.А.Чайковского. или Звучит 1 часть концерта С. Рахманинова, на фоне музыки звучат слова.
Т.С. Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас в нашей литературной гостиной. Сегодняшняя встреча будет посвящена поистине великой женщине. Сегодня мы соприкоснемся с женской поэзией. Поэзией великой и трагичной одновременно, вынесшей на своих хрупких плечах  и любовь, и боль, и трагизм всего времени.
Звучит романс «Мне нравится, что Вы больны не мной..» Т.С. Я думаю, вы все узнали романс из кинофильма «Ирония судьбы, или с легким паром», но ,наверно, не все знают, что слова к этой песне написаны……. Мариной Цветаевой. (звучат колокола)
Марина (поднимается на сцену. Примеряет шаль, рассматривая предметы со стола, берет со стола подсвечник и зажигает свечу открывает тетрадь)
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Звучит «Октябрь» из цикла «Времена года» Чайковского, на фоне музыки чтение.
Ведущий1 Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года в преддверии зимы, на изломе осени, когда в Москве ярко пылали рябины.
Ведущий2 Рябина навсегда вошла в геральдику поэзии М.И. Цветаевой. Пылающая и горькая, она стала символом её судьбы, такой же переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей уйти в забвение.
Слайд №1 (дом Цветаевых).
Ведущий1Атмосфера искусства и высокой культуры царила в доме на Трёхпрудном.
Слайд№2 (портрет отца). Отец – Иван Владимирович Цветаев – профессор-искусствовед, основатель и директор Музея изобразительных искусств, был выходец из бедного сельского священства Владимирской губернии. От него Марине передалось необыкновенное трудолюбие.
Слайд №3.
Ведущий2 Мать – Мария Александровна Мейн – сочетала в себе кровь польскую, чешскую и немецкую, талантливая пианистка, ученица композитора Рубинштейна. От неё Марина унаследовала взрывной темперамент и необыкновенную музыкальность.
Музыкальность её была особой. Это не просто способность к талантливому исполнительству, а особый дар воспринимать мир через звуки. Музыке ее стиха соответствовали Скрябин, Шостакович
Ведущий1 Резкая, непредсказуемая, своевольная и озорная, ни на кого не похожая, крылатая и очень ранимая Марина.
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
- В купели морской крещена – и в полёте
Своём непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьётся моё своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти?-Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной воскресаю!
Да здравствует пена – весёлая пена –
Высокая пена морская!
Ведущий2. Счастливая невозвратимая пора… она была связана с рождественскими ёлками, с первыми книгами, музыкой. Первые рифмованные строки появились очень рано, в шесть лет.

Ведущий1 В июле 1906 году, благополучие покинуло семью Цветаевых. После продолжительной болезни умирает мама Марины Цветаевой. Детство кончилось…
В пятнадцать лет.
Шопен. Прелюдия №7.
Звенят, поют забвению мешая
В моей душе слова: «пятнадцать лет».
О, для чего я выросла большая?
Спасенья нет!
Ещё вчера в зелёные берёзки
Я убегала, вольная, с утра.
Ещё вчера шалила без причёски,
Ещё вчера!
Весенний звон с далёких колоколен
Мне говорил: «Побегай и приляг!»
И каждый крик шалунье был позволен,
И каждый шаг!
Что впереди? Какая неудача?
Во всём обман и, ах, на всём запрет.
Так с милым детством я прощалась, плача,
В пятнадцать лет.
Ведущий2После смерти матери интерес к музыке у Марины постепенно угасает, но появляется новое увлечение – книги и стихи. Юная Цветаева пишет стихи как на русском, так на немецком и французском.
Ведущий1 В один из осенних московских дней 1910 года из Трёхпрудного переулка близ Патриарших прудов вышла невысокая круглолицая гимназистка и направилась в Леонтьевский переулок, где находилась типография Мамонтова. В руках у неё была внушительная стопка стихов, в душе – дерзость и решительность. В этот знаменательный день Марина Цветаева постучалась в двери русской литературы.
Ведущий2 Она вступила на путь, откуда сделать шаг назад было невозможно. Первая книга называлась «Вечерний альбом». По сути, это был дневник одарённого и наблюдательного ребёнка. Первым, кто прочитал «Вечерний альбом» и на него откликнулся, был Максимилиан Волошин.
Ведущий1 Россыпь детских впечатлений делилась на три части: «Детство», «Любовь», «Только тени» и поражала глубиной мысли: « Не правда ль, ведь счастья нет вне печали», «Отдать всю душу, но кому бы», «Мы счастье строим на песке». Автор приглашает нас в безоблачную страну детства прекрасного и не всегда безоблачного. Одним из лучших стихотворений «Вечернего альбома» является «Молитва».
