Открытый урок по литературе на тему «Моим стихам настанет свой черед…» (по жизни и творчеству М.И.Цветаевой)


Ход урока:
Урок сопровождается показом мультимедийной презентации, проводится в форме беседы в сочетании с частично-поисковым методом.
1. Организационный момент.
Вступительное слово преподавателя:
-Здравствуйте, друзья мои! Мне очень приятно видеть вас всех на моем уроке. Меня зовут Лариса Халитовна. Надеюсь, мы с вами проведем занятие с пользой.
2. Актуализация.
На экране фотография М.И. Цветаевой. (Слайд 1).
Постановка проблемного вопроса:
-Знаком вам этот портрет?
-Чей он? Кому он принадлежит?
(ответы студентов)
-Значит, кому будет посвящен сегодняшний урок?
(ответы студентов).
- Сегодняшний урок будет посвящен творчеству Марины Ивановны Цветаевой. (Слайд 2)
-Поэтический дар Цветаевой был необычайно многолик. Диапазон поэзии поразительно широк – от народных русских сказок-поэм до интимнейшей психологической лирики. Но чего ей не хватало, так это внимания. Цветаева очень хотела неравнодушия к себе, к своему творчеству, немного любви и внимания. Она предчувствовала, что будет забыта, будут забыты ее стихи. Поэтому в одном из стихотворений 1913 года она скажет:
Преподаватель читает наизусть стихи М.И.Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…»
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам!
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Май 1913, Коктебель
3. Изучение новой темы
Преподаватель сообщает тему урока:
-Итак, знакомимся с темой урока: Урок по творчеству М.И.Цветаевой «Моим стихам настанет свой черед» (Слайд 3)
- А вы знакомы с Цветаевой? Как вы думаете, почему она является героиней урока?
(Приблизительные ответы студентов:
-Был юбилей-120- летие со дня рождения,
-2012 год был объявлен ЮНЕСКО годом М.И.Цветаевой;
-изучаем серебряный век литературы и т.п.) (Слайд 4).
Постановка целей урока:
1.Давайте определим цели сегодняшнего урока. Попробуйте сформулировать их.
(Приблизительные ответы студентов:
-Познакомиться с творчеством М.Цветаевой;
-Познакомиться со стихами поэта и т.п.)
-Итак, познакомимся с целями урока и запишем их в наши тетради (Слайд 5):
- Краткий обзор жизни и творчества М.И. Цветаевой;
- Знакомство со стихами поэта.
(Учитель читает цели, студенты записывают цели урока в рабочей тетради)
Для того, чтобы прикоснуться к творчеству великого художника слова, необходимо обратиться к его биографии. Перед вами биографические сведения известных русских поэтов. (Слайд 6)
Выполнение задания1 в рабочей тетради:
Найдите предложения, которые относятся к жизни и творчеству М.И.Цветаевой. Поставьте « + » и « - ».
(На работу отводится 2 минуты. Студенты самостоятельно работают в тетрадях).
- Давайте проверим вашу работу. Прочитайте ответы. (Слайд 7).
(Читают один-два студента)
- Молодцы! Справились с работой.
-А теперь выставьте себе оценки по критериям, приведенным на экране (Слайд 8).
Критерии оценивания по таблице
0-1 ошибка-«5»;
2-3 ошибки-«4»;
4-5 ошибок «3».
(Преподаватель руководит работой оценивания)
- У кого оценка «5»? «4»? «3»?
- У тех, кто получил «3», есть возможность еще раз прикоснуться к биографии и творчеству М.Цветаевой.
-Итак, какова судьба поэта Цветаевой? (Трагична)
-Ощущение трагедии может сказаться на поэзии Цветаевой? ( Конечно, может).
- Но в то же время, поэзия Марины Цветаевой удивительно музыкальна. На ее стихи написано большое количество прекрасных романсов.
Приглашаю вас послушать песню в исполнении Александра Матюхина на стихи М.Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины» (Слайд 9)
-Что важно для героини Цветаевой в этой песне?
(жизнь и поэзия, творчество).
-Ребята, выполните тест по данному стихотворению.
Студенты выполняют задание 2 в рабочих тетрадях. Время, отводимое, на выполнение задания 1,5 – 2 минуты. (Слайд 10).
-Давайте, проверим тест и поставим себе оценки. (Один из студентов читает ответы, остальные проверяют их) (Слайд 11).