Звучит Элегия С.В.Рахманинова.
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго:
«Терпи, ещё не кончен срок».
Ты сам мне подал - слишком много!
Я жажду сразу – всех дорог!
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
И амазонкой мчаться в бой;
Гадать по звёздам в чёрной башне,
Вести детей вперёд, сквозь тень…
Чтоб был легендой - день вчерашний,
Чтоб был безумьем - каждый день!
Люблю и крест, и шёлк, и каски,
Моя душа мгновений след…
Ты дал мне детство – лучше сказки
И дай мне смерть – в семнадцать лет!
Ведущий2 Это стихотворение звучит пророчески. В нём есть тема обречённости, боли души, «родившейся крылатой» и предчувствующей свою будущую ненужность в «мире мер…». Вместе с тем лирическая героиня переполнена любовью к жизни и ждёт от жизни абсолюта: «Чтоб был легендой – день вчерашний,
Чтоб был безумьем – каждый день!».
Звучит «Вальс» Шопена.
Ведущий1 В 1911 году Марина познакомилась с Сергеем Эфроном, студентом Политехнического института, юношей с романтической внешностью. В январе 1912 года они поженились. Марина и Сергей родились в один день 26 го сентября, только Сергей годом позже. Три года их совместной жизни были годами полного счастья, самыми счастливыми за все предшествующие и последующие годы жизни Марины.
Марина. В Коктебели решилась моя судьба. Это произошло в самом начале мая…(звук моря). Я собирала камешки на морском берегу. Он стал помогать мне – красивый, грустный юноша. С поразительно огромными глазами. Взглянув в них, я загадала: если он найдет и подарит мне сердолик ,я выйду за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел сразу же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от моих зеленых. Вложил мне в ладонь розовый крупный камень, который я хранила всю жизнь….
Ведущий2 Своему мужу Сергею Эфрону Марина, посвятила стихотворение
«Генералам двенадцатого года», ставшее песней. (Кинофильм «За бедного гусара замолвите слово»).
Ведущий1 Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. В октябре того же года у них родилась дочь.
Марина у нас родилась дочь, ее назвали Ариадна, Аля, в честь героини греческой легенды о Минотавре. Я называла ее Ариадной вопреки Сереже, который любит русские имена, папе, который любит имена простые, друзьям, которые считают, что это салонно. Ариадна – ведь это ответственно. – именно поэтому.
Звучат колокола С.Рахманинова.
Девочка! – царица бала!
Или схимница- бог весть.
Сколько времени? Светало.
Кто-то мне ответил – шесть.
Чтобы тихая в печали,
Чтобы нежная росла –
Девочку мою встречали
Ранние колокола.
Ведущий2 Как поэт и как личность Марина Цветаева в эти годы развивается очень стремительно. Вторая книга «Волшебный фонарь» и третья – «Юношеские стихи» так и не были изданы. Но, несмотря на это, она начинает осознавать себе цену, она предвидит, что её звёздный час пробьёт.
Звучит Концерт №2 С.В.Рахманинова.
МаринаМоим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
-Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Ведущий1 Марина Цветаева сказала однажды: «Вся моя жизнь в моих стихах».
По стихам Цветаевой можно узнать её чувства и настроения в тот или иной период жизни, её интересы, её увлечения. Друзья и знакомые Цветаевой отмечали, что у неё был трудный и упрямый характер. Зная свой характер, она не сомневалась, что получила его от предков.
Ведущий2 Вспоминает своих бабок, гордую польскую панну – по матери – и сельскую попадью – по отцу: «Обеим бабкам я вышла внучка: чернорабочий и белоручка!...».
Бабушке по матери она посвятила замечательное стихотворение
Продолговатый и твердый овал,Черного платья раструбы...Юная бабушка! Кто целовалВаши надменные губы?Руки, которые в залах дворцаВальсы Шопена играли...По сторонам ледяного лицаЛоконы, в виде спирали.Темный, прямой и взыскательный взгляд.Взгляд, к обороне готовый.Юные женщины так не глядят.Юная бабушка, кто вы?Сколько возможностей вы унесли,И невозможностей - сколько? -В ненасытимую прорву земли,Двадцатилетняя полька!День был невинен, и ветер был свеж.Темные звезды погасли.- Бабушка! - Этот жестокий мятежВ сердце моем - не от вас ли?..
Ведущий1 Поэзия Цветаевой – лирический дневник эпохи и история бесконечного сотворения себя. Её поэтический голос уникален. Она независима ото всех, она, непонимаемая, идёт «невежливо» мимо времени. Важное место в творчестве Цветаевой этого счастливого периода занимает любовная тема.
Ведущий2 В 1914 году Сергей Эфрон уезжает на фронт братом милосердия. Переполненная тревогой и любовью, Марина Цветаева пишет стихотворение
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,Оттого что лес - моя колыбель, и могила - лес,Оттого что я на земле стою - лишь одной ногой,Оттого что я тебе спою - как никто другой.Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,У всех золотых знамен, у всех мечей,Я ключи закину и псов прогоню с крыльца -Оттого что в земной ночи я вернее пса.Я тебя отвоюю у всех других - у той, одной,Ты не будешь ничей жених, я - ничьей женой,И в последнем споре возьму тебя - замолчи! -У того, с которым Иаков стоял в ночи.Но пока тебе не скрещу на груди персты -О проклятие! - у тебя остаешься - ты:Два крыла твои, нацеленные в эфир, -Оттого что мир - твоя колыбель, и могила - мир!
Ведущий1 А между тем надвигается гроза 1917 года. Цветаева хочет жить исключительно личной жизнью, но время вторгается в её жизнь и творчество, диктует свои сюжеты. Она приходит к выводу, что «Из колеи истории не выскочишь».
Ведущий2 Цветаева пишет стихи, в которых гудит и свистит ветер России.
Над чёрною пучиной водною
Последний звон.
Лавиною простонародною
Низринут трон.
Влачится кровавым волоком
Пурпур царей.
Греми, греми, последний колокол
Русских церквей!
Ведущий1В апреле 1917 года у Цветаевой родилась вторая дочь Ирина. В 1918 году прапорщик Сергей Эфрон отправляется в белую армию Корнилова. С этого времени Марина надолго разлучилась со своим мужем. Её муж, белый офицер, теперь стал для Марины прекрасной мечтой, «белым лебедем», героическим и обречённым. Цикл стихов, посвящённых белому движению, Цветаева называет «Лебединый стан».
Ведущий2 Быт был каторжным. Не было денег. Все, что можно было продать, -продано. Все, что можно было сжечь, - сожжено. Ее томила разлука, полная неизвестность о судьбе Сергея.
Песня «Вот опять окно»
Ведущий1 Жена белогвардейского офицера, Марина неуютно чувствует себя в «красной» Москве. Она испытывает нищету и лишения. Чтобы спасти дочек от голодной смерти, отдаёт их в Кунцевский приют. Тяжело заболевшую Ариадну забирает, а младшая Ирина умирает от истощения.
Звучит Прелюдия №11 Шопена.
Две руки, легко опущенные
На младенческую голову!
Были – по одной на каждую –
Две головки мне дарованы.
Но обеими – зажатыми –
Яростными – как могла! –
Старшую у тьмы выхватывая –
Младшей не уберегла.
Две руки – ласкать-разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки – и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая – на шейке тоненькой –
Одуванчик на стебле!
Мной ещё совсем не понято,
Что дитя моё в земле.
Ведущий2Цветаева была в отчаянии, она не видела никакого выхода, но писать стихи не переставала, как будто отчаяние придавало ей ещё больше вдохновения. С1917 по 1920 год Марина Цветаева написала более трёхсот стихотворений. Её талант буквально расцвёл, вопреки трагическим обстоятельствам.
Ведущий1 В мае 1922 года Цветаева не столько эмигрировала из России, сколько уехала к мужу. Географическая справка о пребывании в эмиграции Берлин
Марина недолго
Ведущий2 Прага
Марина 3 года. Я Прагу люблю первой после Москвы
Ведущий1 Париж
Марина за 7 лет Франции я бесконечно остыла сердцем. Париж мне душевно ничего не дал. Сын Георгий родился в 1925 году, в снежный вихрь, 1 февраля
Ведущий2 Лирика гражданской войны поглощена ожиданием вестей от мужа, проникнута печалью и почти отчаявшейся надеждой.
Вчера ещё в глаза глядел,
А нынче – всё косится в сторону!
Вчера ещё до птиц сидел,-
Все жаворонки нынче – вороны!
Я глупая, а ты умён,
Живой, а я остолбенелая.
О вопль женщин всех времён»
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
И слёзы ей – вода, и кровь –
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха – Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Вчера ещё – в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал –
Жизнь выпала копейкой ржавою!
Детоубийцей на суду
Стою – немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал – колесовть:
Другую целовать», - ответствуют.