Далее производится оценивание:
-Оценим работы Слайд 12 ( критерии оценивания)
Критерии оценивания:
0 ошибок - «5»
1-2 ошибки - «4»
3 ошибки –«3»
Кто получил оценку «5»? «4»? «3»?
-Молодцы! Переходим к следующему этапу урока.
Перед вами стихотворение М.Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну…»
(Преподаватель предлагает студентам выразительно прочитать стихотворение).
- Я предлагаю вам элемент технологии анализа художественного текста. (Слайд 13)
Блок говорил, что стихотворение подобно звездному небу, на котором яркими звездами горят слова или образы. На этих словах-образах и держится стихотворение. Чтобы понять этот художественный текст, вы должны разглядеть эти звезды.
- Давайте найдем ключевые слова и объединим их по темам.
-Что такое ключевые слова? (один студент читает) (Слайд 14)
СЛОВАРНАЯ РАБОТА (Слайд 15): ключевые слова - самые важные слова-образы в тексте, которые могут выражать отношение автора к той или иной теме в раскрытии смысла художественного произведения.
Выполняется задание 3 в рабочих тетрадях.
Студенты находят ключевые слова (Слайд 16):
1 строфа: бездна – Земли - исчезну – тема смерти
2 строфа: пела – застынет – боролась – рвалось - тема творчества
3строфа: голос-волос - сияло - рвалось - боролось-пело - тема жизни
4 строфа: дети - мина – зола – дрова - зла
5 строфа: колокол - виолончель-кавалькада-земля - тема поэзии, музыки
6 строфа: лира- вера- любовь – чужие - свои – тема любви
7 строфа: день- ночь – письмо – устно – правда – нет
8 строфа: обида – нежность - прощение-вид
9 строфа: правда- игра- событие – умру – любите
Тема жизни: жизнь – дня - под небом- земля- живой- настоящей- быстрота стремительных событий
Тема смерти: бездна - исчезну- прямая неизбежность- умру
Тема поэзии: пело-сияло-рвалось- глас кавалькада- виолончель -колокол-правда-игра
-Что такое бездна, что она собой несет?
Вывод: Да, она уйдет, а жизнь будет продолжаться...
Да, пришел ее черед, о чем она предвещала.
4. Обобщение по уроку
Таким образом, сегодня мы с вами познакомились с творчеством Марины Ивановны Цветаевой. (Слайд 17)
-Вернемся к целям урока. Достигли ли мы их?
(1-2 студента читают цели, остальные отвечают)
-Замечательно!
- Итак, мы с вами подошли к домашнему заданию. Оно есть в ваших рабочих тетрадях.
5. Домашнее задание
Преподаватель формулирует домашнее задание, объясняет его.
1. Написать синквейн. (Пример имеется в рабочей тетради) (Слайд 18)
Синквейн - пять строк о поэте, наиболее ярко его характеризующие.
Схема синквейна:
1строка - Слово, о котором будет идти речь.
2 строка - Два прилагательных о нем.
3 строка - Три глагола.
4 строка - Фраза из четырех слов.
5 строка - Слово - синоним к слову в первой строке.
Например:
Цветаева (Марина)
Гениальная, музыкальная ( несравненная, единственная, любимая, морская)
Пишет, мыслит, поет (восхищает, будоражит, колдует, околдовывает и т.п.)
Она - известный поэт России (великая душа России)
Вечность (красота, поэт, личность и т. п.)
2. Выучить стихотворение М.Цветаевой (по выбору.)
3. Заполните пустые строки. (В рабочих тетрадях).
М.И.Цветаева родилась в ____________ .Детство ее прошло_____________________________ .Стихи начала писать с_____ лет . В ______году скончалась от чахотки мать, Мария Александровна Цветаева - Мейн. Первый сборник стихов вышел в ________ году. Он называется "___________________".Одобрительную рецензию получила от ___________ . Написала первую критическую статью"_________________________". Находясь в гостях у _________ в ____________, познакомилась с будущим мужем __________________ .В ________году состоялось венчание М.Цветаевой и С.Эфрона. В феврале 1912 года выходит вторая книга "________________". ____сентября родилась дочь _______.В1913 году выходит 3 сборник "_______________".30 августа 19__скончался отец И.Я.Цветаев. В1917 году написано несколько _________, в том числе- на _______________ революцию. 13 апреля родилась дочь ________, впоследствии умерла от истощения в _________. В1922 году пишет прощальные стихи, написала поэму "______________", прощание с Москвой. В 19___году уезжает за границу. В19__ году в Берлине вышли две ее книжки: "_________", "_________________". В Чехии пробыла с августа 19__ по октябрь 19___, жила в деревнях почти в нищете. В19___ - рождение сына _________ (_____). В19____г.- возвращение на Родину. В 19 ___г. __________ушла из жизни в городе _________.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Что нового вы узнали в жизненном плане? Что вам дал этот урок?