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил – в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе - я сделала?
Всё ведаю – не прекословь!
Вновь зрячая – уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть – садовница.
Само – что дерево трясти! –
В срок яблоко спадает спелое…
-За всё, за всё меня прости,
Мой милый, -что тебе я сделала!
Ведущий1 Стихи, написанные в эти годы, вошли в знаменитый сборник «Вёрсты». В июле 1921 года И.Эренбург, вернувшийся из Чехии, привёз письмо от Сергея Эфрона.
Ведущий2Уже на следующий год Марина оказалась с дочерью в Берлине, который в то время считался центром русской эмиграции. Здесь она наконец встретилась с мужем, успела написать более двадцати стихотворений. Её лирический талант расцвёл с новой силой. Теперь главной темой её творчества становится философия и психология любви, причём не только той любви, которая соединяет мужчину и женщину, но и любви ко всему на свете.
Ведущий1 Цветаева постепенно переходит от малых жанров к большим, завершает роман в стихах «Молодец», работает над «Поэмой Горы», «Поэмой Конца», «Крысолов».
Ведущий2 Цветаева много пишет, её печатают, но скромных гонораров едва хватает на необходимые расходы. Находясь в эмиграции, Цветаева постоянно думала о родине:
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё – равно, и всё едино.
Но если по дороге - куст
Встаёт, особенно – рябина.
Ведущий1 Незабвенная рябина, яркая и горькая, символ родины и судьбы. Марина не могла решить мучительную для себя проблему: стоит ли ей возвращаться домой, и будет ли она нужна здесь?
Марина Была бы я в России, все было бы иначе, но – России нет, есть буквы: СССР – не могу же ехать в глухое, без гласных, в свистящую гущу! Не могу, от одной мысли душно. Кроме того, меня в Россию не пустят: буквы не раздвинутся…В России я поэт без книг, здесь поэт – без читателей. Здесь я не нужна, там я невозможна.
Ведущий2 Этот вопрос решил за неё Сергей Эфрон. Он очень тосковал по родине и всё больше склонялся к мысли вернуться в Советский Союз. Первой в СССР уехала дочь Ариадна, а скоро и Сергей Эфрон.
Ведущий1 12 июня 1939 года Марина Цветаева вернулась в СССР. Семья, наконец, снова воссоединилась. Но эта последняя в её жизни радость длилась недолго.
Ведущий2 В августе арестовали дочь, а в октябре мужа Цветаевой.
Ведущий1 Снова ей пришлось скитаться по чужим углам. Цветаева больше никогда не увидела своего мужа. Сергей Эфрон был расстрелян в1941 году. Восемь лет провела в лагерях дочь Ариадна.
Ведущий2 Потеряв близких, Марина безумно боялась за сына. В августе 1941 года Марина с сыном уезжает в Елабугу. Там найти работу оказалось ещё труднее, чем в Москве.
Ведущий1 Новые испытания оказались ей не по силам, её воля к жизни с каждым днём становилась всё слабее.
Марина Захлёбываясь от тоски,
Иду одна, без всякой мысли,
И опустились и повисли
Две тоненьких моих руки.
Ведущий2 26 августа Марина написала заявление с просьбой принять её на работу посудомойкой в столовую Литфонда в Чистополе, но в работе отказали, денег не было. Жизнь обрывалась сыпучей лавиной, не оставляя ни одного уступа, чтобы зацепиться…
Ведущий1 было воскресенье 31 августа. Хозяев не было, сына – тоже. Она осталась одна, написала две записки – сыну, товарищам по перу
Марина Георгию Сергеевичу Эфрону: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик..» (подходит к столу, задувает свечу, накрывает платком стол)
Ведущий2 Марина повесилась.
Звучит Прелюдия №20 Шопена.
МаринаЗнаю, умру на заре! На которой из двух,Вместе с которой из двух - не решить по заказу!Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!Пляшущим шагом прошла по земле! - Неба дочь!С полным передником роз! - Ни ростка не наруша!Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночьБог не пошлет по мою лебединую душу!Нежной рукой отведя нецелованный крест,В щедрое небо рванусь за последним приветом.Прорезь зари - и ответной улыбки прорез...- Я и в предсмертной икоте останусь поэтом.
Ведущий1 Двадцатилетней романтической девушкой Марина писала:
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Ведущий2 Сбылось пророчество. Сегодня Марина Цветаева один и самых читаемых поэтов не только в нашей стране, но и за рубежом. Многие её стихи положены на музыку.
Звучит песня на стихи
«Уж сколько их упало в эту бездну».