(Приблизительные ответы студентов:
- понимать и чувствовать поэзию,
-умение анализировать стихи и т. п.)
- На память о нашей встрече, я хочу подарить вам эти календари (с изображением М.Цветаевой и ее цитатами). (Слайд 19)
- Ой, одного не хватило? А вам, я подарю свои бусы.
(Преподаватель снимает с себя красные бусы, держит в руках) и задает вопрос:
-А на что они похожи? (на гроздья рябины)(Слайд )
-Какое отношение имеет рябина к творчеству Марины Цветаевой?
(-она родилась в сентябре, когда плодоносила рябина;
-рябина стала символом ее творчества и т. п.)
Вывод: Да, ребята, рябина-символ творчества Цветаевой, которая родилась в сентябре в период листопада, когда зреет рябина. Жизнь Марины Ивановны Цветаевой была горька и ярка, как рябина).
(Когда преподаватель дарит бусы, они рассыпаются)
-Видите, как трудно собрать бусы? Так же трудно было и самой Цветаевой… Как трудно собрать эти бусы, так же трудно было соединиться семье Цветаевой и Сергея Эфрона.
Поэзия М. Цветаевой открыто вошла в наши дни. Наконец-то и навсегда обрела она читателя – огромного, как океан, народного читателя, какого при жизни ей так не хватало…
Прошло столько времени, а у нас с Вами есть возможность читать и наслаждаться творчеством Марины Цветаевой. Настоящее искусство не умирает.
(все вместе произносят фразу (слайд ))
Поэтому мы говорим: Марина Ивановна, вашим стихам настал свой черед!
- Спасибо за урок, до свидания! (Слайд 20)
Учебно-методическая карта урока
Дисциплина: Литература
Курс: первый
Дата: 5.04.2013 г
Тема занятия: «Моим стихам настанет свой черед…» (Урок по творчеству Марины Цветаевой)
Тип урока: урок изучения нового материала
Цели урока:
образовательные:
-познакомить и заинтересовать студентов с некоторыми страницами жизни М.Цветаевой;
-раскрыть своеобразие ее поэтики;
-показать трагичность мироощущения поэта;
-формирование коммуникативной компетенции студентов.
развивающие:
-развитие чувства прекрасного, умения читать стихи и эмоционально на них откликаться;
-совершенствование навыков анализа поэтического текста;
-развитие творческого мышления, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, формулировать свое мнение;
-развитие коммуникативных умений навыков (умение пользоваться речью: монологической. диалогической, умение слушать и слышать).
воспитательные:
-воспитание уважения к чувствам другого человека, способности сопереживать;
-формирование любви к слову, литературе;
-воспитание чувства любви и уважения к творчеству поэта Цветаевой
-формирование способности к совместной работе в группе, достигать согласия в условиях различных взглядов, воспитание чувства ответственности за совместную работу.
Обеспечение занятия: раздаточная рабочая тетрадь.
Технические средства обучения: компьютер, проектор.
Программное обеспечение: мультимедийная презентация.
Литература:
Основная: Учебник «Литература» под редакцией Г.А. Обернихиной. М.: «Академия», 2011 г.
Дополнительная:
1. С.Б. Шадрина «Литературная гостиная», внеклассные мероприятия. Волгоград: «Учитель», 2009 г.
2. Н.В. Исаченкова «Сценарии литературных вечеров в школе», Сп.б.: «Паритет», 2011 г.
Структура урока:
Приемы повышения к изучаемой теме: показ презентации, работа с текстом, выразительное чтение стихотворений, исполнение и прослушивание песни на стихи М.Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины…».
План урока:
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний.
3.Изучение нового материала.
4. Обобщение по уроку
5.Домашнее задание
6.Подведение итогов. Рефлексия.
Самостоятельная работа студентов: анализ текста, выразительное чтение стихотворения, тестирование.
Подведение итогов: рефлексия, выставление оценок, подарки.